Татьяна Жителева
Проект «Мозаика деревьев и кустарников»
▼ Скачать
Тема проекта : «Мозаика деревьев и растений»
Возраст: старшая группа (5-6 лет).
Вид проекта : познавательно - исследовательский
Участники: воспитатели, дети старшей группы (возраст 5-6 лет, родители воспитанников.
Продолжительность: среднесрочный
Публикация «Проект „Мозаика деревьев и кустарников“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2023
Актуальность: На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.
Суть нашего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно – нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы – обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.
Гипотеза.
Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево или растение будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён.
Цель: формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности и чувств.
Задачи: Расширять представления детей о разнообразии растительного мира. Учить узнавать и называть знакомые деревья, кустарники и растения. Систематизировать знания о пользе деревьев и растений в жизни человека и животных. Воспитывать бережное отношение к природе.
1 этап – подготовительный. Обсуждение целей и задач проекта с родителями, детьми, создание условий необходимых для реализации проекта.
2 этап – основной. Реализация основных видов деятельности по направлению проекта.
3 этап – итоговый. Сбор и обработка методических и практических материалов, анализ выполненных целей и задач.
Итог:
• Повышение уровня экологической грамотности детей;
• Формирование осознанной потребности в общении с природой;
• Создание экологически – развивающей среды на участке детского сада;
• Создание художественно – эстетической среды;
• Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;
• Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
• Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.
Используемая литература:
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Мозаика – синтез, 2014г.
Т. А. Шорыгина «Грибы. Какие они?» Издательство «Гном», 2013г.
1. А. С. Герасимова, О. С. Жукова «Большая энциклопедия дошкольника», Москва «ОЛМА Медиа Групп» 2007
2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез» 2010
3. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка», Москва «Педагогика – Пресс» 2006
4. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва ТЦ «Сфера» 2009
5. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», Просвещение 1973
6. М. Н. Сигимова «Познание мира растений», Детство пресс 2010
7. Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?», Москва 2006
8. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, Москва «Мозаика – Синтез» 2010
Воспитатели: Жителева Татьяна Валентиновна,
Скрипко Ольга Александровна,
Сафронова Любовь Сергеевна.
Музыкальный руководитель Дмитриева Татьяна Викторовна.
№ Мероприятия Цель Ответственные Сроки проведения
I этап - подготовительный
1. Обеспечение образовательной деятельности методическим материалом Подбор программно-методического материала по направлению работы Воспитатели 1 - 2 неделя ноября 2022г.
2. Обогащение предметно-развивающей среды в группе по данному направлению Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:
-подбор книг для оформления выставок в книжном уголке;
-оборудование уголка экспериментирования;
- пополнение уголка природы;
- изготовлениедидактических игр; Воспитатели 3 - 4 неделя ноября 2022г.
3. Педагогическое просвещение родителей Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания. Воспитатели Ноябрь 2022 г.
II этап - практический
4. Приложение №1Беседа на тему «Осень»
Расширение представлений детей об осенних явлениях в природе. Воспитатели, дети. 4 неделя ноября – 1 неделя декабря 2022г.
Приложение №2
Подвижная игра «За грибами» Развивать координацию речи с движением.
Приложение №3
Прогулка по территории детского сада.
Приложение №4
Беседа на тему: «Для чего нужны деревья, польза от деревьев» Расширять представления детей о разнообразии растительного мира.
Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
Приложение №5
Рисуем осень
Воспитывать у детей интерес к осенним явлениям природы, любовь к природе.
5. Приложение №6
ОД: «Проказы матушки – зимы» Обогащение и расширение знаний детей о зимних изменениях в природе Воспитатели, дети 2-4 неделя декабря 2022г.
Приложение №7
Игра «Находилки» Ознакомление с окружающим миром.
Приложение №8
Дидактические игры: «Дерево. Времена года»«Назови ласково», «Угадай, про какое дерево я говорю»
Продолжать развивать интерес к миру природы, расширять и уточнять их представления о деревьях и растениях.
Приложение №9
Опыт «Живые деревья» Создавать условия для детской исследовательской деятельности, развивать наблюдательность, любопытство.
Приложение № 10Беседа на тему: «Берёза»
Знакомство детей со стихотворением С. Есенина «Берёза»
6.
7. Приложение №11
«Наша нарядная ёлка» (аппликация)
Вызвать радостное настроение, воспитывать чувство прекрасного, учить создавать образ нарядной ёлки.
Воспитатели, дети.
2-4 неделя января 2023 г.
Приложение №12
Дыхательная гимнастика «Вертушки»
Рисуем солью.
Игра «Лото»
Приложение №13
ОД на тему «Мир комнатных растений»
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений
1 -3 неделя февраля
Приложение №14
Огород на окне по сказке «Зимовье зверей»
Активизация творческой деятельности педагогов, детей и родителей по оформлению огорода на окне.
Воспитатели, дети.
8.
9. Приложение №15
Беседа на тему: «Первоцветы»
Прослушивание «Вальс цветов», П. И. Чайковского, «Из – под дуба, из – пол вяза» русская народная мелодия. Игры с пением «Цветы» музыка Н. Бахутовой, слова народные.
«Пастушок» мелодия, обработка И. Берковича
Взаимодействие с родителями.
Экскурсия в парк
Дать представление детям о первоцветах.
Развивать танцевальное творчество.
Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений.
Продолжать развивать интерес и любовь к музыке.
Экскурсия даёт детям возможность удовлетворить любознательность в самостоятельных наблюдениях.
Цель экскурсии в парк: Формировать представления детей о сезонных изменениях, развивать умения видеть их и понимать причину происходящего в природе. Полюбоваться красотой осенней природы. Формировать у детей представление о состоянии растений осенью Воспитатели, дети.
Воспитатели, родители, дети
4 неделя февраля и март
Приложение №16
Консультация на тему «Задачи экологического воспитания ребенка в семье»
Повышение компетенции родителей по данной теме Воспитатели, родители, дети
Приложение №17
Экологические игры с ребенком
Приложение №18
Опыты дома
Создание условий для познавательно – исследовательской и трудовой деятельности детей.
Развивать познавательный интерес. Способствовать экологическому воспитанию.
III этап - итоговый
10. Обобщить опыт работы по экологическому образованию с детьми старшей группы
Подвести итоги работы.
Приложение №19
Викторина на тему «Мозаика деревьев и растений Оформление проекта
Подготовка презентации на тему «Всё, что рядом растёт»»
Формирование элементарной экологической культуры, общей эрудиции.
Воспитатели, дети. 1-2 неделя апреля 2023 г.