Виктория Токарева
Проект «Логопедическая ёлочка своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы
Межрегиональный конкурс методических и дидактических разработок
для логопедов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, специалистов и
педагогов дошкольных образовательных организаций, студентов
«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ»
Номинация 4.4. «Проектная деятельность : от теории к практике»
Методическая разработка: проект «Логопедическая ёлочка своими руками»
Авторы:
- М. С. Баяндина, учитель-логопед МАДОУ «Конструктор успеха» г. Перми.
Публикация «Проект „Логопедическая ёлочка своими руками“» размещена в разделах
- Елка, елочка. Проекты
- Елочка, ёлки. Проекты
- Новогодняя елка
- Новый год. Поделки и рисунки
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- В. Э. Токарева, учитель-дефектолог МАДОУ «Конструктор успеха» г. Перми.
Вид проекта :
педагогический, практико-ориентированный.
Организатор проекта :
МАДОУ «Конструктор успеха».
Срок реализации:
декабрь 2022-2023 учебного года.
Актуальность.
Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра. Именно
через игру, игровые приёмы и игрушки, ребёнок знакомится с окружающим
миром, происходит ускоренное речевое развитие, а поставленные цели и задачи в
коррекционно-развивающей работе достигаются быстрее благодаря
заинтересованности ребёнка и мотивации к совместной деятельности.
Цель: привлечение внимания ребёнка к совместной деятельности при помощи
создания наглядного пособия («логопедической ёлочки», повышение интереса
ребенка к логопедическим занятиям, повышение эффективности коррекционно-
развивающей работы с детьми с ЗПР и ТНР.
Задачи:
- создать совместно с детьми наглядно-дидактическое пособие («логопедическая
ёлочка») для решения ряда задач в коррекционно-развивающей работе учителя-
логопеда и учителя-дефектолога.
- разработать комплекс игр и упражнений, направленный на преодоление
речевых нарушений у детей с ТНР и с ЗПР.
- развивать грамматический и лексический строй речи, фантазию и творчество.
- формировать социально-духовные качества через организацию разных видов
деятельности.
- формировать коммуникативные навыки детей, способствовать развитию мелкой
моторики рук, развитию внимания, логического мышления, памяти и речи детей,
вызывать радостные эмоции.
Участники проекта :
М. С. Баяндина, учитель-логопед
В. Э. Токарева, учитель-дефектолог
Дети старшего дошкольного возраста с ТНР (группа № 14) и с ЗПР (группа № 3).
Ожидаемый результат:
- развитие мелкой моторики пальцев рук у детей;
- развитие речевых навыков у детей;
- развитие органов артикуляции и дыхания;
- развитие лексико-грамматического строя речи;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие воображения, способностей к творчеству и фантазии.
Новизна проекта
Установление взаимодействия педагогов и детей в совместном создании
наглядного коррекционно-развивающего пособия для устранения речевых
нарушений.
Поэтапный план реализации проекта.
1 этап.
Организационный.
- Обсуждение и подбор необходимых материалов для реализации нашего
проекта;
- Изучение необходимой методической литературы по изготовлению елочки,
елочных игрушек;
2 этап.
Реализация целей и задач проекта.
- Изготовление логопедической елочки совместно с детьми и ёлочных игрушек с
использованием различных дидактических материалов;
- Разработка комплекса коррекционно-развивающих упражнений для развития
преодоления речевых нарушений;
- Проведение занятий с использованием изготовленной логопедической ёлочки;
- Выполнение коррекционно-развивающих упражнений детьми на занятиях с
учителем-логопедом и учителем-дефектологом.
3 этап.
Подведение итогов:
- Подведение итогов совместной деятельности учителя-логопеда и учителя-
дефектолога с детьми;
- Проведение праздника для детей в канун Нового года с использование
логопедической ёлочки.
Реализация проекта.
Материал и оборудование, используемые для изготовления ёлочки.
Елка:
Каркас елки изготовлен из труб 2 метра, обруч 60 см. Скреплено все стяжками.
Для имитации зелени: мишура разных оттенков зеленого. Мишура закрепляется к
каркасу стяжками, по кругу. Верхушка изготовлена из пенопласта и ватных
дисков.
Для имитации зелени: мишура разных оттенков зеленого. Мишура закрепляется к
каркасу стяжками, по кругу. Верхушка изготовлена из пенопласта и ватных
дисков.
Украшения для ё лки:
новогодние шары, украшенные картинками на автоматизацию звуков
[с],[з],[ш],[ж],[л],[р], артикуляционная гимнастика с Жирафиком, согнутым
«гармошкой», новогодние мешочки с картинками, колокольчиками и маракасами
на развитие фонематического слуха, палочки с дождиком, Дед мороз с разрезной
бородой и вертушки для развития речевого дыхания, подарок под ёлкой (коробка
с сенсорной ёлочкой из фетра, которую ребёнок может нарядить самостоятельно
игрушками, изготовленными также из фетровых материалов» и коробочка с
парами варежек, для развития речевого дыхания.
Совместно с учителем-логопедом и учителем дефектологом дети речевых
групп приняли участие в изготовлении ёлки и ёлочных игрушек.
В рамках реализации данного проекта нами было принято решение разработать
комплекс дидактических упражнений, направленных на активизацию речевых
процессов детей ОВЗ.
Комплекс коррекционно-развивающих упражнений для детей ОВЗ старшего
дошкольного возраста
Артикуляционная гимнастика.
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов
артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные,
необходимые для правильного произнесения звуков.
Педагог: «Давай разминать наш язычок вместе с Жирафиком. На его длинной шее
нарисованы упражнения, которые ты уже знаешь. Выбери себе Жирафика, и
выполни разминку для язычка».
1. Артикуляционная гимнастика.
Инструкция для детей: Повтори за Жирафиком упражнения.
Упражнение «Заборчик».
Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 5-6 раз по 10-15
секунд.
Упражнение «Орешки».
Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочерёдно упирается в щеки, на щеках
образуются твердые шарики – «орешки».
Упражнение «Часики».
Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла в
другой: «Тик-так, тик-так» (10-12 раз).
Упражнение «Качели».
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние
зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.
Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны)
удерживать под счёт от 1 до 5. Так поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.
Упражнение «Иголочка».
Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу, чтобы он был острым, как
жало.
Упражнение «Киска сердится».
Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка
приподнята, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать в
таком положении язык на счет от 1 до 10.
Упражнение «Катушка».
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания
нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта. Следить, чтобы
язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка
не отрывался от резцов, шубы и нижняя челюсть были неподвижными.
Упражнение «Расчёска».
Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз, потом
нижними зубами по верхней губе, как бы причёсывая (5-6 раз).
2. Артикуляционная гимнастика.
Инструкция для детей: Повтори за Жирафиком упражнения.
Упражнение «Бублик».
Зубки плотно сомкнуть, губы округлить и вытянуть вперед, чтобы резцы были
видны. Фиксируем положение на 5 секунд.
Упражнение «Часики».
Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла в
другой: «Тик-так, тик-так» (10-12 раз).
Упражнение «Качели».
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние
зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.
Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны)
удерживать под счёт от 1 до 5. Так поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.
Упражнение «Чистим зубки»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние или
верхние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не
сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы
находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.
Упражнение «Маляр».
Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твёрдое нёбо, делая
движения языком вперёд-назад.
Упражнение «Лопата».
Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать
на счёт от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.
Упражнение «Чашечка».
Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним
зубам (но не касаться их, боковые края языка прикасаются к верхним коренным
зубам. Удерживать язык в таком положении от1 до 10. Выполнять 3-4 раза.
Упражнение «Вкусное варенье».
Широким кончиком языка обнять верхнюю губу, и убрать в полость рта. Рот при
этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз.
Упражнение «Фокус».
Из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором
приклеена узкая полоска бумаги (3*1 см.) или кусочек ватки, и сдуть её.
Выполнить 2-3 раза. Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.
Дыхательная гимнастика.
Цель: развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию
движений, вырабатывать правильное ритмичное дыхание.
«Новогодние поддувалочки».
Педагог: «Давай представим, что поднялась сильная метель. Подуем сильно-
сильно на палочки под счет. Педагог отсчитывает до 5.
«Разноцветные звёздочки»
Педагог: «Давай сделаем сильный ветер – подуй на вертушку сильно-сильно,
чтобы все звёздочки завертелись-загорелись.».
Сенсорная елочка.
Цель: развивать мелкую моторику рук, закреплять названия основных цветов
(красный, желтый, зеленый, закреплять понятия «один», «много», развивать
тактильные ощущения, активизировать предметный и глагольный словарь
детей, формировать у детей проявление самостоятельности, развивать
пространственные ориентиры.
Ход игры.
Педагог: «Давайте посмотрим, что же прячется у нас в коробке под ёлочкой?
(Дети раскрывают коробку с елочкой и игрушками из фетра).
- Давайте вместе наряжать ёлочку.
Дети достают елочку и украшают. Либо сами, либо совместно с педагогом.
Украсив елку, педагог задаё т уточняющие вопросы:
- Много игрушек или мало?
- Давай посчитаем.
- Где находится звездочка? Сверху или снизу?
- Что находится между колокольчиком и шариком?
Задания для автоматизации звуков.
Цель: автоматизировать правильное произнесение звука в словах; формировать
умение делить слова на слоги, находить слова по месту звука в слове.
Педагог: «Давай возьмем шарик и назовем слова, которые нарисованы на
шариках, а потом подумает какой звук спрятался во всех этих слова, и где?»
Ребенок выбирает шарик.
Произносит слова.
Педагог задает вопросы:
- Какой звук присутствует во всех этих словах?
- Где находится звук [Л] : в начале, середине или конце слова?
- Назови свои слова со звуком [Л].
Разрезные картинки и пазлы:
Цель: Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить
соотносить образ представления с целостным образом реального предмета,
складывать картинку, разрезанную на части.
Педагог: «Посмотри, у нас на елочке есть пазл, но он необычный, а с фигурами,
давай соберем недостающие фигуры, а потом рассмотрим какие геометрические
фигуры у нас есть».
Ребенок выбирает пазл с геометрическими фигурами. Собирает.
Педагог спрашивает:
- Какие геометрические фигуры ты видишь на картинке? Назови
- У каких фигур есть углы? Сколько углов у треугольника?
Коробочка с парами варежек.
Цель: развитие речевого дыхания, внимания, сенсорного развития.
Педагог: «Ребята давайте посмотрим, что за коробочка с варежками у нас лежит
около елочки? Смотрите тут у каждой варежки есть пара, но они все потеряли
свою пару. Давайте соберем их все вместе? Вам нужно разделиться на 2 команды.
Посмотреть внимательно на варежки и зрительно найти пару варежки. С
помощью трубочки вам нужно перенести варежки на свой стол, но не по одной, а
парами». Побеждает та команда, которая перенесла больше пар варежек на свои
столы и не ошиблась.
Результативность данного проекта.
Данный проект поспособствовал к повышению интереса к логопедическим
занятиям. Дети с удовольствием приняли участие в изготовлении логопедической
елочки, помогали ее наряжать, с интересом выполняли задания, направленные
непосредственно на коррекционно-развивающее развитие.