Ольга Шелудякова
Проект «Куклы — это серьёзно»
▼ Скачать + Заказать документы
Стратегия и механизм достижения поставленной цели
Данный проект осуществляется в рамках образовательного процесса в МБДОУ «Детский сад №53 «Елочка».
Проект рассчитан на то, чтобы помочь детям, в формировании представлений о духовных истоках русского народа и его самобытности, умения по изготовлению кукол.
Создать условия для развития национального самосознания учащихся, активизировать творческую деятельность, сформировать универсальные компетентности.
Публикация «Проект „Куклы — это серьёзно“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
В рамках проекта предполагается реорганизация развивающей среды в группе, насыщение фольклорными атрибутами, материалами для создания кукол.
Принципы реализации проекта :
• сотворчество детей и взрослых;
• учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
• актуализация субъективной позиции ребёнка в педагогическом процессе;
• деятельностный подход, активность и созидательность - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности направленных на развитие творческих способностей детей;
• комплексность решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
• взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой или социумом;
• результативность и гарантированность - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Направления реализации проекта
Методы проекта : Творческий, наглядный, досуговый, практический.
Работа с родителями, педагогами:
Консультация: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»
Мастер класс: «Изготовление народных кукол»
Консультация: «Народная кукла в игре современных детей»
Предполагаемый результат:
У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления
Оформлены альбомы по народной кукле
В развивающем пространстве группы созданы условия для организации ручного труда. Систематизирован материал (лоскутки разноцветной ткани, нитки, ленты и т. д.)
Разработана серия конспектов занятий по теме
Ресурсное обеспечение проекта.
В ходе реализация проекта организована предметно-развивающая среда, отвечающая всем требованиям по развитию детской активности в творческой деятельности.
Кроме того, разработан пакет методических материалов по теме проекта : разработаны и систематизированы конспекты занятий, направленные на развитие умений
Подобранматериал для изготовления народной игрушки.
Создана картотека народных кукол России и Тамбовской области
Разработандиагностический материал для определения уровня сформированности навыков ручного труда у детей.
Методическоесопровождение проекта.
1. Консультации для педагогов по видам и технологиям изготовления народной куклы
2. Конспекты занятий, игры-упражнения, схемы.
3. Консультативный материал для родителей.
4. Картотека игрушек.
Целевые группы проекта
1 целевая группа – дети: специально организованная деятельность, совместная деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей, самостоятельная детская деятельность.
2 целевая группа – педагоги: активная методическая работа.
3 целевая группа – родители: оказание консультативной помощи, активное взаимодействие.
Команда реализации проекта
Воспитатели
• организовывают совместную и самостоятельную конструктивную деятельность детей, ознакомление с народными куклами и технологией их изготовления
• определяют оформление и содержание предметно - развивающей среды;
• разрабатывают наглядный материал;
• проводят диагностику;
• проводят практикумы и мастер-классы с родителями.
Музыкальный руководитель:
осуществляет подбор музыкального оформление процесса игровой и творческой деятельности детей
Педагог-психолог
• изучает личностные особенности детей, межличностные отношения в коллективе;
• проводит психогимнастические игры с детьми;
• проводит тренинговые занятия на развитие креативности, коммуникативных навыков;
• оказывает помощь в проведении диагностической работы (наблюдение за эмоциональным состоянием детей).
Роль родителей в реализации проекта :
• оказание помощи в построении развивающей среды группы
• совместная творческая деятельность с детьми (родители – дети – педагог).
Описание проекта
Этапы работы над созданием проекта следующие : организационно-подготовительный, технологический и рефлексивно-обобщающий.
На подготовительном этапе собирался банк данных, картотека народной игрушки, подготовлен материал для изготовления кукол.
На технологическом этапе создавался банк методических рекомендаций и пособий; подбирались диагностические методики. Разрабатывался календарно-перспективный план реализации проекта с детьми. Разрабатывались и апробировались конспекты занятий. Устанавливалось сотрудничество с родителями для успешной реализации проекта.
На рефлексивно-обобщающем этапе принимались решения по результатам диагностики, определялись перспективы дальнейшего развития.
Этапы проекта Мероприятия
Предпроектный
(сентябрь) Анализ предметной среды группы
Проблемно-ориентировочный анализ,
Дифференциация потребностей педагога и детей и родителей в рамках существующей проблемы
Определение основных ресурсов для реализации проекта.
Сбор информации, материала
Изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы, определение конкретных целей и способов решения проблемы.
Выработка плана конкретных действий по созданию условий.
Проектный этап
(октябрь-апрель) Методическое обеспечение реализации проекта :
Создание банка методических рекомендаций и пособий по изготовлению народных кукол.
Разработка календарно-перспективного плана реализации проекта с детьми.
Разработка и апробирование конспектов занятий.
ЦГ-1: Организация диагностического исследования
1. Опрос и мониторинг детей на тему «С какими куклами вы любите играть?»
2. Знакомство с историей появления кукол.
3. Виды тряпичной куклы.
4. Знакомство с обрядами и обрядовыми куклами
5. Знакомство с обереговыми куклами.
6. Изготовление тряпичной куклы.
ЦГ-2: Проведение семинара по проблеме проекта
Создание игровой среды в группе ДОУ
Деятельность в соответствии с тематическим планированием
ЦГ-3: Установление сотрудничества с родителями по реализации проекта.
Проведение индивидуальных консультаций
Привлечение родителей к созданию игровой среды в группах
Проведение консультации для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»
Проведение встречи с детьми и их родителями, организация мастер-класса
Результативный (май-июнь) Проведение диагностического исследования.
Анализ, обобщение и распространение результатов проекта : выступление на методических объединениях, педагогическом совете, размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей, разработка методических рекомендаций и пр.
Принятие тактических и стратегических решений по результатам диагностики, определение перспектив дальнейшего развития
Информационно-образовательный продукт
1. Методические рекомендации «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре».
2. Материалы для семинара «Народная кукла в игре современных детей»
3. Аналитический доклад по итогам реализации проекта «Формирование творческой и исследовательской активности детей при реализации проекта «Кукла – это серьезно».
4. Мастер класс по изготовление куклы-пеленашки
5. Выставка кукол
Рабочий план реализации проекта
Дата Мероприятие Ответственный
Предпроектный этап
сентябрь Проведение анкетирования воспитатель группы, учитель-логопед, педагог-психолог
Изучение литературы по теме проекта заместитель заведующего, воспитатель группы
Заседание группы по реализации проекта воспитатель группы
Проектный этап
октябрь
Психолого-педагогическая диагностика.
воспитатель группы
педагог-психолог
Семинар на тему: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре».
воспитатель группы
ноябрь Разработка перспективного планирования игровой деятельности воспитатель группы
декабрь Создание зоны для творческой деятельности по созданию народных кукол, игрового пространства для игры с ними воспитатель группы
январь Родительское собрание «Такие разные куклы» воспитатель группы
февраль Консультации педагога - психолога.
Игровая деятельность
воспитатель группы, педагог-психолог
март Коллективный просмотр организации игровой деятельности в группе воспитатель группы
Выступление на педагогическом совете
«Формирование творческой и исследовательской активности детей при реализации проекта «Кукла – это серьезно». воспитатель группы
Результативный этап
апрель Психолого-педагогическая диагностика
воспитатель группы, педагог-психолог
Подготовка презентации о проекте воспитатель группы
Мастер-класс по изготовление куклы-пеленашки воспитатель группы
Выпуск буклета «Такие разные куклы» воспитатель группы
Анкетирование родителей воспитатель группы
Выставка кукол воспитатель группы
эв течение срока реализации проекта Разработка методических рекомендаций
«Использование народной куклы в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения».
воспитатель группы, педагог-психолог
Ожидаемые результаты проекта
• у детей сформированы знания о русской кукле – пеленашке, материалах, инструментах, необходимых для ее изготовления.
• в группе создана развивающая среда, в которую включены элементы народных игр, материалы для создания игрушек
• родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ
• создание в группе мини-музея тряпичной куклы.