Лучший педагог года

Проект «Логопедическая ёлочка своими руками»

Виктория Токарева
Проект «Логопедическая ёлочка своими руками»

Межрегиональный конкурс методических и дидактических разработок

для логопедов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, специалистов и

педагогов дошкольных образовательных организаций, студентов

«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ»

Номинация 4.4. «Проектная деятельность: от теории к практике»

Методическая разработка: проект «Логопедическая ёлочка своими руками»

Авторы:

- М. С. Баяндина, учитель-логопед МАДОУ «Конструктор успеха» г. Перми.

- В. Э. Токарева, учитель-дефектолог МАДОУ «Конструктор успеха» г. Перми.

Вид проекта:

педагогический, практико-ориентированный.

Организатор проекта:

МАДОУ «Конструктор успеха».

Срок реализации:

декабрь 2022-2023 учебного года.

Актуальность.

Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра. Именно

через игру, игровые приёмы и игрушки, ребёнок знакомится с окружающим

миром, происходит ускоренное речевое развитие, а поставленные цели и задачи в

коррекционно-развивающей работе достигаются быстрее благодаря

заинтересованности ребёнка и мотивации к совместной деятельности.

Цель: привлечение внимания ребёнка к совместной деятельности при помощи

создания наглядного пособия («логопедической ёлочки», повышение интереса

ребенка к логопедическим занятиям, повышение эффективности коррекционно-

развивающей работы с детьми с ЗПР и ТНР.

Задачи:

- создать совместно с детьми наглядно-дидактическое пособие («логопедическая

ёлочка») для решения ряда задач в коррекционно-развивающей работе учителя-

логопеда и учителя-дефектолога.

- разработать комплекс игр и упражнений, направленный на преодоление

речевых нарушений у детей с ТНР и с ЗПР.

- развивать грамматический и лексический строй речи, фантазию и творчество.

- формировать социально-духовные качества через организацию разных видов

деятельности.

- формировать коммуникативные навыки детей, способствовать развитию мелкой

моторики рук, развитию внимания, логического мышления, памяти и речи детей,

вызывать радостные эмоции.

Участники проекта:

М. С. Баяндина, учитель-логопед

В. Э. Токарева, учитель-дефектолог

Дети старшего дошкольного возраста с ТНР (группа № 14) и с ЗПР (группа № 3).

Ожидаемый результат:

- развитие мелкой моторики пальцев рук у детей;

- развитие речевых навыков у детей;

- развитие органов артикуляции и дыхания;

- развитие лексико-грамматического строя речи;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие воображения, способностей к творчеству и фантазии.

Новизна проекта

Установление взаимодействия педагогов и детей в совместном создании

наглядного коррекционно-развивающего пособия для устранения речевых

нарушений.

Поэтапный план реализации проекта.

1 этап.

Организационный.

- Обсуждение и подбор необходимых материалов для реализации нашего

проекта;

- Изучение необходимой методической литературы по изготовлению елочки,

елочных игрушек;

2 этап.

Реализация целей и задач проекта.

- Изготовление логопедической елочки совместно с детьми и ёлочных игрушек с

использованием различных дидактических материалов;

- Разработка комплекса коррекционно-развивающих упражнений для развития

преодоления речевых нарушений;

- Проведение занятий с использованием изготовленной логопедической ёлочки;

- Выполнение коррекционно-развивающих упражнений детьми на занятиях с

учителем-логопедом и учителем-дефектологом.

3 этап.

Подведение итогов:

- Подведение итогов совместной деятельности учителя-логопеда и учителя-

дефектолога с детьми;

- Проведение праздника для детей в канун Нового года с использование

логопедической ёлочки.

Реализация проекта.

Материал и оборудование, используемые для изготовления ёлочки.

Елка:

Каркас елки изготовлен из труб 2 метра, обруч 60 см. Скреплено все стяжками.

Для имитации зелени: мишура разных оттенков зеленого. Мишура закрепляется к

каркасу стяжками, по кругу. Верхушка изготовлена из пенопласта и ватных

дисков.

Для имитации зелени: мишура разных оттенков зеленого. Мишура закрепляется к

каркасу стяжками, по кругу. Верхушка изготовлена из пенопласта и ватных

дисков.

Украшения для ёлки:

новогодние шары, украшенные картинками на автоматизацию звуков

[с],[з],[ш],[ж],[л],[р], артикуляционная гимнастика с Жирафиком, согнутым

«гармошкой», новогодние мешочки с картинками, колокольчиками и маракасами

на развитие фонематического слуха, палочки с дождиком, Дед мороз с разрезной

бородой и вертушки для развития речевого дыхания, подарок под ёлкой (коробка

с сенсорной ёлочкой из фетра, которую ребёнок может нарядить самостоятельно

игрушками, изготовленными также из фетровых материалов» и коробочка с

парами варежек, для развития речевого дыхания.

Совместно с учителем-логопедом и учителем дефектологом дети речевых

групп приняли участие в изготовлении ёлки и ёлочных игрушек.

В рамках реализации данного проекта нами было принято решение разработать

комплекс дидактических упражнений, направленных на активизацию речевых

процессов детей ОВЗ.

Комплекс коррекционно-развивающих упражнений для детей ОВЗ старшего

дошкольного возраста

Артикуляционная гимнастика.

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов

артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные,

необходимые для правильного произнесения звуков.

Педагог: «Давай разминать наш язычок вместе с Жирафиком. На его длинной шее

нарисованы упражнения, которые ты уже знаешь. Выбери себе Жирафика, и

выполни разминку для язычка».

1. Артикуляционная гимнастика.

Инструкция для детей: Повтори за Жирафиком упражнения.

Упражнение «Заборчик».

Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 5-6 раз по 10-15

секунд.

Упражнение «Орешки».

Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочерёдно упирается в щеки, на щеках

образуются твердые шарики – «орешки».

Упражнение «Часики».

Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла в

другой: «Тик-так, тик-так» (10-12 раз).

Упражнение «Качели».

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние

зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны)

удерживать под счёт от 1 до 5. Так поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.

Упражнение «Иголочка».

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу, чтобы он был острым, как

жало.

Упражнение «Киска сердится».

Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка

приподнята, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать в

таком положении язык на счет от 1 до 10.

Упражнение «Катушка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания

нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта. Следить, чтобы

язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка

не отрывался от резцов, шубы и нижняя челюсть были неподвижными.

Упражнение «Расчёска».

Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз, потом

нижними зубами по верхней губе, как бы причёсывая (5-6 раз).

2. Артикуляционная гимнастика.

Инструкция для детей: Повтори за Жирафиком упражнения.

Упражнение «Бублик».

Зубки плотно сомкнуть, губы округлить и вытянуть вперед, чтобы резцы были

видны. Фиксируем положение на 5 секунд.

Упражнение «Часики».

Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла в

другой: «Тик-так, тик-так» (10-12 раз).

Упражнение «Качели».

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние

зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны)

удерживать под счёт от 1 до 5. Так поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.

Упражнение «Чистим зубки»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние или

верхние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не

сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы

находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение «Маляр».

Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твёрдое нёбо, делая

движения языком вперёд-назад.

Упражнение «Лопата».

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать

на счёт от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

Упражнение «Чашечка».

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним

зубам (но не касаться их, боковые края языка прикасаются к верхним коренным

зубам. Удерживать язык в таком положении от1 до 10. Выполнять 3-4 раза.

Упражнение «Вкусное варенье».

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу, и убрать в полость рта. Рот при

этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз.

Упражнение «Фокус».

Из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором

приклеена узкая полоска бумаги (3*1 см.) или кусочек ватки, и сдуть её.

Выполнить 2-3 раза. Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.

Дыхательная гимнастика.

Цель: развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию

движений, вырабатывать правильное ритмичное дыхание.

«Новогодние поддувалочки».

Педагог: «Давай представим, что поднялась сильная метель. Подуем сильно-

сильно на палочки под счет. Педагог отсчитывает до 5.

«Разноцветные звёздочки»

Педагог: «Давай сделаем сильный ветер – подуй на вертушку сильно-сильно,

чтобы все звёздочки завертелись-загорелись.».

Сенсорная елочка.

Цель: развивать мелкую моторику рук, закреплять названия основных цветов

(красный, желтый, зеленый, закреплять понятия «один», «много», развивать

тактильные ощущения, активизировать предметный и глагольный словарь

детей, формировать у детей проявление самостоятельности, развивать

пространственные ориентиры.

Ход игры.

Педагог: «Давайте посмотрим, что же прячется у нас в коробке под ёлочкой?

(Дети раскрывают коробку с елочкой и игрушками из фетра).

- Давайте вместе наряжать ёлочку.

Дети достают елочку и украшают. Либо сами, либо совместно с педагогом.

Украсив елку, педагог задаёт уточняющие вопросы:

- Много игрушек или мало?

- Давай посчитаем.

- Где находится звездочка? Сверху или снизу?

- Что находится между колокольчиком и шариком?

Задания для автоматизации звуков.

Цель: автоматизировать правильное произнесение звука в словах; формировать

умение делить слова на слоги, находить слова по месту звука в слове.

Педагог: «Давай возьмем шарик и назовем слова, которые нарисованы на

шариках, а потом подумает какой звук спрятался во всех этих слова, и где?»

Ребенок выбирает шарик.

Произносит слова.

Педагог задает вопросы:

- Какой звук присутствует во всех этих словах?

- Где находится звук [Л]: в начале, середине или конце слова?

- Назови свои слова со звуком [Л].

Разрезные картинки и пазлы:

Цель: Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить

соотносить образ представления с целостным образом реального предмета,

складывать картинку, разрезанную на части.

Педагог: «Посмотри, у нас на елочке есть пазл, но он необычный, а с фигурами,

давай соберем недостающие фигуры, а потом рассмотрим какие геометрические

фигуры у нас есть».

Ребенок выбирает пазл с геометрическими фигурами. Собирает.

Педагог спрашивает:

- Какие геометрические фигуры ты видишь на картинке? Назови

- У каких фигур есть углы? Сколько углов у треугольника?

Коробочка с парами варежек.

Цель: развитие речевого дыхания, внимания, сенсорного развития.

Педагог: «Ребята давайте посмотрим, что за коробочка с варежками у нас лежит

около елочки? Смотрите тут у каждой варежки есть пара, но они все потеряли

свою пару. Давайте соберем их все вместе? Вам нужно разделиться на 2 команды.

Посмотреть внимательно на варежки и зрительно найти пару варежки. С

помощью трубочки вам нужно перенести варежки на свой стол, но не по одной, а

парами». Побеждает та команда, которая перенесла больше пар варежек на свои

столы и не ошиблась.

Результативность данного проекта.

Данный проект поспособствовал к повышению интереса к логопедическим

занятиям. Дети с удовольствием приняли участие в изготовлении логопедической

елочки, помогали ее наряжать, с интересом выполняли задания, направленные

непосредственно на коррекционно-развивающее развитие.

Публикации по теме:

«Ёлочка в технике «печворк». Новогодние игрушки своими руками«Ёлочка в технике «печворк». Новогодние игрушки своими руками Наступило самое интересное время – украшение ёлки и всего дома к самому любимому всеми нами празднику – Новый год! Можно дополнить уже.

Фотоотчёт о выставке «Ёлочка своими руками»Фотоотчёт о выставке «Ёлочка своими руками» Фотоотчёт о выставке Ёлочка «своими руками»В начале декабря мы решили с детьми провести в нашей группе креативную выставку конкурс на тему.

Мастер-класс «Тренажер для дыхательной гимнастики своими руками «Снеговик, Ёлочка, Снежинка и пушистый снежок»Мастер-класс «Тренажер для дыхательной гимнастики своими руками «Снеговик, Ёлочка, Снежинка и пушистый снежок» Мастер - класс делаем тренажер «Снеговик, Ёлочка, Снежинка и пушистый снежок» для дыхательной гимнастики своими руками в подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Логопедическая ёлочка своими руками»
Опубликовано: 2 сентября 2024 в 11:35
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Логопедическая ёлочка своими руками»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Токарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 сентября. Праздник любимой игрушки. Передвижка «Почему не стоит покупать детям...

Отмечаем праздник любимой игрушки! Для гармоничного умственного и физического развития детям необходимы игрушки. Для ребенка они не просто забава, а неотъемлемая часть его жизни, поэтому игрушки требуют к...

3 сентября. День солидарности в борьбе с терроризмом. Передвижка «Как говорить с...

3 сентября. День солидарности в борьбе с терроризмом Наши дети видят новости о терактах, обсуждают это с ровесниками и задают вопросы взрослым. Как рассказать им о терроризме, как сделать это...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД