татьяна яловенко
Проект мини-музея «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект мини-музей «Русская изба».
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим
Паспорт проекта
Тип проекта : познавательно-исследовательский
Вид проекта : групповой
Продолжительность: долгосрочный
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Условия реализации: детский сад, семья.
Актуальность проекта
Публикация «Проект мини-музея „Русская изба“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Русская изба
- Русская изба. Мини-музей
- Русская изба. Проекты
- Темочки
Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма. Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русской старине. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому мы серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
«Знать – значит любить» говорится в русской пословице. Поэтому в рамках реализации программы ООП ДОУ «Народная Русь!» начали знакомить детей с бытом и традициями русского народа. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой народ помогут ребёнку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и преумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка — это игра. Поэтому у нас в детском саду создан мини-музей «Русская изба». Идея его создать возникла давно. Какие цели и задачи мы ставили, создавая мини-музей : Создавая атмосферу национального быта, используя фольклор, знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством русского народа, с народными играми, мы получим возможность приобщения детей к духовной культуре, пробудим у детей основы национального самосознания, национальной принадлежности, приобщим к истокам народной культуры.
Цель проекта :
Формирование у дошкольников интереса к русской национальной культуре и быту. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с избой — жилищем крестьянской семьи, с ее устройством. Изготовить макет русской избы.
2. Познакомить с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, кровля, венец, люлька, лавка, сруб.) Привить интерес к предметам старины.
3. Расширить словарный запас детей. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.
4. Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр и умении рассказать о быте и благоустройстве русской избы.
5. Формировать умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в театрализованной деятельности (игры — драматизации, игры с куклами, постановка художественных произведений, сказок.)
6. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
7. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
8. Формировать художественно — эстетическую культуру во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.
Гипотеза
Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте.
Предполагаемый результат:
Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, прикладное искусство).
Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве; познакомятся со старинными предметами домашнего обихода; обогатится словарный запас названиями предметов русского быта; дошкольники приобщатся к истокам традиционной культуры, поймут и примут народные игры, обычаи, традиции.
Вместе с родителями будет изготовлен макет русской избы.
Этапы реализации проекта :
1этап. Подготовительный:
- Изучение литературы, информации интернет-ресурсов.
- Диагностика знаний детей о русской избе.
- Анкетирование родителей с целью восстребованности и аккуратности данного проекта.
- Определение целей и задач исследовательской работы
- Сбор материала для макета.
- Сбор информации, подготовка наглядного материала;
- Подбор дидактических игр.
- Оформление наглядного материала для родителей.
- Консультации для родителей:
«Как люди на Руси жили?»
«Предметы быта дедушек и бабушек»
- Подбор познавательной литературы на тему «Русская изба.»
- Беседы с детьми о русском народном творчестве.
2 этап. Реализация проекта :
Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.
Планирование работы.
Познавательное развитие
Рассматривание альбома «Старинные предметы домашнего быта»
Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов.
Беседа «В гостях у Марьюшки и Иванушки»
Цель: Знакомство с устройством русской избы, с русским национальным костюмом, с русским фольклором (потешки, загадки, заклички, с русской национальной кухней, с русской народной игрушкой (Матрешка, Дымковская игрушка. Филимоновская, Богородская, свистульки).
Беседы с детьми по теме проекта :
«Что такое русская изба?»
«Русские народные игры для детей»
«Русские народные музыкальные инструменты»
«О русской печи» (Почему печь занимала так много места? А для чего она нужна?
Каким цветом была печь? О печи в народе придумывали пословицы и поговорки. Почему к печи относились уважительно) ;
«Мебель и утварь деревенского дома»
«Традиции русского чаепития»
«Деревянные ложки».
НОД «Русская изба. Посиделки» 1
Цель. Познакомить с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; обогащать словарь народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.). формировать образную речь, употребляя в разговорной речи пословицы, поговорки, шутки-прибаутки.
- расширять и активизировать словарь детей по теме;
развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи;
НОД «Русская изба. Посиделки» 2
Цель: Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков, развивать словарь детей, воспитывать интерес к прошлому своего народа. Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, быть доброжелательным с собеседником, воспитывать культуру речевого общения. Знакомство с пословицами и поговорками:
«Без печи хата – не хата».
«Когда в печи жарко – тогда и варко».
«Что есть в печи – все на стол мечи».
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
НОД «Русская изба».
Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой — жилищем крестьянской семьи. Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту. Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик. Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям. Вызвать желание лепить посуду домашнего обихода (миски, ложки, чугунок).
НОД «История жилища» с презентацией.
Цель: Познакомить детей с видами жилища разных времен и народов.
НОД «Знакомство с русской избой»
Цель: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т. д.); познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар; обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами; воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
НОД «В гостях у русской избы»
Цель: Знакомить детей с традициями и обычаями русского народа : бытом, гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора. Дать возможность детям видеть красоту русской народной одежды. Вызвать у детей интерес к жизни на Руси.
Знакомство с художественной литературой.
Цель: Развивать литературную речь детей, интерес к русским народным сказкам. Развивать способность слушать литературные произведения в виде стихотворного текста, эмоционально реагировать на его содержание.
Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки, сказки.
Рассказывание и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам : «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Зимовье зверей», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Сивка – бурка»
Чтение стихотворений: А. Богомазов «Как будто бы вернулся в детство я», Л. Мей «В низенькой светелке со створчатым окном»
Чтение шуток-прибауток
Конспект занятия по развитию речи
Тема: «В тереме расписном я живу.
К себе в избу всех гостей приглашу»
Цель:
знакомство детей с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте, загадками о предметах крестьянского труда и быта,
воспитание у детей уважения к национальным обычаям, сознания того, что они являются носителями русской народной культуры.
Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие). Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине
Социально – коммуникативное развитие.
Цель: Развивать игровую деятельность детей, умение действовать в соответствии с выбранной ролью, приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность, желание и умение работать в коллективе.
Сюжетно – ролевые игры: «Встречаем гостей» «Дом», «В гостях у Марьюшки и Иванушки» «Крестьянская семья», «Встречаем гостей», «Горница»
Дидактические игры «Предметное лото. Предметы быта русского народа» «Подбери мебель для избы», «Собери посуду», «Построй избу», «Составь узор», «Выложи деревянные ложки от большой к маленькой».
Цель: закреплять знания детей предметов быта русского народа, развивать память, внимание, речь. Воспитывать любовь к родному краю.
"В русской избе"
Цель: Приобщать детей к истории нашего народа, закреплять знания о том, как он жил и обустраивал свой быт.
Игры — драматизации: «Теремок», «Заюшкина избушка».
Развлечение «Без хозяйки дом – сирота»
Цель: Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т. д.)
Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.)мощи народных игр. Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Подвижные игры: русская народная игра «Золотые ворота», «Заплетись плетень», «Огуречик», «Репка», «Горшки», «Барашеньки»
:
Безопасность
Формировать представления детей об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
Беседы: «Огонь-друг, огонь-враг».
Художественно – эстетическое развитие
«Музыка»
Приобщить детей к музыкальному искусству, умению обыгрывать песни, в игре на ложках.
Разучивание частушек.
Слушание песни «Русская изба» Е. Птичкина, М. Пляцковского в исполнении М. Пахоменко.
Обыгрывание песни «Где был Иванушка?»
Разучивание танцев: «Кадриль», «Танец с ложками».
Хороводная игра. «Вышел Ваня погулять».
Оркестр «Игра на ложках».
Слушание народных песен (аудиозапись).
Пение знакомых колыбельных песен, «Матрешкин хоровод», «Быстро – медленно» (бег Дымковской лошадки)
Лепка
Цель: Развивать продуктивную деятельность детей, закрепить методы и приемы лепки из глины, аппликации из бумаги, росписи объемных изделий по дымковским, гжельским, городецким мотивам. Воспитывать интерес к народному творчеству.
НОД «Глиняная посуда», «Посуда», «Дымковские игрушки из глины»
Цель: Познакомить детей с процессом изготовления глиняной посуды; Развивать познавательный интерес к истории своего народа; развивать художественно-творческие способности детей.
Ручной труд: Цель: Развивать умения детей лепить изделия из теста, изготовлять посуду из бумаги и клейстера, изготовлять кукол из ниток, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду окружающих людей и его результатам. Привлечь родителей к изготовлению кукол.
Изготовление народных кукол «Мастерская старинных кукол» (куклы-закрутки)
Изготовление хлебобулочных изделий «Игрушек — тестушек».
Изготовление посуды из папье-маше.
Создание бревенчатой избы (сруб). Заготовка трубочек из бумаги.
Аппликация:
«Русская изба», «Русская матрешка», «Дом моей мечты»,
Цель: развитие образного восприятия, сооружение. Коллективные постройки.
Рисование:
Роспись дымковских игрушек, матрешек, гжельской посуды, городецких подносов.
Рисование «Сказочный дворец»,
3 этап. Заключительный.
- Диагностика полученных знаний детей о русской избе.
- Анализ полученных данных.
- Презентация макета «Русская изба», созданного детьми, воспитателями и родителями.
- Итоговое мероприятие: развлечение «Посиделки»
- Систематизация материалов;
- Оформление фотоальбома на тему; «Русская изба.»
- Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Взаимодействие с родителями
Создание папки-передвижки «Как воспитать маленького патриота».
Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Изготовление макета «Русская изба».
Сбор предметов для музея «Русская изба».
Шитье костюмов, кукол (Хозяйка и Хозяин русской избы)
6. Результат проекта
1. Дети познакомятся с особенностями жизни русских людей в старину и смогут самостоятельно передать в своем рассказе быт и устройство русской избы
2. Сплотится коллектив родителей и воспитателей.
Используемая литература:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С Комаровой, М. А Васильевой. М. Мозайка- синтез 2010
7. О. Л. Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.
8. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.
13. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.
14.2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2010.