Светлана Шарова
Проект «К родному городу с любовью»
▼ Скачать + Заказать документы
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисуют картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Калязину – городу, который является Родиной моих воспитанников.
Публикация «Проект „К родному городу с любовью“» размещена в разделах
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем, городом.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Цель проекта- осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта :
создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
разработать и оформить уголок краеведения в группе;
развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю;
пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям;
воспитывать уважение к культуре других народов;
развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Ожидаемые результаты:
1) Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего;
2) воспитание любви и чувства гордости за свою малую родину, бережного отношения к родному краю;
3) развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков.
4) сформированная социально-личностная основа взаимодействия педагога, родителей, детей.
Участники проекта.
Дети старшей группы, родители, педагоги.
Сроки реализации проекта.
Долгосрочный
Принципы:
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан мини-музей, подобран материал о Калязинском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а так же ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия -любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьей, центральной детской библиотекой, музеем города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учетом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Калязина.
1 этап. Подготовительный.
1. Диагностика дошкольников.
Цель: выявить знания о родном городе.
2. Донести до участников проекта возможность данной темы. Заинтересовать каждого ребенка.
3. Составить перспективный план мероприятий.
4. Создать развивающую среду: подобрать материалы, атрибуты для игровой деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме, материал для продуктивной деятельности и для создания уголка краеведения.
2 этап. Основной.
Основные направления содержания деятельности по организации учебно- воспитательного процесса.
Формы и методы работы с детьми.
Игровая деятельность.
Дидактические игры:
• «Узнай и правильно назови» (памятники по фотографии)
Цель: закрепить название памятников.
• «Назови растения нашего края»
• «Назови животных нашего края»
• «Что где находится?» (схемы, карты)
Сюжетно-ролевые игры:
• «Семья»
Цель: закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Продолжать учить распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет. Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи, способствовать восстановлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими.
• «На заводах города»
Цель: закреплять знания детей о предприятиях города, о профессиях. Развивать диалогическую речь, навыки коллективного общения, формировать организованность, дружелюбие.
• «Шофёры»
Цель: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей, закреплять знания о труде водителя.
Познавательное развитие
Беседы:
• Беседа на тему: «Старый Калязин»
Цель: познакомить детей с историей города, с различными промыслами и ремёслами, которыми славился город, рассказать о затоплении города и его последствиях. (В. В. Котов «Калязин» О прошлом, настоящем и будущем)
• Беседа на тему: «Версии происхождения названия города Калязина», «Герб города».
Цель: познакомить детей с версиями происхождения названия родного города, с гербом г. Калязин. (Н. А. Суворов «Калязин: страницы истории»)
• Беседа на тему: «Географическое положение, природно-экологическое своеобразие родного региона»
Цель: ознакомление дошкольников с географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
• Беседа на тему: «Памятные и интересные места города Калязина»
Цель: развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
Целевые прогулки:
• В «парк Победы»
Цель: познакомить детей с обелиском Победы, который был сооружён в память о калязинцах, погибших в годы Великой Отечественной Войны.
• «По старинным улицам города» (ул. К. Маркса, ул. Ленина)
Цель: познакомить с прежним названием улиц, со старыми зданиями и постройками, которые находятся на этих улицах.
Экскурсии:
• В краеведческий музей.
Цель: познакомить с историей родного края.
• В «Дом ремёсел»
Цель: воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов.
• В центральную детскую библиотеку.
• На хлебопекарный комбинат.
Цель: познакомить детей с производством хлеба.
• К памятникам.
Цель: познакомить детей с историей появления памятников в нашем городе.
Разработка зкскурсионно-туристических маршрутов по городу.
Изготовление схем:
«Красота нашего города»
«Калязин спортивный»
«Наш город для детей»
Поисково-собирательная работа:
Сбор личных вещей, книг, фотографий, предметов старины как рядовых граждан, так и известных людей, участников воин.
Викторина: «Знатоки родного города»
Речевое развитие.
1. Составление творческих рассказов на тему: «Мой любимый уголок в городе»
2. Беседа: «Улица, на которой я живу»
3. Чтение стихотворений о Калязине (Стихотворения и фотографии о Калязине Алексей Комлев, Сергей Козлов «Родному городу с любовью»
4. Беседа на тему: «Кем и где работают мои родители»
Продуктивная деятельность.
1. Рисование на тему: «Мой любимый уголок города Калязина»
2. «Наша улица»
3.«Салют в честь дня города»
4. Изготовление макетов: «Наша улица», «Наш детский сад».
Музыка.
1. Занятие-игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек»
2. «Мы играем»- оркестр народных инструментов.
3 этап. Заключительный.
1. Досуг «Тихим вечером над Волгой»
2. Оформление выставки «Наш город»
3. Показ видеофильма «Красота родной природы».
Взаимодействие с родителями.
Решение задач воспитания у дошкольников любви к своему дому, к своей родине зависит от позиции близких. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и детского сада.
Цель работы с родителями: организация работы с родителями, стимулирующей повышение их активности в воспитании у ребенка любви к родному краю, поселку.
Задачи:
Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям своего города.
Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края.
Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада.
Способствовать раскрытию творческих способностей в семье.
Совместные работа с родителями:
Помощь родителей в организации экскурсий в музей, в дом ремёсел, в центральную детскую библиотеку.
Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения материалами русской избы- предметами русского быта.
Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
Оформление выставки «Наш город-это Мы»
Составление генеалогического древа совместно с ребенком.
Рисование с ребенком на тему: «Мой любимый уголок Калязина»
Рисование герба города Калязина.
Мини-проект. Создание видеофильма «Красота родной природы»
Обеспечение проекта.
Уголок краеведения в группе.
Альбомы, иллюстрации.
Дидактические игры.
Карты.
Исторические документы, фотографии.
Методическая, краеведческая, художественная литература.
Буклеты, наборы открыток.