Приложение МААМ

Проект мини-музея «Русская изба»

татьяна яловенко
Проект мини-музея «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект мини-музей «Русская изба».

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим

Паспорт проекта

Тип проекта : познавательно-исследовательский

Вид проекта : групповой

Продолжительность: долгосрочный

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Условия реализации: детский сад, семья.

Актуальность проекта

Публикация «Проект мини-музея „Русская изба“» размещена в разделах

Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма. Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русской старине. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому мы серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

«Знать – значит любить» говорится в русской пословице. Поэтому в рамках реализации программы ООП ДОУ «Народная Русь!» начали знакомить детей с бытом и традициями русского народа. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой народ помогут ребёнку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и преумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка — это игра. Поэтому у нас в детском саду создан мини-музей «Русская изба». Идея его создать возникла давно. Какие цели и задачи мы ставили, создавая мини-музей : Создавая атмосферу национального быта, используя фольклор, знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством русского народа, с народными играми, мы получим возможность приобщения детей к духовной культуре, пробудим у детей основы национального самосознания, национальной принадлежности, приобщим к истокам народной культуры.

Цель проекта :

Формирование у дошкольников интереса к русской национальной культуре и быту. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми.

Задачи проекта :

1. Познакомить детей с избой — жилищем крестьянской семьи, с ее устройством. Изготовить макет русской избы.

2. Познакомить с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, кровля, венец, люлька, лавка, сруб.) Привить интерес к предметам старины.

3. Расширить словарный запас детей. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.

4. Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр и умении рассказать о быте и благоустройстве русской избы.

5. Формировать умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в театрализованной деятельности (игры — драматизации, игры с куклами, постановка художественных произведений, сказок.)

6. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

7. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

8. Формировать художественно — эстетическую культуру во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.

Гипотеза

Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте.

Предполагаемый результат:

Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, прикладное искусство).

Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве; познакомятся со старинными предметами домашнего обихода; обогатится словарный запас названиями предметов русского быта; дошкольники приобщатся к истокам традиционной культуры, поймут и примут народные игры, обычаи, традиции.

Вместе с родителями будет изготовлен макет русской избы.

Этапы реализации проекта :

1этап. Подготовительный:

- Изучение литературы, информации интернет-ресурсов.

- Диагностика знаний детей о русской избе.

- Анкетирование родителей с целью восстребованности и аккуратности данного проекта.

- Определение целей и задач исследовательской работы

- Сбор материала для макета.

- Сбор информации, подготовка наглядного материала;

- Подбор дидактических игр.

- Оформление наглядного материала для родителей.

- Консультации для родителей:

«Как люди на Руси жили?»

«Предметы быта дедушек и бабушек»

- Подбор познавательной литературы на тему «Русская изба

- Беседы с детьми о русском народном творчестве.

2 этап. Реализация проекта :

Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.

Планирование работы.

Познавательное развитие

Рассматривание альбома «Старинные предметы домашнего быта»

Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов.

Беседа «В гостях у Марьюшки и Иванушки»

Цель: Знакомство с устройством русской избы, с русским национальным костюмом, с русским фольклором (потешки, загадки, заклички, с русской национальной кухней, с русской народной игрушкой (Матрешка, Дымковская игрушка. Филимоновская, Богородская, свистульки).

Беседы с детьми по теме проекта :

«Что такое русская изба

«Русские народные игры для детей»

«Русские народные музыкальные инструменты»

«О русской печи» (Почему печь занимала так много места? А для чего она нужна?

Каким цветом была печь? О печи в народе придумывали пословицы и поговорки. Почему к печи относились уважительно) ;

«Мебель и утварь деревенского дома»

«Традиции русского чаепития»

«Деревянные ложки».

НОД «Русская изба. Посиделки» 1

Цель. Познакомить с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; обогащать словарь народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.). формировать образную речь, употребляя в разговорной речи пословицы, поговорки, шутки-прибаутки.

- расширять и активизировать словарь детей по теме;

развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи;

НОД «Русская изба. Посиделки» 2

Цель: Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков, развивать словарь детей, воспитывать интерес к прошлому своего народа. Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, быть доброжелательным с собеседником, воспитывать культуру речевого общения. Знакомство с пословицами и поговорками:

«Без печи хата – не хата».

«Когда в печи жарко – тогда и варко».

«Что есть в печи – все на стол мечи».

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

НОД «Русская изба».

Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой — жилищем крестьянской семьи. Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту. Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик. Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям. Вызвать желание лепить посуду домашнего обихода (миски, ложки, чугунок).

НОД «История жилища» с презентацией.

Цель: Познакомить детей с видами жилища разных времен и народов.

НОД «Знакомство с русской избой»

Цель: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т. д.); познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар; обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами; воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

НОД «В гостях у русской избы»

Цель: Знакомить детей с традициями и обычаями русского народа : бытом, гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора. Дать возможность детям видеть красоту русской народной одежды. Вызвать у детей интерес к жизни на Руси.

Знакомство с художественной литературой.

Цель: Развивать литературную речь детей, интерес к русским народным сказкам. Развивать способность слушать литературные произведения в виде стихотворного текста, эмоционально реагировать на его содержание.

Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки, сказки.

Рассказывание и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам : «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Зимовье зверей», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Сивка – бурка»

Чтение стихотворений: А. Богомазов «Как будто бы вернулся в детство я», Л. Мей «В низенькой светелке со створчатым окном»

Чтение шуток-прибауток

Конспект занятия по развитию речи

Тема: «В тереме расписном я живу.

К себе в избу всех гостей приглашу»

Цель:

знакомство детей с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте, загадками о предметах крестьянского труда и быта,

воспитание у детей уважения к национальным обычаям, сознания того, что они являются носителями русской народной культуры.

Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие). Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине

Социально – коммуникативное развитие.

Цель: Развивать игровую деятельность детей, умение действовать в соответствии с выбранной ролью, приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность, желание и умение работать в коллективе.

Сюжетно – ролевые игры: «Встречаем гостей» «Дом», «В гостях у Марьюшки и Иванушки» «Крестьянская семья», «Встречаем гостей», «Горница»

Дидактические игры «Предметное лото. Предметы быта русского народа» «Подбери мебель для избы», «Собери посуду», «Построй избу», «Составь узор», «Выложи деревянные ложки от большой к маленькой».

Цель: закреплять знания детей предметов быта русского народа, развивать память, внимание, речь. Воспитывать любовь к родному краю.

русской избе"

Цель: Приобщать детей к истории нашего народа, закреплять знания о том, как он жил и обустраивал свой быт.

Игры — драматизации: «Теремок», «Заюшкина избушка».

Развлечение «Без хозяйки дом – сирота»

Цель: Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т. д.)

Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.)мощи народных игр. Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Подвижные игры: русская народная игра «Золотые ворота», «Заплетись плетень», «Огуречик», «Репка», «Горшки», «Барашеньки»

:

Безопасность

Формировать представления детей об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

Беседы: «Огонь-друг, огонь-враг».

Художественно – эстетическое развитие

«Музыка»

Приобщить детей к музыкальному искусству, умению обыгрывать песни, в игре на ложках.

Разучивание частушек.

Слушание песни «Русская изба» Е. Птичкина, М. Пляцковского в исполнении М. Пахоменко.

Обыгрывание песни «Где был Иванушка?»

Разучивание танцев: «Кадриль», «Танец с ложками».

Хороводная игра. «Вышел Ваня погулять».

Оркестр «Игра на ложках».

Слушание народных песен (аудиозапись).

Пение знакомых колыбельных песен, «Матрешкин хоровод», «Быстро – медленно» (бег Дымковской лошадки)

Лепка

Цель: Развивать продуктивную деятельность детей, закрепить методы и приемы лепки из глины, аппликации из бумаги, росписи объемных изделий по дымковским, гжельским, городецким мотивам. Воспитывать интерес к народному творчеству.

НОД «Глиняная посуда», «Посуда», «Дымковские игрушки из глины»

Цель: Познакомить детей с процессом изготовления глиняной посуды; Развивать познавательный интерес к истории своего народа; развивать художественно-творческие способности детей.

Ручной труд: Цель: Развивать умения детей лепить изделия из теста, изготовлять посуду из бумаги и клейстера, изготовлять кукол из ниток, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду окружающих людей и его результатам. Привлечь родителей к изготовлению кукол.

Изготовление народных кукол «Мастерская старинных кукол» (куклы-закрутки)

Изготовление хлебобулочных изделий «Игрушек — тестушек».

Изготовление посуды из папье-маше.

Создание бревенчатой избы (сруб). Заготовка трубочек из бумаги.

Аппликация:

«Русская изба», «Русская матрешка», «Дом моей мечты»,

Цель: развитие образного восприятия, сооружение. Коллективные постройки.

Рисование:

Роспись дымковских игрушек, матрешек, гжельской посуды, городецких подносов.

Рисование «Сказочный дворец»,

3 этап. Заключительный.

- Диагностика полученных знаний детей о русской избе.

- Анализ полученных данных.

- Презентация макета «Русская изба», созданного детьми, воспитателями и родителями.

- Итоговое мероприятие: развлечение «Посиделки»

- Систематизация материалов;

- Оформление фотоальбома на тему; «Русская изба

- Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Взаимодействие с родителями

Создание папки-передвижки «Как воспитать маленького патриота».

Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Изготовление макета «Русская изба».

Сбор предметов для музея «Русская изба».

Шитье костюмов, кукол (Хозяйка и Хозяин русской избы)

6. Результат проекта

1. Дети познакомятся с особенностями жизни русских людей в старину и смогут самостоятельно передать в своем рассказе быт и устройство русской избы

2. Сплотится коллектив родителей и воспитателей.

Используемая литература:

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С Комаровой, М. А Васильевой. М. Мозайка- синтез 2010

7. О. Л. Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.

8. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.

13. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.

14.2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2010.

Публикации по теме:

Оформление мини-музея «Русская изба»Оформление мини-музея «Русская изба» Предлагаю фото отчёт первоначального оформления нашей "Русской избы", в рамках реализации проекта "Русская изба" Мы пока не все элементы.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Одной из интересной и эффективной формой работы с детьми является создание мини - музея. В нашем саду прошёл смотр конкурс мини - музея.

Мини-музей «Русская изба» в группеМини-музей «Русская изба» в группе Россия - наша Родина. Мы должны научить детей любить ее, гордиться своей страной. С самого раннего детсва малышей необходимо приобщать к.

Мини-музей в ДОУ «Русская изба»Мини-музей в ДОУ «Русская изба» Мини-музей в ДОУ «Русская изба» В современных семьях знают все меньше обрядов, традиций, забывают потешки, прибаутки, песни, в том числе.

Музейная педагогика в детском саду. Использование пространства музея «Русская изба» в образовательной практикеМузейная педагогика в детском саду. Использование пространства музея «Русская изба» в образовательной практике Музейная педагогика играет большую роль в приобщении детей к воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию,.

Музейный комплекс «Родник». Часть 3: мини-музей «Русская изба»Музейный комплекс «Родник». Часть 3: мини-музей «Русская изба» Доброе время суток, дорогие мои друзья и гости странички! На просторах МААМ много рассказано про музей "Русская изба" и фотоотчетов много.

Открытие в МКДОУ Мини-музея «Русская изба»Открытие в МКДОУ Мини-музея «Русская изба» День открытых дверей. Открытие Мини-музея "Русская изба". Создатель сценария и ведущая Мануковская Галина Михайловна. Под руководством.

Предметно-развивающая среда в ДОУ. Мини-музей «Русская изба»Предметно-развивающая среда в ДОУ. Мини-музей «Русская изба» Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.

Мини-музей «Русская изба» в детском садуМини-музей «Русская изба» в детском саду Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мини - музей нашего детского сада. Приобщение дошкольников к культуре,.

Экскурсия в мини-музей «Русская изба»Экскурсия в мини-музей «Русская изба» 24 октября, в завершении недели русского быта и традиций, мы вместе с детьми отправились в мини- музей «Русская изба», где прошло итоговое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект мини-музея «Русская изба»
Опубликовано: 13 января 2022 в 04:25
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект мини-музея «Русская изба»» (включая файлы) размещена пользователем татьяна яловенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД