Виктория Гандарина
Проект «Компьютер без ущерба для здоровья детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему : «Компьютер без ущерба для здоровья детей».
I. ВВЕДЕНИЕ:
Актуальность:
Актуальность моей работы выражается в том, что без компьютера в 21 веке жить невозможно. В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что наше существование без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. Самый большой вред компьютера в том же, в чём и его достоинство - в его бесконечной увлекательности. Он является очень важным источником информации, способным влиять на развитие человека. В наше время идут большие дискуссии, споры, диспуты среди социологов, психологов, медиков о пользе и вреде компьютера на человека. Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Обучение в образовательных учреждениях тоже гораздо эффективнее при использовании информационных компьютерных технологий.
Публикация «Проект „Компьютер без ущерба для здоровья детей“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Мой друг - компьютер
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Целью моего проекта является доказательство того, что при правильном использовании компьютера, он будет приносить пользу, не причиняя вред здоровью детей.
Задачи моего исследования:
1. Расширить представления родителей и воспитателей о компьютере;
2. Выяснить, чем полезны и вредны для детей компьютерные игры и обучающие программы;
3. Узнать, какие правила нужно соблюдать при работе на компьютере без ущерба для здоровья детей.
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Перейдя к проблеме, хотелось бы отметить высказывание Бориса Шлимовича: «При правильном подходе к занятиям на компьютере можно извлечь максимум пользы для развития ребенка».
В процессе своей трудовой деятельности я постоянно сталкиваюсь с тем, что компьютер воспринимается в большинстве случаев как источник нанесения вреда здоровью ребёнка (его осанки, зрения, психики и т. д.)
С целью доказать, что правильное использование компьютера может приносить пользу и не оказывать вред здоровью ребёнка, и показать, как я использую компьютер для развития детей (при проведении онлайн-занятий, образовательной деятельности в группе, я и решила разработать данный проект.
Предметом исследования моего проекта является : отношение родителей дошкольников к компьютеру.
Методы исследования:
- наблюдение;
- изучение необходимой литературы;
- анкетирование родителей.
Предполагаемый результат моего исследования – это то, что после завершения проекта родители смогут :
- оценивать полезность компьютерных игр и обучающих программ;
- выбирать игры, развивающие мышление, логику, мелкие мышцы руки;
- следить за временем, проведенным у компьютера;
- рассказывать о необходимости соблюдения правил безопасного поведения за компьютером своим близким, знакомым
Моё исследование проходило в три этапа:
Подготовительный этап, в ходе которого происходило изучение и обобщение информации о влиянии компьютерных игр и обучающих программ на здоровье ребёнка (к ним я отнесу книгу Смирновой Е. О., Абдуллаева Е. «Во что играют наши дети?», Некрасовой З. Н. «Как оттащить ребенка от компьютера», различные интернет-источники и другое)
На практическом этапе я провела анкетирование родителей по данному вопросу, после проведения которого было установлено, что 70% родителей считают, что компьютер может приносить только вред их детям, 30% считают, что не только вред, но и пользу.
После чего я сделала для себя вывод, что нужно доказать родителям, что компьютер приносит больше пользы, чем вреда. Главное соблюдать необходимые требования!
На итоговом этапе я поставила для себя цель показать родителям правильное использование компьютера без ущерба для здоровья их детей.
Хотелось бы отметить, что подавляющее большинство компьютерных программ можно разделить на программы закрытого и открытого типа:
Компьютерные программы закрытого типа характеризуются наличием полного внешнего контроля со стороны компьютера. Инструкция определяет и направляет конкретные действия ребенка: выбрать правильный вариант ответа на вопрос, соединить подходящие фигуры, выбрать только требуемые картинки, сосчитать и выбрать правильный ответ, отметить только изучаемую букву и т. п. Чаще всего это задания на отработку навыка, тренировку познавательных процессов (отработка навыка счета, знания алфавита и звуков речи; различение фигур; клавиатурный тренажер и т. п. ; тренировка зрительной и слуховой памяти, т д.
В заданиях открытого типа (или творческих, наоборот, отсутствует внешний контроль со стороны компьютера. Решаемые ребенком задачи могут быть разнообразными, а возможные действия - индивидуализированными и вариативными. Такие задания позволяют ребенку максимально проявлять инициативу. От него требуется самоконтроль и самоанализ своих действий. Выполнение таких заданий активно задействует воображение - ведущий познавательный процесс дошкольного возраста.
Приведем примеры заданий открытого типа:
• конструирование, моделирование из готовых объектов, форм, предметов;
• рисование, разукрашивание с помощью специальной палитры и набора
инструментов;
• экспериментирование со свойствами объектов и предметов (виртуальные опыты);
• проектирование сюжетов, мультфильмов.
Компьютерные задания открытого типа более соответствуют потребностям возраста и несут в себе больший развивающий потенциал. Но выполнение таких заданий не ограничено временем, и компьютер не может оценить работу ребенка, поэтому для регулирования продолжительности занятий необходимо вмешательство взрослого.
Также существуют и другие классификации программ:
- Обучающие программы (Они имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. К ним отнесем программы на развитие логики и памяти; мелкой моторики рук; так же на счет и чтение, музыкальный слух и другие).
Я в своей практике люблю использовать эти программы. Они помогают мне заинтересовать детей, например при проведении образовательной деятельности, зарядка тоже проходит гораздо увлекательней с применением музыкального сопровождения.
- Тренажеры (Мне нравится тренажер «Собери бусинки на нитку» - он тренирует мелкую моторику, дети мышкой двигают детали по экрану, а также собирают элементы по заданным линиям и в определенной последовательности. В нем есть разные уровни сложности, можно использовать в разном возрасте).
- Учебно-игровые (Программы предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме).
Рекомендации родителям:
Как вы видите, существуют разные классификации компьютерных программ и они очень полезны в применении, если следовать определенным правилам!
- Расположите компьютер на столе в углу комнаты, задней частью к стене, в хорошо освещенном месте, но так, чтобы на экране не было бликов;
- Правильно организуйте рабочее место ребенка: подберите мебель, соответствующую его росту;
- Поза ребенка – прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы, посадка устойчивая: ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3 – длины бедра. Пространство между корпусом тела и краем стола – не менее 5 см. Руки свободно лежат на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаются под столом на специальной подставке (опора для ног обязательна).
- Делайте ежедневно влажную уборку в помещении, где используется компьютер. Проветривайте чаще комнату; для увеличения влажности воздуха установите аквариум или другие емкости с водой.
- Постоянно протирайте экран – до и после работы на компьютере.
- Рядом с компьютером желательно расположить кактусы: эти растения поглощают вредные излучения компьютера.
- Особенно тщательно отбирайте для детей компьютерные программы : они должны соответствовать возрасту ребенка как по содержанию, так и по качеству оформления.
- ПОМНИТЕ: без ущерба для здоровья дошкольники могут работать за компьютером не более 15 минут, а дети близоруких родителей и дети с отклонениями в состоянии здоровья – только 10 минут, 3 раза в неделю, через день.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интерес детей к компьютеру огромен, и нужно направить его в полезное русло. Компьютер может быть и другом, и врагом – все зависит от того, сколько времени и с какой целью ребенок проводит у компьютера. При разумном подходе компьютер для детей никакого вреда не принесет, а польза будет существенной и неоценимой. Ребенок постепенно научится быстро находить полезную информацию, устанавливать и переустанавливать программы, сможет создавать свои собственные проекты и размещать в интернете, общаться.
Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит сохранить здоровье и одновременно открыть детям мир огромных возможностей.
Выводы:
- нужно работать над грамотным применением компьютера, для того, чтобы не было отрицательного воздействия на здоровье ребенка;
- ребенок до 6 лет не должен проводить за компьютером более 10-15 минут - и то не каждый день;
- нужно выбирать детям задания, соответствующие их возрасту и способствующие их развитию;
-компьютер помогает заинтересовать детей при проведении образовательной деятельности в детском саду и в настоящее время (в период самоизоляции) помогает при проведении онлайн-занятий.
Список литературы:
1. Смирнова Е. О., Абдуллаева Е., Коркина А. и др.
«Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии»,
М., изд-во «ЛомоносовЪ», 2009
2. Некрасовы З., Н., «Как оттащить ребенка от компьютера», М. ООО издательство «София», 2007
3. Кочетков Н. «Патологическое пристрастие или новая реальность», «Школьный психолог», № 4, 2015