Сеитжалилова Сияра Аметовна
Проект «Музей новогодней игрушки»
▼ Скачать
Вид проекта : познавательно - творческий
Продолжительность проекта : краткосрочный: с 1 по 21 декабря.
Участники проекта : воспитатель Сеитжалилова С. А., дети и их родители, воспитатели ДОУ.
Возрастная категория: дети 6-7 лет, подготовительная группа.
Цель проекта : : создание мини-музея ёлочной игрушки; расширение кругозора и познавательного интереса у учащихся и их родителей, повысить интерес к истории Новогодней игрушки и научиться её изготавливать.
Задачи проекта :
Публикация «Проект „Музей новогодней игрушки“» размещена в разделах
- Елочная игрушка. Новогодние украшения своими руками
- Елочные игрушки. Новогодние мини-музеи
- Елочные новогодние игрушки. Проекты
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
• Познакомиться с историей возникновения новогодней игрушки, с возникновением традиции празднования Нового года;
• Научиться изготавливать Новогоднюю игрушку разными способами из различного материала;
• Оказывать детям помощь в выявлении проблемы, в поиске её решения, в оформлении работ, в организации мини-музея;
• Воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к ручному труду;
• Развивать навыки коммуникативного общения, познавательную активность дошкольников;
• Привлекать родителей к участию в проекте;
• Развивать творческие способности детей.
Актуальность проекта :
Наряжать елку – это предпраздничный творческий процесс, в котором, как правило, участвуют практически все члены семьи – родители, дети, бабушки и дедушки. И, как правило, у каждого члена семьи есть любимые елочные игрушки и конечно интересная история, связанная с появлением этих игрушек. В ходе этого проекта мы познакомим дошкольников с возникновением традиции празднования Нового года, с историей появления первой ёлочной игрушки.
Предполагаемые результаты проекта :
1. Развитие интереса детей к художественному творчеству.
2. Закрепление умений детей изготавливать игрушку разными способами применяя различный материал (пластилин, бумага, ткань, салфетки, природный материал, и т. д.)
3. Получить эмоциональный отклик от своей работы.
4. Включение детей в самостоятельную и совместную с педагогом деятельность, что приведет к повышению самооценки.
5. Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
6. Активное участие родителей в жизни детского сада и группы.
7. Создание мини-музея в группе.
Продукты проекта :
Фотоматериалы, изготовление ёлочных игрушек, презентация проекта «Новогодние игрушки».
Особенности проекта
• Совместное участие в создании мини-музея детей, воспитателей и родителей
• Ребенок - активный участник оформления экспозиции мини-музея.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
• Рассматривание открыток, иллюстраций, чтение литературы по теме, конструктивная деятельность: рисование, аппликация, лепка.
• Подбор наглядно – дидактических пособий для НОД.
• Знакомство с историей ёлочной игрушки : через занятия, создания развивающей среды, наглядных пособий.
Основной этап:
• Беседа: «Дед мороз и его помощники».
• Составление описательного рассказа по предмету: елочная игрушка, фигурки деда Мороза, снегурочки.
• Чтение К. Чуковский «Елка», р. н. с. «Морозко», Г. Скребицкий «Зимняя стужа» и др.
• Рисование «Ёлочный шар».
• Аппликация «Новогодняя ёлка»
• Консультация для родителей «История новогодней игрушки».
• Консультация для родителей «Новогодние игрушки своими руками»
Заключительный этап:
• Изготовление игрушек из бросового и природного материала.
• Украшение ёлки в детском саду и дома.
• Создание мини - музея «Новогодние игрушки»
• Утренник «Новый год»
• Показ презентации.
Результаты проекта :
Создание мини-музея «Новогодняя игрушка»
Педагоги:
• Повышение профессиональной компетенции педагогов по внедрению проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс.
• Создание мини-музеев в группе.
• Разработка конспектов мероприятий с детьми в рамках проекта «Мини-музей «Новогодняя игрушка».
Дети:
• Активизация познавательного интереса дошкольников.
• Повышение интереса к музейной деятельности.
• Воспитание умения детально рассматривать экспонаты, выделять главное, обобщать увиденное.
Родители:
• Повышение интереса к участию в жизни ДОУ
• Развитие стремления к совместной деятельности с детьми.
Мы планируем:
1. Создать «Мини Музей» новогодней игрушки.
2. Провести экскурсии для воспитанников детского сада, воспитателей и родителей.
3. Совместно с детьми подготовить и провести
мастер-классы по изготовлению ёлочных игрушек своими
руками.
4. Оформить выставку «Ёлочная игрушка, которую я сделал сам»
Гипотеза
Новогодние игрушки – это не только яркий атрибут зимнего праздника, но и часть истории нашей страны. Через историю новогодней игрушки можно, изучить историю страны, так как новогодняя игрушка менялась в связи с изменениями й1 происходящими в обществе, в ней отражались исторические события, происходившие в России и мире.
Считаем, что узнать и полюбить Россию можно изучая историю её прошлого. Это формирует в человеке чувство патриотизма, гражданственности, рождает желание творить.
На прилавках магазинов перед Новым годом появляются яркие новогодние игрушки, серебристая мишура и гирлянды. А в каждом доме спешат установить нарядную елку. Все эти праздничные атрибуты давно стали для нас привычными. И мало кто задумывается о том, какова история новогодней игрушки и почему появилась традиция устанавливать и
украшать праздничное дерево. Разобраться в этом поможет работа, осуществляемая в ходе реализации проекта. И вот, когда до Нового года остаются считанные дни и вы, как и раньше, в окружении родных и близких, достанете коробку с елочными украшениями и станете наряжать зеленое, колючее деревце — подержите в руках каждый шарик и каждую игрушку чуть подольше… Говорят, что в каждой игрушке скрыта частичка волшебства, в которое так хочется верить под Новый год.
История ёлочной игрушки.
Первые ёлки в России появились в 19 веке. Их ставили на крыши и заборы питейных заведений как украшение. Украшать же ёлки начали в 1860-1870 гг., повторяя европейскую моду. Елочных игрушек русского производства тогда еще не было, их заказывали в Европе. Уже тогда елочные игрушки четко делились на украшения для состоятельных и для тех, кто победнее. Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века было то же самое, что современному россиянину купить машину. Ёлочные шары были тяжелыми, поскольку тонкое стекло научились делать лишь к началу 20 века. В России Новый год стал праздноваться 1 января «по примеру всех христианских народов» по указу Петра I в 1700 году.
-Первые стеклянные игрушки на территории СССР начали делать в период Первой мировой войны в Клину. Там мастера-артельщики выдували стеклянные изделия для аптек и прочих нужд. Но в военные годы пленные немцы научили их выдувать (шары и бусы). Клинская фабрика «Елочка», кстати, по сей день остается единственной в России фабрикой, которая делает бусы для елок.
- Помимо стекла игрушки делали из картона. В дореволюционной России был популярен «дрезденский картонаж» — игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона.
- Были игрушки и из ваты, накрученной на проволочный каркас: так оформляли фигурки детей, ангелочков, клоунов, моряков. На елках развешивали бутафорские фрукты из папье- маше, бархата.
- На верхушке закрепляли Вифлеемскую звезду, шестиконечную, — в отличие от советской.
- пикообразные верхушки для елок начали делать в Германии. Их украшали
фигурками голубков, колокольчиками.
- Украшения в форме сосулек начали делать в СССР только во времена «оттепели».
Производство елочных украшений прервалось на период с 1927 по 1935 гг. – в связи с отменой празднования Рождества и Нового года – в этих праздниках руководство страны увидело идеологическую угрозу советской власти.
И только после статьи в газете «Правда» (от 28 декабря 1935 года) - «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» - началась реабилитация любимого народного праздника. Через два года в Колонном зале Дома Союзов была установлена 15-метровая ель, и был организован удивительный по масштабам новогодний вечер.
- Популярные для игрушек темы тех лет : парашютисты, дирижабли, ордена, звезды, огромные красные шары с изображениями портретов Сталина,
- В конце 30-х годов была выпущена серия елочных украшений на восточную тему - это и Аладдин, и старик Хоттабыч, и восточные красавицы. Эти игрушки отличает восточная филигранность форм и ручная роспись.
Во время Отечественной войны на фронтах елки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков. Игрушки также выпускались, в ограниченном количестве, конечно.
Украшение елки к Новому году было обязательным — этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. «Военные» елки украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками-санитарами»; даже Дед Мороз на новогодних открыток бил фашистов…
- В начале 1950-х, когда с продуктами в стране была проблема, изготавливалось много игрушек в виде фруктов, ягод и овощей (разумеется, несъедобных). Появились и сказочные персонажи: Айболит, Дед Мороз, Снегурочка, Чиполино, различные звери: белочки, медведи, зайцы. Тогда же, в 50-х, появилась мода на стеклянные бусы и композиции из стеклянных шариков, бус и палочек.
- С выходом фильма; Карнавальная ночь в 1956 году выпущены игрушки; Часы, со стрелками, установленными за пять минут до полуночи.
- В 70-80е годы становятся популярными новогодние игрушки в виде шишек, колокольчиков и домиков. С начала 2000-х годов стали популярными пластиковые и оригинальные «самодельные» ёлочные игрушки.
Сегодня в России существуют несколько крупных музеев ёлочных игрушек :
1. Музей «Фабрика ёлочных игрушек в Сокольниках».
2. Музей ёлочной игрушки «Клинское подворье» на территории
комплекса ОАО «Ёлочка» в подмосковном Клину.
3. Музей новогодней и рождественской игрушки в Великом Устюге.
Ежегодно, перед Новым годом в городах организуются выставки новогодних
игрушек.
Но, к сожалению, не все могут посетить эти музеи и выставки.
Сегодня мы с детьми создали свой «Мини музей – Новогодней игрушки».
В обычном музее ребёнок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и родители. «Мини-музей» расширяет кругозор дошкольников, даёт возможность обогатить знания детей об окружающем мире.
Одним из самых любимых и долгожданных праздников детей и взрослых считается - Новый год. Это ожидание чуда, ни с чем несравнимая зимняя сказка и самые положительные эмоции, радости. Ведь у каждого из нас лучшие воспоминания об этом празднике связаны с детством.
Нашими усилиями и с помощью родителей в группе был создан мини-музей «Новогодние игрушки».
В нё м присутствуют:
- игрушки уже ставшие историей,
- новогодние игрушки, сделанные детьми с родителями, которые дети повесили в этом году на новогоднюю ёлку в группе,
- современные новогодние игрушки.
Вывод:
В ходе проекта было доказано, что ёлочная игрушка не была во все времена в форме шара, менялась по ходу истории нашей страны; а также менялись материалы и способы её изготовления. Ёлочная игрушка может стать не только историей страны, но и историей каждой семьи и передаваться от поколения к поколению.
Все участники проекта узнали много нового и интересного о ёлочных игрушках и теперь могут поделиться своими знаниями.