Наталья Бакшина
Познавательно-творческий и исследовательский проект для детей и родителей старшей группы «Кубанская кухня»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-творческий и исследовательский проект
для детей и их родителей старшей группы
КУБАНСКАЯ КУХНЯ –
кухня кубанского казачества,
основу, которой в свое время, составили
блюда украинской и русской кухни.
Характеристика проекта
Автор проекта : Бакшина Наталья Викторовна
Публикация «Познавательно-творческий и исследовательский проект для детей и родителей старшей группы „Кубанская кухня“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Кубань
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Тип проекта : познавательный, исследовательский и творческий проект для детей старшей группы
По характеру содержания: включает ребенка, общество и культуру
По числу участников проекта : дети старших групп, родители воспитанников, педагоги.
По времени проведения: три летних месяца.
По характеру контактов: в рамках дошкольной образовательной организации.
Вид проекта : информационно - познавательный, исследовательский, творческий.
Сроки и этапы проведения проекта «Кубанская кухня» :
1 этап: организационный (3 недели)
2 этап: практический (2 месяца)
3 этап: результативный (1 неделя)
Цель проекта : Создать у детей представления о традиционной национальной кухне Кубани. Выяснить, какие блюда являются кубанскими.
Задачи проекта :
1. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
2. Расширить знания детей о разнообразии кубанской кухни.
3. Воспитывать у детей любовь к своей малой Родине – Кубани.
4. Обучить детей элементарным трудовым умениям при работе с простейшими инструментами (скалка; разделочная доска; сковорода; и т. д.); приёмам и способам работы по технологии приготовления простейших рецептов кубанской кухни; определённым знаниям правил безопасного пользования инструментами и навыкам экономного расходования материала.
5. Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности с детьми.
Проблема: Угасающий интерес подрастающего поколения к истории своего народа, кубанской культуре. Предполагаемый результат: повышение интереса детей и взрослых к традициям кубанского народа, развитие творческих идей по изготовлению альбомов кубанских блюд, развитие практических навыков по изготовлению вареников и пельменей, работы с тестом. Предполагаемый продукт: самодельный альбом семей-участников проекта «Кубанские блюда» -как итог совместной творческой деятельности участников проекта.
Выбор темы
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Все важнейшие правительственные документы, направлены на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, семье. Все важнейшие правительственные документы: Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, программа «Молодежь России», «Программа развития воспитания в системе образования России», направлены на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, семье.
В средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. Не мало авторов, которые высказываются негативно по этой теме. Говоря, что патриотизм должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, чтобы каждому из нас захотелось ее любить. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В связи с этим нами была выбрана тема для проекта : «Традиции и быт кубанских казаков».
Актуальность проекта :
Актуальность выбранной темы заключается в необходимости пробудить в детях любовь к родной земле, любви и уважения к культурному наследию Родины с дошкольного возраста.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Эти впечатления играют огромную роль в становлении личности.
Новизна заключается в том, что в проекте демонстрируются много аспектные возможности образовательных областей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты образовательной деятельности.
Гипотеза проекта : Изучение культуры кубанской кухни воспитанниками может способствовать повышению качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО за счет интегративных познавательных, творческих и исследовательских процессов.
Новизна проекта :
Новизна и оригинальность представляемого педагогического проекта состоит в том, что задачи воспитания любви к малой Родине всегда решались в ДОУ. Но современные условия требуют изменения форм организации педагогического процесса по ознакомлению детей с историей, традициями, жизнью и обычаями Кубани, развитию интересов дошкольников к явлениям общественной жизни.
Цель проекта : Создать у детей представления о традиционной национальной кухне Кубани. Выяснить, какие блюда являются кубанскими.
Задачи проекта :
1. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
2. Расширить знания детей о разнообразии кубанской кухни.
3. Воспитывать у детей любовь к своей малой Родине – Кубани.
4. Обучить детей элементарным трудовым умениям при работе с простейшими инструментами (скалка; разделочная доска; сковорода; и т. д.); приёмам и способам работы по технологии приготовления простейших рецептов кубанской кухни; определённым знаниям правил безопасного пользования инструментами и навыкам экономного расходования материала. Научить элементарным умениям работы в детском огороде: посадка, прополка, полив, обрезка, сбор урожая.
5. Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности с детьми.
Ожидаемый (предполагаемый) результат по проекту :
Дети более серьезно будут относится к изучению материалов по патриотическому воспитанию, активно отвечать на вопросы и задавать их сами, с большим желанием выполнять задания творческого характера. У воспитанников появится интерес к историческому прошлому, желание знакомиться с жизнью кубанских казаков, уважение к старшему поколению.
Дети научаться с помощью взрослых и совместной деятельности элементарным трудовым умениям при работе с простейшими инструментами; приёмам работы по технологии приготовления простейших рецептов кубанской кухни. Дети приобретут определённые знания правил безопасного пользования инструментами и навыки экономного расходования материалов.
Научаться элементарным навыкам работы в детском огороде при выращивании овощных культур.
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, будет способствовать обогащению знаний дошкольников. Дети узнают много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях Кубани. Пополнение активного и пассивного словаря детей, будет способствовать формированию наглядно-образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшаться дружеские взаимоотношения.
Возможные риски при реализации проекта и мероприятия по их минимизации:
Риски реализации проекта Мероприятия для минимизации рисков
Недостаточная информационная компетентность педагогов Создание условий для педагогов в сфере самообразования, участие в обучающих семинарах и вебинарах
Недостаточная информационная компетентность родителей Консультирование по теме проекта
Нежелание родителей принять активном участие в проекте Стимулирование родителей через проведение мастер-класса, круглого стола по теме проекта
Этапы реализации
1. Организационный
На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. Было определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями и педагогами.
Осуществляется подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме. Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности, музыкальных произведений по теме проекта, создается наглядный материал с использованием информационно-коммуникационных технологий.
2. Практический
Непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагога с детьми, работа детей и родителей, работа педагога и родителей. С детьми проводится все виды деятельности, предусмотренные планом проекта, организовывается совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с предметом исследования. Просмотр презентаций «Кубанская (казачья) кухня, рецепты вкусной и здоровой пищи».
3. Итоговый Проведение итогового открытого мероприятия с детьми, отзывы родителей и детей – в форме интервью, с последующим монтажом видеофильма, презентация проекта «Традиционная кубанская кухня» педагогам и администрации ДОУ. Заключительный анализ полученного материала по проекту. Монтаж презентации проектной деятельности. Оформление книги «Кубанские блюда старшей группы».
Продукты проектной деятельности :
Книга «Кубанские блюда старшей группы».
Атрибуты «пельмени, вареники из соленого теста», «каравай, булочки, баранки, пампушки» к сюжетным играм «Кулинария», «Магазин», «Столовая», «Кафе».
Книжки-малышки об овощах, блюдах кубанской кухни.
Презентация детьми семейных проектов своих любимых блюд.
Презентация проекта «Кубанские блюда».
Перспективный план работы над проектом
Организационный этап
В течение трех недель
1. Составление анкет и проведение анкетирования детей и родителей
2. Составление перспективного плана, внесение идей и предложений.
3. Сбор необходимого материала
4. Разработка авторских мероприятий, мультимедийных презентаций
Практический этап
1. Оформление в кубанский уголок – мини-музей группы информации о кубанской кухне.
2. Создание «Семейного портфолио». Совместное составление родителями и детьми семейных проектов, самодельных книжек.
3. Выпуск тематических домашних газет.
4. Образовательная деятельность
5. Организация двигательной деятельности на прогулке с использованием кубанских игр
7. Подготовка, изготовление и проведение дидактических игр по теме проекта.
9. Беседы с рассматриванием иллюстраций, презентации по теме: «Кубанская кухня».
10. Проведение совместной изобразительной деятельности «Рисование орнамента кубанской одежды», «Скатерть, рушник»; лепка овощей, пельменей и вареников, булочек и ватрушек, составление цветочных композиций, составление овощных натюрмортов. Составление выставки работ детей, семей-участников. Совместной рассматривание тематической выставки.
11. Посещение городского филиала № 1 Городской библиотеки им. В. В. Маяковского, Тихорецкого краеведческого музея в выходной день.
12. Беседы с детьми по теме проекта : «Знакомство с предметами быта», «Воспитание детей в казачьих семьях».
13. Консультация для родителей «Кубанская кухня. Какая она». «Традиции стола на Кубани».
14. Знакомство с кубанским народным фольклором – пословицы, поговорки, песни, стихи».
15. Совместное мероприятие- конкурс «Кубанский фольклор» Конкурс лучшего чтеца Подготовка детей к конкурсу
16. Изготовление альбома «Блюда кубанской кухни».
Заключительный
Последняя неделя проекта
1. Итоговое мероприятие в виде фестиваля «Наши любимые блюда кубанские блюда».
Аналитический отчет по итогам проекта для педагогов и администрации ДОУ
Итоговое родительское собрание «Изучение истории родного края – основа воспитания дошкольников».
Составление отзывов и пожеланий.