Файзрахманова Гузалия Габдульфайевна
Проект «Мой город — частица Родины большой»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мой город — частица Родины большой»
Титульный лист:
Наименование организации МКДОУ д/с «Улыбка корпус №2
Название проекта ««Мой город – частица Родины большой»
Возраст детей 6-7 лет
Автор разработки Файзрахманова Гузалия Габдульфайевна
Год 2021
Актуальность
Неотъемлемая часть образования - воспитание патриотизма. Патриотизм -это любовь и привязанность к Родине, преданность, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Для формирования у детей основ гражданской культуры, нравственно-патриотического развития личности, необходимо получение детьми знания об их родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у реб нка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше реб нок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.
Публикация «Проект „Мой город — частица Родины большой“» размещена в разделах
- Мой город. Проекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Академик Д. С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали,- значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Проблема
В ходе наблюдений, обратили внимание, что дети в недостаточной степени имеют представления о сво м родном городе, в котором родились и живут. В процессе бесед о городе, выяснили, что ребята не имеют представление об истории родного города, затрудняются называть свой адрес и достопримечательности города. Для решения этой проблемы реализовали проект «Мой город – частица Родины большой»
Гипотеза
заключается в предположении о том, если воспитывать у ребёнка любовь к родному дому, семье, детскому саду, родной улице, городу, родной природе, культуре и традициям с первых лет жизни, то начнёт формироваться чувство любви к своей Родине – России.
Условия реализации
• подбор методической и художественной литературы;
• подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии);
• дидактические игры;
• организация выставок рисунков, творческих работ родителей и детей;
• презентация к проекту;
• совместное участие родителей и педагогов детского сада в реализации проекта;
• экскурсии;
• создание предметно-развивающей среды в соответствии с темой проекта;
• беседы
Участники проекта
дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Вид проекта
Познавательно-информационный, творческий, среднесрочный
Цель и задачи проекта
Цель: формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с малой Родиной
Задачи:
Для воспитанников
• расширять знания детей о родном городе;
• знакомить с историей города;
• знакомить с достопримечательностями;
• закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад;
• знакомить с государственной символикой города;
• воспитывать любовь и привязанность к родному краю
Для родителей
• пропагандировать патриотическое воспитание среди родителей;
• привлечь родителей к оказанию помощи педагогам и детям в реализации проекта;
Для педагогов
• создать предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном городе;
• создать условия для поиска эффективных форм и методов нравственно- патриотического воспитания дошкольников;
• создать позитивный и эмоциональный настрой совместного творчества родителей, детей и педагогов;
Ожидаемые результаты
• Обогащение предметно – развивающей среды группы (центр патриотического воспитания);
• У детей сформированы представлений о родном городе, его улицах;
• Заинтересованность родителей в воспитании у детей патриотических чувств, любви к родному городу
Планирование работы
Срок Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Работа с родителями
1 неделя Акция «Чистый участок»
Беседа «Достопримечательности города Сосновка»
Беседа с рассматриванием иллюстраций «Улицы моего города»
Беседа «История возникновения родного города» Сюжетно-ролевая игра «Больница» Консультация для родителей «Как знакомить детей с городом»
2 неделя Беседа «Знакомство с символикой города
Конструирование «Сосновка в будущем»
Рисование «Достопримечательности города» Консультация для родителей «Улица, на которой я живу»
3 неделя Рисование «Вид из моего окна»
Изготовление альбома «Моя Сосновка»
Дидактическая игра «Мы экскурсоводы» Сюжетно-ролевая игра
«К нам пришли гости»
4 неделя Беседа «День народного единства»
Аппликация «Если мы едины, мы не победимы»
Лепка «Если мы едины, мы не победимы»
Коллективная работа «Улица моего города» Консультация для родителей «По дороге в детский сад»
Интеграция образовательных областей
• «Речевое развитие»;
• «Познавательное развитие»;
• «Социально-коммуникативное»;
• «Художественно-эстетическое развитие»
• «Физическое развитие»
Этапы работы над проектом
1 этап – подготовительный
• разработка плана реализации проекта;
• подбор методической и художественной литературы;
• подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии);
• подготовка дидактических игр;
• подбор наглядной информации для родителей;
• информированность родителей о проекте
• предварительная работа с детьми ( выявление знания детей по теме:
беседы, наблюдения)
Приём «Три вопроса»
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Что сделать чтобы узнать?
Наш город Сосновка
Рядом с Сосновкой много деревень
(Савелий) Как было раньше (Амирхан) Можно посмотреть в
Интернете (Амирхан)
В городе есть дома и много
машин, магазины, каток (Анна) Я бы хотел увидеть Сосновку с высоты птичьего полета (Савелий) Прочитать в книге
(Алина)
В нашем городе есть
памятник участникам войны, вечный огонь
В городе есть заправка, шиномонтаж
Дом культуры «Судостроитель», Дом творчества (Амирхан) Я бы хотел узнать какие редкие животные обитают (Ратмир) Сходить в музей (Ратмир)
Сосновка маленькая (Костя)
Узнать какие корабли строили на заводе (Костя, Савелий, Амирхан) Спросить у мамы и папы, воспитателей
(Элина)
В Сосновке есть парк, детская площадка, церковь, детские сады (Алина) Узнать про ветеранов войны (Савелий, Амирхан) Посмотреть в телевизоре (Анна)
Три спортивных комплекса («Витязь», дзюдо, старый комплекс «Волна»
(Ксения)
Памятник на площади (Элина)
Библиотека (Ратмир)
2 этап – деятельностный
Беседа «Достопримечательности города Сосновка»
Цель: формирование любви к родному городу, интереса к его прошлому и настоящему
Задачи: познакомить с историей, с достопримечательностями родного города;
расширять знания о памятных местах города, обогащать и активизировать словарь, прививать любовь к родному городу
Беседа с рассматриванием иллюстраций «Улицы моего города»
Цель: расширение кругозора детей о улицах родного города
Задачи: познакомить детей с названиями ближайших улиц родного города;
развивать внимание, связную речь
Беседа «История возникновения родного города»
Цель: формирование патриотического воспитания
Задачи: познакомить детей с историей возникновения города, с его историческим прошлым;
развивать у детей познавательный интерес к историческому прошлому города;
воспитывать любовь к родному городу краю
Беседа «Знакомство с символикой города»
Цель: расширение знания детей о символике города
Задачи: воспитывать патриотические и гражданские чувства у детей;
познакомить детей с изображением символики города;
Беседа «День народного единства»
Цель: приобщение детей к истории России
Задачи: закреплять представление о многонациональности России;
расширять представление о празднике «День народного единства», значении и истории его возникновения;
воспитывать гражданские и патриотические чувства, любовь к Родине, уважения к народным героям
Рисование «Достопримечательности города»
Цель: закреплять представления детей о малой Родине; умение рисовать достопримечательности и природу родного города совместно с родителями; воспитывать аккуратность в работе
Рисование «Вид из моего окна»
Цель: создать условия для развития эстетического восприятия, образного представления
Задачи: формировать у детей умение рисовать простые сюжеты по замыслу; воспитывать любознательность, интерес к познанию своего ближайшего окружения.
Конструирование «Сосновка в будущем»
Коллективная работа «Улица моего города»
Аппликация «Если мы едины, мы не победимы»
Лепка «Если мы едины, мы не победимы»
Акция «Чистый участок»
Цель: формирование у детей ответственного отношения ко всему живому, к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы на участке.
Задачи: развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами; воспитывать внимательное, бережное отношение к окружающей природе. Дидактическая игра «Мы экскурсоводы»
Изготовление альбома «Моя Сосновка»
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Сюжетно-ролевая игра «К нам пришли гости»
Консультация для родителей «Как знакомить детей с городом»
Консультация для родителей «Улица, на которой я живу»
Консультация для родителей «По дороге в детский сад»
3 этап – заключительный
КВН «Знатоки нашего города»
Презентация проекта
4. Выводы
знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.
5. Планирование дальнейшей профессиональной деятельности
Планируем продолжить работу по знакомству с городом и его окрестностями.
6. Литература
7. Приложения
Беседа «День народного единства»
Цель: приобщение детей к истории России
Задачи: закреплять представление о многонациональности России;
расширять представление о празднике «День народного единства», значении и истории его возникновения;
воспитывать гражданские и патриотические чувства, любовь к Родине, уважения к народным героям
Ход:
Воспитатель: Ребята, 4 ноября вся наша страна отмечает День народного единства. Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя родной стороны совершали подвиги, слагали о ней песни, пословицы и стихи. Мы живём в стране, у которой удивительное красивое имя – Россия. А мы с вами, граждане России - россияне! Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.
А что такое Родина?
Дети: Родина-место, где мы родились и живем
Воспитатель: Родина - значит родная, как мать и отец. Родина-место, где
мы родились, страна, в которой мы живём, где живут наши близкие, где жили наши
прабабушки и прадедушки. Родина у каждого человека одна. Послушайте
стихотворение о Родине "Что мы Родиной зовём?"
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём
Воспитатель: 4 ноября вся страна будет отмечать праздник «День народного
единства». Значение праздника скрывается в его названии.
Народ – это мы с вами, люди, живущие в нашей стране, а единство, когда мы все
дружим, живем в согласии, понимании и уважении. Это праздник нашего народа и
нашей Родины.
Воспитатель: День народного единства - это новый и одновременно старый праздник.
В далёкие - далёкие времена столицу нашей Родины – Москву захватили поляки. На
защиту Москвы и всей России поднялся народ. Объединились все сословия, все
национальности, деревни, города - это было поистине народное ополчение, а
возглавили его Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освободив
Москву, Россия показала всему миру героизм, сплоченность всего нашего народа. В
честь этой победы 4 ноября объявлен государственным праздником, который по
праву называют Днем народного единства.
Воспитатель: А какие народы населяют нашу страну?
Дети: Татары, башкиры
Воспитатель: На земле живёт много разных народов. У каждого народа свой язык, своя культура, своя религия, свои национальные традиции и обычаи. Всех их связывает в единую семью общая Родина, взаимное уважение и дружба. Поэтому невозможно сказать какая из народностей лучше - мы все равны, все особенные. А ещё все государства, существующие на Земле, имеют свои государственные символы - герб, флаг, гимн.
Герб России - золотой, двуглавый орёл, могучий и гордый. Он не пропустит ни
одного врага. В лапах орла символы власти скипетр и держава, такие в старину были
у русских царей. На его груди - Георгий Победоносец. Он, сидя на коне, пронзает серебряным копьём ужасного дракона.
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
Воспитатель: Ребята, а флаг России трёхцветный – бело-сине-красный.
Трех цветов Российский флаг.
Каждый цвет - для всех нас знак.
Есть на флаге красный цвет,
Героизмом он согрет.
Стойкость, жертвенность, отвага -
Смысл такого цвета флага.
Синий цвет на флаге - верность,
Твердость духа, неизменность,
Доброта, простосердечье,
Что людьми ценились вечно.
Белый - это чистота,
Благородство, высота.
Воспитатель: У нашей страны также есть главная песня – это гимн. Что такое гимн?
Это торжественная песня, восхваляющая свою Родину. Эта песня соединяет и
сближает нас. Когда звучит гимн, все присутствующие слушают его стоя – этим
выражается уважение к нашей стране. Его нам включают в момент торжества! Ребята,
сейчас послушаем гимн России. Звучит Гимн (1 куплет).
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы поговорили о нашей стране, о ее главных символах, о празднике Дне народного единства. Я надеюсь, что вы всегда будете любить, гордиться нашей Родиной и когда вырастете, прославите ее своими
делами. Россия всегда будет гордиться вами.
Беседа «Достопримечательности города Сосновка»
Цель: формирование любви к родному городу, интереса к его прошлому и настоящему
Задачи: познакомить с историей, с достопримечательностями родного города;
расширять знания о памятных местах города, обогащать и активизировать словарь, прививать любовь к родному городу
Ход:
Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть своя маленькая Родина – это город, деревня, село, где он родился. Наша общая великая Родина состоит из множества маленьких уголков. Как называется наша большая Родина, страна в которой мы живем?
Дети: Россия
Воспитатель: А мы сегодня поговорим о нашей малой Родине – это город, в котором мы живем. Назовите этот город
Дети: Сосновка
Воспитатель: Сосновка — город в России, в Вятскополянском районе Кировской области. Расположен на левом берегу реки Вятка, при впадении реки Пыжманка, Каждый город имеет свою символику. Давайте рассмотрим– герб. Посмотрите, что изображено на нашем гербе?
Воспитатель: Что представляет собой герб?
Это прямоугольный щит голубого цвета, в центре щита изображён траулер с сетью. Это означает, что в Сосновке с конца 1920-х годов существует судоверфь, на которой выпускают траулеры.
Воспитатель: Кто скажет, какая река протекает в нашем городе?
Дети: Вятка
Воспитатель: Через Вятку построен автодорожный мост, который соединяет правый и левый берега. Это очень большой и красивый мост. По мосту проезжают машины легковые и грузовые, автобусы. Есть и пешеходные дорожки.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в виртуальное путешествие по достопримечательностям города Сосновка
Воспитатель: Ребята кто такой экскурсовод?
Дети: Человек, который рассказывает об истории и достопримечательностях города.
Воспитатель: Ваш экскурсовод сегодня я, вы мне помогаете.
Просмотр фотографий «Сосновка»
Воспитатель: Ну, вот ребята, мы с вами закончили нашу экскурсию. Ну как вам понравилась наша экскурсия.
Дети: Да понравилась.
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый наш город. Сколько людей вложили сил и труда, чтобы он стал таким. Вы – жители этого города и тоже должны заботиться о нём.
Конспект НОД рисование «Вид из моего окна»
Цель: создать условия для развития эстетического восприятия, образного представления
Задачи: формировать у детей умение рисовать простые сюжеты по замыслу; воспитывать любознательность, интерес к познанию своего ближайшего окружения. Предварительная работа. Беседа об увиденном за окном. Рассматривание репродукций, художественных открыток, иллюстраций в книгах, настенных календарей.
Материалы: Листы бумаги белого цвета, цветные карандаши, клей карандаш, полоски белого цвета.
Ход:
Воспитатель: Я прочитаю вам рассказ «Окно» из цикла рассказов «Моя семья» Д. Габе:
«На этой стене - окно, а на той стене - рама с картиной. Окно - тоже рама с картиной.
Картина за окном больше, потому что там двор, за двором - огород, а за ним - дорога, за дорогой - поле с зеленой травой, а сверху - голубое небо. По дороге идут люди, а по небу плывут облака.
И на картине тоже есть небо и облако. Всё время это облачко стоит на одном месте.
В окно я вижу, как папа возвращается с работы в обед и как снова уходит и машет мне рукой.
Через раму картины ничего не видно.
Самая лучшая рама с картиной наше окно. Всё в нё м живое: и куры, и наседка с цыплятами, и собака, и ребята, которые идут звать меня на улицу, играть с ними. Больше всего я люблю наше окно».
Воспитатель: Почему мальчик из рассказа думает, что самая лучшая рама с картиной – это окно, и что он видит за окном?
Дети: Двор, огород, дорога, поле с зеленой травой, а сверху - голубое небо.
Воспитатель: Ребята, а вы любите смотреть в окно?
Дети: Смотреть в окно любим.
Воспитатель: Что можно увидеть на улице, похожи ли эти «виды» за окном на картины?
Дети: Дорога, магазин…
Воспитатель: Мы нарисуем такие необычные картины. Закройте глаза и вспомните что за окном вашего дома или детского сада.
Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, что он «увидел» и что будет рисовать. Помогает наводящими и уточняющими вопросами (это вид из окна дома, дачи, детского сада, бабушкиной квартиры; что видно из окна - дерево, детскую площадку, другой дом, дорогу, машины, магазин, пруд, парк и т. д.)
Дети обрамляют свои «картины», превращая в окно, наклеивая белые полоски.
В конце занятия воспитатель дети рассказывают, что они нарисовали.
Оформление выставки рисунков «Вид из моего окна»