Вера Репешевская
Проект «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Автор проекта : Репешевская Вера Павловна, воспитатель первой младшей группы МБДОУ детский сад №31 г. Каменск-Шахтинский
Название проекта : «Моя семья»
Тип проекта
По содержанию: познавательно-творческий
По числу участников проекта : групповой
По времени проведения: среднесрочный (2месяца)
По характеру контактов: в рамках ДОУ
По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата
Публикация «Проект „Моя семья“» размещена в разделах
Участники проекта : воспитатель первой младшей группы Елисеева Елена Васильевна, дети 1,6-3 лет, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Актуальность проекта : в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них доброе и уважительное отношение к окружающим людям и, прежде всего, любовь к своей семье, к своим близким. Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно в семье он учится любить, радоваться, сочувствовать, именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества.
Проблема: в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевает родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребенка, укрепление и развития личности ребенка, укрепление и развитие детско-родительских отношений. Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта : формирование у детей первоначальных представлений о семье.
Задачи проекта :
• Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность).
• Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия».
• Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Образовательные области:
- социально-коммуникативная;
- познавательная;
- речевая;
- художественно-эстетическая;
- физическая.
Планируемый результат:
• знания детей о семье, её членах; дети умеют называть (показывать) всех членов семьи, их имена.
• в речи стали употреблять слова сестра, брат, любимая мама, мой папа.
• привлекли интерес родителей к жизни детского сада.
• совместная деятельность способствовала укреплению детских – родительских отношений.
Взаимодействие с семьей :
• помощь в подготовке развлечения и его проведении;
• консультации для родителей;
• фотоотчет о проведении проекта в социальных сетях.
Методы осуществления проекта :
• Изучение и подбор методической и художественной литературы, подбор наглядно-дидактического материала.
• Беседы с детьми на темы: «Моя семья»
• Чтение художественной литературы (стихи, потешки, сказки, рассказы, просмотр мультфильмов, прослушивание песен по теме.
• Практические:
проведение НОД по рисованию;
проведение НОД по лепке;
• театрализация русской-народной сказки «Репка».
• Игровые (сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры).
Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный этап:
1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
2. Изучение психолого-педагогической литературы на тему: «Семья»
3. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
4. Подбор материала для совместной образовательной деятельности с детьми (картотека игр, литература, игрушки, предметные и сюжетные картинки, иллюстрации, музыка, видеоматериалы, материалы для детского творчества).
II. Основной этап реализации проекта :
ПЛАН ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
№ Организованная образовательная деятельность (источник) Задачи Совместно-организованная деятельность
1-я неделя
1 Познавательное развитие. Беседа «Моя семья»
(Приложение)
Учить детей называть членов семьи;
- знать, что в семье все заботятся и любят друг друга;
-понимать роль взрослых и детей в семье;
- вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья. Рассматривание картин
«Моя семья»,
«Коза с козлятами», «Кошка с котятами», «Собака со щенками», «Лошадь и жеребенок», «Петушок и его семья»
Конструирование
«Наш дом»,
«Мебель для
дома»
Беседы:
«Что такое хорошо и что такое плохо» (по картинкам); «Мамы и детки».
Утренняя гимнастика «Дружная семья»
Развивающее видео
«Моя семья», «Члены семьи», «Наша дружная семья»
2 Речевое развитие
Чтение рассказа Д. Габе
«Моя Семья. Мама»
(Приложение) Формировать эмоциональное восприятие художественного произведения, на их основе показ любови близким, к своим детям.
3 Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Морские волны. Кораблик для папы»
(Комплесн. зан. Стр. 205)
Прививать любовь к папе. Познакомить со стихотворением А. Барто «Кораблик», развивать память, поощрять желание прочесть стихотворный текст целиком с помощью воспитателя; учить четко и правильно произносить слова; различать синий цвет, упражнять в рисовании волнистых линий, развивать образное мышление, закреплять умение рисовать карандашом; приучать к совместным действиям под музыку, овладению образно-игровыми и имитационными движениями в сочетании с музыкой.
4 Речевое развитие. Чтение русской народной сказки «Козлятки и волк»
(Комплесн. зан. Стр. 78) Познакомить с содержанием сказки «Козлятки и волк» (в обработке К. Ушинского); вызывать желание поиграть в сказку, рассматривать рисунки-иллюстрации; совершенствовать умение понимать вопросы и отвечать на них; уточнять представления о животных (волк, козлята, о том, как мама-коза любит и защищает своих деток-козлят.
5 Познавательное развитие
«Петушок с семьёй»
(Комплесн. зан. Стр. 62) Учить детей слушать сказку в инсценированном варианте; знакомить с домашними птицами, с внешним видом петуха, его повадками; продолжать закреплять понятие «семья»; воспитывать интерес к сказкам.
2-я неделя
1 Познавательное развитие
Беседа «Папы – Вы наши Защитники»
(Приложение)
Воспитывать у детей доброе отношение к своему папе, вызывать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека; развивать речь, воспитывать желание читать и слушать стихи; играть. Сюжетно - ролевые игры
Н. Ф. Губанова. «Развитие игровой деятельности» :
Кормление кукол.
Купание. Укладывание спать. Куклы просыпаются.
Куклы одеваются на прогулку. Куклы на прогулке. Обед для кукол.
Кукла заболела.
Комната для куклы.
Легковая машина везет гостя. Автобус везет пассажиров. Мойка машины. Ремонт машины. Заправка машины. Магазин.
Дочка заболела.
Мы солдаты. Строим дом
Мамины помощники. Поручения.
(Роли. Мама (папа, бабушка, дедушка, ребенок (дочка, сын).
Основные игровые действия. Кормить куклу – купать; купать – укладывать спать; укладывать спать – петь колыбельную (рассказывать сказки); готовить кукле обед (завтрак, ужин) – кормить; одевать куклу на прогулку – гулять с ней.)
2 Речевое развитие.
Русская народная песенка «Ладушки, ладушки…»
(Комплексные занятия. стр. 80) Напомнить содержание русской народной песенки; поощрять попытки выполнять движения, о которых говорится в песенке; учить договаривать слова, фразы.
3 Художественно-эстетическое развитие. Лепка
«Вкусное печенье»
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду.» стр. 22 Вызывать интерес к созданию объёмных и силуэтных фигурок из теста (пластилина). Показать способы получения изображений с помощью формочек для выпечки. Знакомить с силуэтом – учить обводить форму пальчиком (по контурной линии). Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения. Воспитывать любовь к бабушке, побуждать желание сделать приятное для членов семьи, вызывать интерес к изобразительной деятельности.
4 Речевое развитие.
Чтение рассказа
Доры Габе «Моя семья. Братик»
(Приложение) Дать понятие о единстве всех членов семьи, проявление заботы о близких, оказание посильной помощи. Активизировать речь, эмоциональную отзывчивость на художественное произведение.
5 Физическое развитие
Подвижная игра «Помирились»
(Приложение) Формировать представления о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей; об эмоциональном состоянии членов семьи; воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятие: мой дом, моя семья.
3-я неделя
1 Познавательное развитие
«Кошка с котятами»
(Комплексные занятия. стр. 65) Познакомить детей с домашними животными: кошкой и котятами, учить называть части игрушки, учить отвечать на вопросы, произносить звукоподражания, сравнивать предметы по нескольким признакам (величине, цвету, развивать внимание, память, речь, общую моторику, тактильные ощущения. Воспитывать доброе отношение к маме-кошке и котятам.
М/ф «Кошкин дом»
Музыка-пение колыбельной «Баю- бай», «Пирожки» Филиченко.
Дидактические игры и упражнения
Д/ и: «Назови ласково»; «Вежливые слова», «Позвони по телефону маме (папе)», «Мой портрет», «Помоги маме (папе)», «Где мы были, что мы видели», «Кто, что любит делать?», «Кому что подарить?», «Кому, что нужно для работы?», «Хорошо или плохо?»,
2 Художественно-эстетическое развитие.
Лепка «Пряники для мамы»
(О. Павлова Художественное творчество. стр. 106) Развивать умение слушать и отвечать на вопросы; включаться в игру, проявлять положительные эмоции, любоваться выполненной работой; учить различать предметы круглой формы, уметь делать лепёшку, подпевать песню, выполнять простейшие движения, имитирующие лепку. Прививать любовь к близким.
3 Речевое развитие.
чтение произведения С. Я. Маршака
«Кошкин дом»
(Приложение) Прививать любовь к дому, семье. Дать детям знания о причинах возникновения пожара, его последствиях и правилах пожарной безопасности на примере произведения Самуила Яковлевича Маршака «Кошкин дом».
Вызвать у детей желание помочь игровому персонажу – маме кошке. Активизировать речь детей, побуждая отвечать на вопросы воспитателя.
Формировать у детей понятие «опасные предметы», помочь им запомнить правила пожарной безопасности.
4 Конструирование «Кошкин дом» (Приложение) Учить детей простым приёмам конструирования (дом для кошки) : соединять детали на плоскости, располагая их горизонтально и вертикально, учить правильно называть детали. Содействовать активному речевому общению. Познакомить детей с новой физ. минуткой. Воспитывать отзывчивость, желание оказать помощь.
5 Речевое развитие.
Игра-инсценировка
«Про девочку Машу и Зайку – Длинное ушко»
(В. В. Гербова стр. 34) Помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы; поупражнять в проговаривании фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой (папой, бабушкой).
4-я неделя
1 Познавательное развитие
Беседа «Спасибо маме»
(Приложение)
Дать детям представление о значимости матери для каждого человека, воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к маме, обогащать словарный запас детей. «Встречаем гостей», «Можно – нельзя», «Накормим куклу», «Уложим куклу спать», «Кукла заболела» «На чём люди ездят?», «День рождения»
Раскраски «Мама», «Папа», «Наша дружная семья»
Отгадывание загадок (о членах семьи)
2 Художественно-эстетическое развитие.
Рисование «Цветок для мамочки»
(О. В. Павлова стр. 41) Развивать интегративные качества: умение слушать стихи, песни, подпевать, эмоционально отзываться в процессе пения и чтения стихов; учить различать цвета, делать отпечатки пальцами, рисовать карандашом прямые линии, познакомить со строением цветка; пробудить желание поздравить маму с праздником.
3 Речевое развитие
Русская народная сказка «Маша и медведь»
(Комплексные занятия стр. 224-225) Познакомить с содержанием русской народной сказки «Маша и медведь» (в обработке М. Булатова, учить рассматривать рисунки-иллюстрации, понимать сюжет картинки, отвечать на вопросы воспитателя; побуждать принимать участие в рассказывании русской народной сказки «Маша и медведь» по картинкам.
4 Художественно-эстетическое развитие.
Лепка «Пирожки для бабушки»
(Комплексные занятия стр. 225) Закреплять умение формировать из пластилина округлые комочки, прививать интерес к изобразительной деятельности. Воспитывать любовь и доброе отношение к дедушке и бабушке.
5 Речевое развитие
Чтение стихов, потешек, загадок про семью.
(Приложение) Учить детей узнавать и называть членов семьи из текста загадок, стихов потешек. Активизировать речь, эмоциональную отзывчивость на художественные произведения.
5-я неделя
1 Познавательное развитие
«Добрый вечер мамочка»
(В. В. Гербова стр. 50) Рассказать детям о том, как лучше встретить вечером маму, вернувшуюся с работы, что сказать ей (или любому другому родному человеку). Ситуативный разговор «Что готовит мама?»
«Где работает мама (папа)»?
«Что делать, если кто-то заболел»?
«К нам идут гости»
Чтение потешек и стихотворений о семье (Приложение)
2 Речевое развитие
Сказка Л. Н. Толстого «Три медведя»
(Комплексные занятия стр. 174) Познакомить с содержанием сказки Л. Н. Толстого «Три медведя»; дать возможность убедиться, что рассматривать рисунки в книгах очень интересно; развивать память, активизировать речь, помогать детям играть в сказку;
3 Художественно-эстетическое развитие.
Лепка «Миски для медведей»
(Комплексные занятия стр. 175) Упражнять в скатывании из пластилина шаров круговыми движениями рук, в сплющивании в ладонях комка; учить пальцами делать углубление, развивать интерес к лепке. Дать понятие, кто в семье самый большой, сильный. Кто самый маленький. Кому нужна большая миска, кому – маленькая.
4 Совместное коллективное творчество. Изготовление группового фотоальбома
«Моя семья» Дать детям представление, о том какие бывают родственники – члены семьи. Учить узнавать и называть их на фотографиях. Стимулировать эмоциональную отзывчивость на фото близких людей.
5 Речевое развитие
Русская народная потешка «Из-за леса, из-за гор…»
(Комплексные занятия стр. 245) Познакомить детей с русской народной потешкой «Из-за леса, из-за гор…», поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком; развивать проявление эмоциональной отзывчивости при чтении потешки, с интересом рассматривать иллюстрации к потешке.
6-я неделя
1 Познавательное развитие
«Мамины помощники»
(Комплексные занятия стр. 244) Развивать общую моторику, слуховое внимание; расширять словарный запас; учить группировать предметы по способу использования, называть цвет, величину предметов, способствовать развитию речи как средства общения. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к близким, родным людям. Вызвать желание помочь маме. Чтение: колыбельные песни.
Сказки: «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Три медведя»
Д. Габе «Моя семья»
К. Ушинский «Петушок с семьёй»
А. Барто «Посидим в тишине»
Чтение потешки «Ладушки – ладушки» и др.
Стихотворения: Ю. Жуковой «Про нас», Н. Майданник «Моя семья
2 Художественное творчество.
Лепка «Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки».
(Приложение) Воспитывать любовь к бабушке, познакомить с признаками весны; развивать наблюдательность, умение выбирать из названных предметов содержание своей лепки, самостоятельность, творческие способности; упражнять в разнообразных приёмах лепки; закреплять умение передавать в лепке образы знакомых предметов.
3 Речевое развитие
«Чья мама? Чей малыш?»
(В. В. Гербова стр. 69) Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей; угадывать животное по описанию. Дать представление, о том, что семья, мама и детки есть не только у людей, но и у животных.
4 Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Мимоза для мамы»
(Приложение)
Воспитывать у детей доброжелательное отношение к близким, родным людям. Вызвать желание сделать подарок любимой маме или бабушке. Учить самостоятельно рисовать красками используя желтый цвет, заполнять лист мазками своим пальчиком, пятнами, ориентируясь на зеленые опорные линии, а также развитие мелкой моторики. Учимся любоваться своим произведением.
5 Развлечение. Театрализация сказки
«Репка»
(Комплексные занятия стр. 50) Напомнить содержание сказки «Репка», вызвать желание рассказать сказку вместе с воспитателем; способствовать активизации речи; учить выполнять действия, о которых говорится в сказке. Учить эмоционально и заинтересованно следить за развитием действий при показе воспитателем настольного театра «Репка», повторять знакомые фразы из сказки.
Используемая литература:
• Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). Авторы-составители О. П. Власенко, Т. В. Ковригина, В. Н. Мезенцева, О. В. Павлова. Издательство «Учитель», 2016 г.
• Н. Ф. Губанова. «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада». М. : Мозаика-Синтез, 2016 г
• О. В. Павлова. Художественое творчество. Комплексные занятия. Первая младшая группа. Издательство «Учитель», 2016 г.
• Гербова В. В., Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа. ФГОС. М. : Мозаика-Синтез, 2016 г.
• И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст». М. : «Карапуз», 2009 г
• Интернет-ресурсы
III. Заключительный этап:
1. Подведение итогов проекта.
- Консультации для родителей «Семья и семейные ценности», «Семья – наш тёплый дом»;
- Составление портфолио проекта;
- Развлечение для детей театрализация сказки «Репка»;
- Фотоальбом «Моя семья»;
- Выставки детского творчества «Нашим папам», «Мамочке любимой».
- Представление портфолио проекта для педагогов.
Заключение.
Поставленная нами цель, была достигнута. У детей сформировано начальное звено, в познании такого понятия как «Семья». На протяжении двух месяцев, мы вместе с ребятами провели большое количество продуктивной деятельности в разных образовательных областях. А также нам удалось включить в нашу работу родителей, заинтересовать и сподвигнуть к совместной деятельности. Что позволило закрепить эмоциональную связь в треугольнике ребенок-родитель-воспитатель. Проект позволил родителям перейти от позиции «наблюдатель», в область совместной деятельности с ребенком.