тимонина Юлия
Проект «Моя семья» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Интерес к своему прошлому, знание того, откуда ты родом формируется с детства. Для детей дошкольного возраста эта тема очень близка, так как мама, папа, дедушка и бабушка- это люди, которые всегда рядом.
***
Семья-это папа,
Семья-это мама,
И бабушка с дедом конечно мои.
Семья-это важно и это разумно.
В семье, однозначно, ты нужен кому-то.
И вот получилась большая семья.
Но, главный в ней конечно же я.
Паспорт проекта
1. Тема проекта «Моя семья».
Публикация «Проект „Моя семья“ для дошкольников» размещена в разделах
2. Проблемное поле формируется на содержании ознакомления дошкольников с темой «Семья», на основе вопросов, сформированных детьми совместно с родителями: «Что такое родословная семьи?», «Что такое генеалогическое древо семьи?», «Кто такие родственники», «Что означают слова «предки», «традиции».
3. Цель проекта : способствовать закреплению интереса к родословной своей семьи. Воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям, предкам, семейным традициям.
4. Задачи проекта :
-развивать любознательность и активность воспитанников;
-воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи, прививать чувство благодарности к старшим за создание семейного благополучия;
-способствовать получению первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях друг с другом, расширять опыт позитивного взаимодействия в семье, почтительного отношения к родителям и взрослым, послушания, уважения.
формировать навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми;
-формировать правильное представление о семье, обязанностях и её членах;
-формировать личностное отношение к родной семье как к общечеловеческой ценности. Познакомить с правилами почитания и уважения старших. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания и взаимопомощи в семейной жизни;
-познакомить детей с семейным древом. Развивать интерес к истории своего рода, желание поделиться этими знаниями с товарищами. Воспитывать чувство долга и любви к своей семье;
-установить партнёрские отношения с семьями воспитанников;
-поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
5. Вид проекта - исследовательский.
6. Время реализации проекта : 2 недели.
7. Участники проекта- дети 5-6 лет, педагоги, родители.
8. Предполагаемый результат: Осмысленное понятие «Семьи», «родословной семьи», любовь и уважительное отношение к родителям, предкам, семейным традициям.
9. Продукт проектной деятельности : выставка детский работ по теме «Мама», коллаж «Мой дом - моя крепость».
10. Проблемное поле формируется на содержании ознакомления дошкольников с темой «Семья», на основе вопросов, сформированных детьми совместно с родителями: «Что такое родословная семьи?», «Что такое генеалогическое древо семьи?», «Кто такие родственники», «Что означают слова «предки», «традиции».
11. Этапы работы над проектом. Исследовательский проект реализуется в двух пространствах - в детском саду со всей группой детей и дома, где каждый ребенок со своими родителями исследует свой вопрос в рамках единой темы.
Подготовительный этап. Для родителей подобрать полезную информацию по теме проекта : подготовить памятку для родителей «Читаем вместе с детьми», «Как знакомить дошкольников с родословной». Оформление центра «Книга» в тематике «Моя семья».
Основной этап.
НОД: Продуктивная деятельность -рисование «Мама».
Чтение художественных произведений.
Беседа о семейных традициях.
Беседа «Единый праздник всех семей»
С/р игра «Моя семья»
Д/и «Баю-Бай»
Д/и «Как я могу помочь маме и папе…»
Д/и «Как я помогаю дома?»
Д/и ««Подарки для бабушки, мамы, дочки»
Д/и «Правильно-неправильно»
Д/и «Подарки для дедушки, папы, сына»
Д/и «Семейные обязанности».
«Вспомни пословицы о маме». Игра с мячом.
Игра-лото «Семья»
Альбомы для рассматривания • «Мамина работа». Набор сюжетных картинок с женскими профессиями. • «Моя родословная». • «Традиции нашей семьи».
Просмотр мультфильма «Моя мама-волшебница»
Дома родители беседуют о том, какая у них семья, что они делают вместе, как помогают, заботятся и любят друг друга, рассматривают фотографии членов семьи.
Выучить с ребенком фамилию, имя и отчество каждого члена семьи.
Оформление генеалогического древа семьи.
Заключительный этап.
Организация выставки детских работ и подготовка презентации.
12. Презентация проекта.
Практический материал к реализации проекта
Чтение художественной литературы.
1. Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы».
2. В. Осеева «Просто старушка».
3. Я Сегель «Как я был мамой».
4. П. Воронько «Мальчик Помогай»
5. Д. Габе «Моя семья».
6. А Барто «Вовка – добрая душа»
7. Р. н. с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
8. Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек».
9. Е. Благинина «Аленушка».
10. П. Синявский «Бабушка моя не старушка».
11. Я. Аким «Моя родня».
12. Валентин Катаев «Цветик-семицветик»
Рассказывание. Ш. Перро «Красная шапочка».
Вопросы для бесед с детьми.
Как вы думаете: «Что такое семья?» (Семья-это люди которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, относятся друг к другу уважительно).
Как вы думаете все семьи одинаковые? Или может быть они разные? (Семьи все разные : бывают большие и маленькие. Люди из разных семей живут в разных домах.)
Какая должна быть семья? (Крепкая, дружная, трудолюбивая, заботливая, ласковая).
Какие твои поступки и действия могут огорчить, обрадовать, удивить, рассердить маму?
Словесная игра «Любимый праздник в нашей семье-это…», «В нашей семье есть правило-это…».
Вернисаж совместного творчества детей и родителей: Коллаж на тему: «Мой дом-моя крепость».
Список используемой литературы:
1. Данилина Т. А., Взаимодействие ДОУ с социумом. – М. : АРКТИ, 2004
2. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей» : - М. : Т. У. Сфера, 2004
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2010. — 112 с.
4. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребёнке волшебника. - М. : Просвещение, 1998
5. Тимофеева М. В., Система сопровождения родителей, Волгоград, 2009
6. Осипова Л. Е., Работа ДОУ с семьёй. -М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008
7. Пазухина И. А., Давай познакомимся, Санкт-Петербург «Детство Пресс», 2004
8. Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» / Р. Ю. Белоусова, А. Н. Егорова, Ю. С. Калинкина. — М. : ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 112 с. — (ФГОС ДО. ПМК «Мозаичный ПАРК»
Беседа
«Единый праздник всех семей»
Цель- познакомить воспитанников с праздником, актуальным для всех семей, укреплять доброжелательное отношение к окружающим.
Замечательный праздник - День Семьи, Любви и Верности - в России появился совсем недавно. Его дата 8 июля. В нашем городе на пересечении улиц Набережной и Комсомольской воздвигнут памятник святым благоверным Петру и Февронии Муромским. Бронзовые князь Петр и княгиня Феврония обращены лицом друг к другу, а в руках держат голубей. Скульптор запечатлел момент, когда Петр делает предложение Февронии. Композиция символизирует беззаветную любовь и вечную преданность супругов.
За мечту и верность,
За любовь по-русски,
Откровенность, честность,
Благородность чувства!
В День Петра с Февроньей,
В день влюблённых очень
Пожеланий много,
Свяжут узы прочно!
Подарю ромашки,
Зацветут, запахнут,
Пусть не будет страшно,
Пусть любовь не чахнет!
Итак, ребята, у всех семей есть общий, всеми любимый праздник.
Памятка для родителей
«Читаем вместе с детьми»
Любовь к искусству, литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь. Дети восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы останутся с ними на долгие годы.
Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Знакомство с доступными образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.
Семейное чтение – одно из средств духовно – нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает детей и их родителей знаниями, но и сближает всех членов семьи, способствует установлению более близких внутрисемейных контактов.
Список книг, рекомендуемых для семейного чтения.
Каждый найдет свою книжку!
Для детей 5-6 лет:
Ганс-Христиан Андерсен «Сказки» («Гадкий утенок», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Волшебный холм», «Новый наряд короля», «Дорожный товарищ», «Принцесса на горошине», «Дочь болотного царя», «Калоши счастья», «Маленький Клаус и Большой Клаус», «Русалочка», «Огниво», «Сундук-самолет», «Старый дом», «Суп из колбасной палочки», «Дюймовочка», «Штопальная игла», «Дикие лебеди» и др.).
Петр Ершов «Конек-горбунок».
Редъярд Киплинг «Сказки».
Сергей Аксаков «Аленький цветочек».
Валентин Катаев «Цветик-семицветик».
Джоэль Ч. Харрис «Сказки дядюшки Римуса» («Как оживить сказку», «Братец Лис и Братец Кролик» и другие).
Ян Экхольм «Тутта Карлссон Первая и единственная», «Людвиг Четырнадцатый» и другие.
Григорий Остер «Вредные советы», «Бабушка удава».
Виталий Бианки «Лесные были и небылицы», «Муравьишка» и другие.
Яков и Вильгельм Гримм «Сказки» («Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят», «Горшочек каши», «Бабушка Метелица», «Король-лягушонок или Железный Генрих», «Мальчик-с-пальчик», «Белоснежка и семь гномов», «Синяя Борода» и другие).
ДжанниРодари «Приключения Чиполлино», «Путешествие Голубой Стрелы».
Даниил Хармс «Стихи для детей», «Плих и Плюх».
Владимир Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».
Кир Булычев «Приключения Алисы» («Путешествие Алисы», «Заповедник сказок», «Миллион приключений», «Конец Атлантиды», «Подземная лодка», «Алиса и крестоносцы», «Война с лилипутами»).
Астрид Линдгрен «Малыш и Карлссон», «Пеппи – Длинный чулок», «Эмиль из Линнеберги».
Анне Вестли «Мама, папа, 8 детей и грузовик».
Алан Александр Милн «Винни Пух и все-все-все», «Баллада о королевском бутерброде».
Александр Волков «Волшебник Изумрудного Города», «УрфинДжюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных королей», «Огненный бог Марранов», «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка».
«Азбука» : Стихи и сказки о буквах и звуках.
«Сказки тысячи и одной ночи» (семь путешествий Синдбада-морехода, повесть о скитаниях принца, ставшего нищенствующим дервишем, история о Медном городе, Абдаллах Земной и Абдаллах Морской, Абу Кир и Абу Сир, сказка об Ала ад-Дине и волшебном светильнике, истории о яйце птицы рухх и сокровищах пирамид и другие).
Эрнст Теодор Амадей Гофман «Щелкунчик и мышиный король».
Евгений Шварц «Сказки» («Сказка о потерянном времени»).
Шарль Перро «Сказки» («Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Спящая красавица», «Золушка, или хрустальная туфелька»).
Сельма Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Джон Толкин «Хоббит, или туда и обратно».
Андрей Усачев «Умная собачка Соня».
Саша Черный «Дневник Фокса Микки».
АгнешБалинт «Гном Гномыч и Изюмка».
Леонид Пантелеев «Буква «ты», «Фенька», «Две лягушки» и др.
Борис Житков «Что я видел: рассказы».
Всеволод Гаршин «Лягушка-путешественница» и др. сказки.
Кеннет Грэм «Ветер в ивах».
Татьяна Александрова «Домовенок Кузя».
Юрий Коваль «Приключения Васи Куролесова».
Юрий Сотник «Как я был самостоятельным».
Юрий Томин «Шел по городу волшебник».
Александр Сергеевич Пушкин «Руслан и Людмила».
Памела Треверс «Мэри Поппинс с Вишневой улицы».
Юз Алешковский «Кыш и Двапортфеля».
Вера Чаплина «Питомцы зоопарка».
Ирина Бабич «Мои знакомые звери».
Виктор Голявкин «Тетрадки под дождем».
Михаэль Энде «Бесконечная история», «Джим Пуговка и машинист Лукас», «Джим Пуговка и Чертова Дюжина», «Момо или сказка о похитителях времени».
Мира Лобе «Городок Вокруг – да – Около».
Владимир Железников «Жизнь и приключения чудака».
ОтфридПройслер «Сказочные повести» («Крабат: Легенды старой мельницы», «Гном Хербе Большая Шляпа», «Гном Хербе и леший», «Маленькая баба-яга», «Маленькое привидение», «Маленький водяной», «Разбойник Хотценплотц и перцовый пистолет»).
Николай Носов «Фантазеры», «Затейники», «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».
Алексей Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино».
Виталий Губарев «Королевство кривых зеркал».
Конспект НОД.
«Мама»
Задачи:
Обучить умению рисовать портрет мамы, передавая её индивидуальные особенности: цвет глаз, волос. Соблюдать последовательность при рисовании,побуждать детей передавать свое отношение, свои чувства к близким людям в изображении. Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, помочь понять, что мама у каждого из нас одна
Ход занятия.
1. Организационный момент
Воспитатель предлагает небольшую разминку:
«Мы руками хлоп-хлоп,
Мы ногами топ-топ.
Плечиками чик-чик,
Глазками миг-миг.
За руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся»
Восп-ль:
Семья –это важно,
Семья-это классно.
Семейный уют –
мамы создают,
А папы помогают.
И детки не скучают.
А теперь скажите самое прекрасное на свете слово – мама. Это первое слово, которое говорит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно! У мамы самое ласковое и доброе сердце.
Восп-ль:
- Дети,сегодня мы будем рисовать портрет самого дорогого и любимого для всех человека – портрет своей мамы.
Дети садятся за столы.
2. Показ готового образца или картины-портрет
Есть глаза — не видят,
Есть уши — не слышат,
Есть рот — не говорит,
Есть нос — не нюхает. (портрет)
Прежде чем рисовать портрет мамы, мы рассмотрим портрет актрисы, чтобы глаза, нос, рот на лице вы изобразили на нужных местах.
3. Устное рисование лица (при помощи пальчика).
-Какой формы голова? (обвести пальцами голову).
(При помощи ладоней ограничиваем лицо, находим глаза,их расположение).
- Что находится над глазами? (Брови)
- Между глазами и подбородком находится кончик носа.
- Где он находится? (Посередине)
- Что находится посередине между кончиком носа и подбородком? (Рот-губы)
- Голова переходит в шею.
4. Показ поэтапного рисования портрета.
1. Сначала рисуем тонкими линиями лицо - овал.
Вот овальное лицо,оно похоже на яйцо.
Воспитатель рисует мелом на доске овал и посередине его глаза, пояснив при этом, что расстояние между глазами невелико, не больше одного глаза.
Внутри глаза цветной кружок и маленький зрачок.
Глаза у людей разные по цвету. Например, у меня голубые- значит, кружок у меня будет
голубым.
Не забудем нарисовать ресницы, на верхнем веке они длиннее, чем на нижнем.
3. Что находится над глазами? (брови).
Это дугообразные полосы.
4. Рисование носа - нос посередине, начало у бровей. Рисуется плавной дугообразной линией. Макушка носа закругляется и сбоку пририсовываются
крылья носа и ноздри.
5. Рот находится ниже носа. Дети, посмотрите друг на друга. Видите, что верхняя губа по форме отличается от нижней. На верхней губе как бы две волны, а на нижней одна (нарисовать губы).
6. По сторонам на уровне глаз и носа рисуем уши.
7Шею удлиняем, плечи закругляем.
8. Затем пышные волосы. Вот и портрет готов.
Осталось портрет раскрасить.
Чтобы приступить к самостоятельной й работе мы свами немножко разомнёмся.
5. Физминутка
Свою маму я люблю
Я всегда ей помогу:
Я и дров наколю: вот-так/2раза
И полы я подмету: вот-так/2раза
Свою маму я люблю
И всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю.
С рук я воду отряхаю: вот-так/2раза
Свою маму я люблю
Если мама ляжет спать,
Я не буду ей мешать.
Я на цыпочках хожу
Или сяду и тихонечко сижу и на мамочку гляжу.
А теперь представьте себе свою маму и начинайте рисовать.
6. Самостоятельная работа детей.
Ребята, рисуйте тонкими линиями, что бы лишние или не точные линии легко было убрать
ластиком.
(Дети рисуют, воспитатель подходит, советует, помогает, присутствует музыкальное
сопровождение).
Обращаю внимание на посадку детей за столами (осанки, ноги).
7. Итог работы
Рисунки вывешиваются на доску.
-Все вы старались. Мамы получились очень красивыми, потому что вы их очень любите.