Бобарасулова Ольга Викторовна
Проект «Я — шнурочек» для развития мелкой моторики в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Группа раннего возраста
Мелкая моторика рук «Я шнурочек».
Тип проекта - познавательный, творческий, среднесрочный.
«Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Именно руки учат ребёнка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».
Сухомлинский В. А.
1. Введение
Шнуровка - это разновидность развивающей игрушки с отверстиями, предназначенными для продевания шнурка. Наиболее распространенными материалами для этой игры являются: дерево вспененный полимер и пластик.
Публикация «Проект „Я — шнурочек“ для развития мелкой моторики в группе раннего возраста» размещена в разделах
Среди шнуровок наблюдается огромное разнообразие. Так вы можете найти на полках магазинов:
1. Цельные шнуровки в виде: ягод, овощей, фруктов, сыра, предметов быта и т. д.
2. Шнуровки в виде бус: животных, растений, транспорта, фигур и форм и т. д. и т. п.
3. Сюжетные шнуровки: На лугу, В лесу, Дерево, Ёжик… Подробно рассматривать возможные виды шнуровок не будем.
Давайте осветим другие вопросы: какие игры со шнуровкой бывают, насколько эффективны шнуровки для развития мелкой моторики, и в каком возрасте дети могут начинать с ними играть.
Шнуровка: с какого возраста нужна детям? Учитывая огромную дифференциацию шнуровок, можно с уверенностью сказать, что цельные шнуровки (яблоко, грибочек, сыр) с большим наконечником в виде червячка, мышки, не повредят детям, начиная с 8 месяцев. Конечно, несмотря на отсутствие мелких деталей, игра со шнуровкой должна проходить под присмотром взрослых. Ближе к двум годам для деток уже подойдут сюжетные шнуровки и бусы. Причем использовать их можно для изучения геометрических форм, цветов, животных, растений, а в качестве шнуровки для мальчиков можно выбрать что - нибудь из транспорта и тем самым помочь ему изучить распространенную технику.
Шнуровки - игрушки развития моторики и не только… Если говорить о пользе игры со шнуровками для детей, то её сложно переоценить. Давайте перечислим наиболее очевидные позитивные свойства этих игрушек.
• Развитая мелкая моторика и шнуровка идут рука об руку. Развитие мелкой моторики, наверное, самое главное призвание шнуровки, потому, что, продевая шнурки через отверстия, ребёнок чрезвычайно стремительно оттачивает ловкость своих пальчиков. Хоть шнуровка для моторики и её развития у ребёнка делает огромный вклад, это не единственное её положительное свойство.
• Развитие речи. Казалось бы, каким образом простая игрушка может развивать речь малыша, а всё очень просто. Учёными доказано, что участок мозга, отвечающий за развитие моторики, расположен рядом с областью, отвечающей за развитие речи. Тем самым, развитие участка, отвечающего за моторику, благотворно влияет и на речь
. • Шнуровки для детей младшей группы в саду, например, помогают закрепить или расширить, знание цветов, геометрических фигур, животных, транспорта.
• Развитие логического мышления, ещё одно положительное качество шнуровок. Ведь разобраться, где чьё место на сюжетной шнуровке, это целая логическая задача для малыша. На этом, конечно, список развивающих свойств шнуровки не заканчивается, но перечислять всё нет смысла, наверно и так становится понятно, что эта развивающая игрушка чрезвычайно полезна, не зря её рекомендуют многие педагоги и психологи, занимающиеся развитием детей.
2. Актуальность
На сегодняшний день известно, что мелкая моторика дошкольников – это совокупность скоординированных действий систем: мышечной, нервной, костной и зрительной. Способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. В современном обществе развитие цивилизации способствует облегчению бытовой занятности. Сейчас по большому счёту вручную не стирают, не замешивают тесто, не режут овощи. Всю работу можно доверить бытовой технике. Родители редко привлекают детей к перебиранию крупы, сортировке овощей, фруктов. Дошкольники носят универсальную одежду: футболки, толстовки, куртки, где не надо застёгивать пуговицы. Босоножки, ботинки, сапоги, где исключено шнурование. В итоге ребёнок лишается двигательной активности пальцев рук. А ведь ручная умелость и мелкая моторика даёт возможность личностного развития ребёнка: самостоятельности, независимости, целеустремлённости, инициативности, познавательного интереса в разных видах деятельности.
Известно, что в коре головного мозга близко расположены речевой и двигательный центры, отвечающие за речь и движение пальцев. Стимулируя мелкую моторику, активизируем центр, отвечающий за развитие речи. Поэтому уровень развития речи находится в непосредственной зависимости от развития тонких мышц кисти и пальцев.
Актуальность заключается в том, что уже в раннем возрасте важно развивать мелкую моторику пальцев рук, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости. Стимулирующие воздействие на развитие функций руки является продуктивная деятельность (лепка, аппликация, рисование, пальчиковые игры, игры с природными материалами и бытовыми предметами. Когда мелкая моторика достигает высокого уровня развития, то соответственно активно развивается речь, память, внимание, мышление.
3. Цель проекта
• стимулирование речевой активности детей, развитие речи;
• развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов;
• развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего;
• подготовка кисти руки к письму;
• развитие сенсомоторной координации рук;
• влияние на общее интеллектуальное развитие ребёнка (косвенным образом);
• формирование навыков шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)
• развитие пространственного ориентирования, способствование пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
• развитие внимания, восприятия, мышления;
• развитие творческих способностей.
Педагог-новатор Мария Монтессори, известная по своей одноименной методике развития детей, в свое время предлагала уникальные занятия для становления ребенка как личности, для формирования его собственных достоинств и способностей. Игрушки, которыми она рекомендовала пользоваться, актуальны и в наше время, более того, с каждым годом они становятся все популярнее и востребованнее.
Существует множество разнообразных игр со шнурками. Примерно их можно разделить на несколько групп от простых к более сложным:
1. Простые игрушки – шнуровки
Чаще всего это крупные объемные детали простой геометрической формы – куб, цилиндр, шар с большим сквозным отверстием, поэтому такая шнуровка идеальна для маленьких детей. Они сделаны из дерева, что свойственно практически каждой игрушке Монтессори или мягкого безопасного материала (яблоко, пуговица, в которых проделаны крупные отверстия для шнурования.
2. Простая плоская шнуровка (с одним предметом)
Плоская фигурка в виде какого-то известного предмета с большим количеством отверстий – обувь, фрукты, игрушка, животные. Ребенок просто продевает шнурок разными способами в разные дырочки.
3. Плоская шнуровка (с несколькими предметами)
Этот вид шнуровки уже предполагает умение соединить с помощью шнурования одну деталь с другой. Например, поместить на спинку ежику грибочек или яблочко, одеть куклу, поместить в машину груз. Более сложный вариант – на отдельной детали нужно разместить несколько предметов, например, на листочке – жучков или пчелок, на цветочке – бабочек. Все эти фигурки можно использовать, как для шнуровки, так и для ролевых и сюжетных игр. Также все детали можно использовать для счета и описания признаков, для составления рассказа или сказки, для сравнения, для классификации (растения, животные, игрушки и пр.) Можно совмещать несколько игр-шнуровок в одну, это развивает воображение и стимулирует к игре.
4. Плоские сюжетно-ролевые игры-шнуровки
Они могут быть изготовлены из ткани (это детали домиков, книжек, паровозиков, которые необходимо соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка) или большой планшет с изображением какой-нибудь сказки. К нему прилагаются детали в виде сказочных героев, предметов и пр. Ребенок «пришнуровывает» мелкие детали к основному планшету в ходе игры. Например, сюжет общеизвестной сказки «Теремок» предполагает поочередную шнуровку всех основных героев, более сложная сказка – «Аленький цветочек» Возможны собственные вариации, когда герои меняются местами и шнуровка происходит в произвольном порядке. О ценности данной игры и говорить не приходится – здесь все – и умение шнуровать, и делать умозаключения, и вспоминать ход действия, и координировать движения. Вариантов игры множество.
4. Задачи проекта
Используя в своей работе проект шнуровки, я ставлю задачи у детей более развить сенсомоторную координацию (согласованность действий и взаимодействия органов чувств и движений, усидчивость, глазомер, пространственное ориентирование, понимание понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева».
1. Формировать у детей раннего возраста умение производить координированные, точные, движения кистью и пальцами руки, сочетая со зрительным восприятием. Расширять сенсорные основы познания, используя органы чувств: зрение, слух, тактильные ощущения.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, гибкость, ловкость движения пальцев. Связную речь, память, внимание, воображение, эстетическое восприятие, познавательный интерес, творческую активность.
3. Воспитывать усидчивость, старательность, желание выполнять работу до конца, аккуратность, коммуникабельность, отзывчивость, доброжелательность.
Научить ребёнка подбирать шнурки, вставлять в их отверстия, завязывать на бантик шнурок. Задачи: Воспитывать усидчивость, целеустремленность, развивать речевую активность, внимание, способствует развитию логического мышления. Существует множество методик и игр для развития мелкой моторики, одна из самых эффективных это игры - шнуровки.
Конечно, в своей работе я не ограничиваюсь использованием игрушек-шнуровок. Существует множество, хорошо вам известных приемов развития мелкой моторики, как новых, так и хорошо забытых старых
1.4. Тип проекта
Дидактическое пособие, изготовленное своими руками: познавательный, творческий, среднесрочный.
Так же способствует этому процессу:
• Физкультминутки, динамические игры и упражнения.
• Пальчиковая гимнастика с использованием потешек, стихотворений.
• Пальчиковый театр.
• Дидактические игры и пособия с застегивающимися, завязывающимися и прилипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками, «липучками»).
• Игры с предметами: пирамидки, матрешки, дидактические кубы, вкладыши.
• Игры на наматывание: «Солнышко лучистое», «Разноцветные ленточки».
• Игры с природным материалом: шишками, семенами, камешками и т. д.
• Опыты и эксперименты с песком и водой.
• Игры с крупами, рисование и аппликации из круп.
• Игры с бытовыми предметами: прищепками, шнурками и т. д.
• Массаж пальчиков ладошек массажными мячиками, карандашами, шишками.
• Физические упражнения: висы и лазание (на спортивном комплексе, лесенке).
Предполагаемый результат:
1. Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
2. Пополнение предметно - развивающей среды, т. е. создание благоприятных условий для развития каждого ребёнка.
3. Создание условия для освоения детьми свойств и возможностей разнообразных изобразительных материалов и инструментов, использования традиционной, инновационной техник.
4. Формирование навыков речевого общения с педагогами, взрослыми, сверстниками; навыков совместной деятельности.
5. Формирование элементарных трудовых навыков, навыков самообслуживания.
6. Улучшение общей двигательной активности.
7. Обогащение опыта родителей необходимыми знаниями и умениями для развития мелкой моторики ребёнка, художественного творчества.
8. Этапы реализации проекта
I этап: организационно – информационный
Поиск, изучение и обработка информации
- создание проблемы, постановка цели и задач;
- -подбор методической, познавательной и художественной литературы;
- обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта;
- составление перспективного плана мероприятий;
- выявление уровня самообслуживания и мелкой моторики в начале проекта
II этап: практический
Работа над проектом
(основной этап)
Период проекта - неделя - работа с детьми: реализация поставленной цели и задач через организацию различных видов детской деятельности;
- выявить уровень самообслуживания и мелкой моторики в конце проекта;
- работа с родителями;
В процессе работы над данным проектом с целью развития мелкой моторики рук детей раннего возраста, мы добилась определенных результатов. После повторного выявления уровня развития мелкой моторики в конце проекта прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук.
Кисти и пальцы рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. В продуктивной деятельности дети демонстрируют большую включенность в процесс, заинтересованность в получении хорошего результата.
III заключительный этап - публикация в соц. сети, фотографии проведения занятий
- подведение итогов;
Результаты проекта.
Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей как речь, память, внимание, воображение. Способствовали воспитанию эстетического восприятия, познавательного интереса, любознательности и творческой активности. Воспитанники стали более аккуратны, усидчивы, старательны, проявляли желание выполнять работу до конца.
Отношения педагогов с детьми и родителями улучшились и стали более доверительными.
Таким образом, задачи исследования решены, были сделаны выводы, ожидаемые результаты выполнены.
Перспективы развития проекта
• Дальнейшая непрерывная систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста;
• Продолжать пополнение предметно – развивающей среды дидактическими играми и материалами;
• Продолжение работы по использованию проектных технологий в своей педагогической деятельности.
Дополнительные дидактические игры:
«Дидактические игры на развитие сенсорного опыта детей раннего возраста». Какие игры со шнуровками в детском саду могут быть? Безусловно, количество разнообразных игр со шнуровками огромное множество, поэтому описать все невозможно, опишем только некоторые из них.
1: «Веселые шнурки» Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление; знакомить с цветом; совершенствовать действия, связанные со шнуровкой. Ход игры: рассматриваем «весёлые шнурки», называем их цвет. Играем в прятки со шнурками («Давайте поможем им спрятаться, вставляем шнурки в прорези.
2: «Разноцветная карусель» Цель: учить обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; развивать мелкую моторику рук, обогащать тактильную чувствительность ладоней; формировать зрительную память, воображение. Ход игры: играем с цветом: раскладываем мозаику (игрушки) по цветовым полям, прячем мозаику в мешочки того же цвета. Различаем «один - много»: на жёлтый сектор поставили одну жёлтую мозаику, а на красный много красных и т. п. Развиваем пальчики: раскладываем мозаики по мешочкам; завязываем мешочек бантиком.
3: «Волшебные замочки» Цель: развивать мелкую моторику рук, чувственный опыт, внимание, мышление, восприятие, способствовать реализации потребности ребёнка в овладении действиями с предметами. Ход игры: работаем с замками: поднимаем, опускаем, отодвигаем задвижки, открываем дверцы и узнаем, кто за ними прячется. Учимся самостоятельно пользоваться задвижками, выключателями, телефонным диском, кнопками и т. п.
4: «Дидактический столик» Цель: продолжать развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику. Ход игры: нанизываем колечки пирамидок. Шнуруем игрушки, подбираем фигурки для домика и т. д.
5: «Вот какие ручки!» Цель: развивать тактильные ощущения; формировать эмоциональный комфорт. Ход игры: рассматриваем «ладошки», обводим их пальчиками. Каждую «ладошку» обследуем ручкой ребёнка, называем ощущения: гладкая, шершавая, теплая, холодная, мягкая, твердая и т. п.
6: «Дорожка со следами» Цель: развивать тактильные ощущения; формировать чувство эмоционального комфорта. Ход игры: рассматриваем «следы», обводим их пальчиками. Обследуем «следы» ножками ребёнка, называем ощущения: гладкая, шершавая, теплая, холодная, мягкая, твердая и т. п.
7: «Сенсорная тропа» Ходьба по кочкам - мешочкам с различными наполнителями полезна для развития тактильного восприятия, координации движений и профилактики плоскостопия.
8: «Сухой бассейн» Цель: снимать напряжение, усталость, расслаблять мышцы спины, плечевого пояса; развивать у детей восприятие, внимание, память, мышление, воображение, творческие способности и мелкую моторику рук. Ход игры: Вариант 1: Детям предлагают рассыпать крышки и собрать, снова рассыпать и собрать, и так несколько раз. Это же так интересно! Вариант 2: Выкладывание крышек на полу, на столе на темы: «Чьи бусы длиннее?», «Помоги пингвину», «Собери по цвету» и т. п. Вариант 3: Строим пирамиды, башенки, ворота.
9: «Сухой дождь» Цель: Активизировать двигательную активность: для развития восприятия цвета, наблюдательности, зрительной памяти, внимания; снятия стресса через восприятия цвета, создания положительно - эмоционального настроя. Ход игры: Дети ходят через такой дождь 3-4 раза.
10: Сенсорные коврики («Домик в деревне», «Цветочная полянка», «В гостях у медвежат») Цель: использовать коврики для развития мелкой моторики, тактильного восприятия и получения положительных эмоций. Ход игры: На каждом коврике есть разъёмные застёжки (молнии, пряжки, ленточки, кнопки, липучки, шнуровки). Задача ребёнка - расстегнуть и застегнуть застёжки.
11: «Коллекция природных запахов» Цель: развивать обонятельную чувствительность и умения дифференцировать запахи. Ход игры: Детям дают понюхать марлевые мешочки с семенами.
12: «Разноцветное домино» Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление; знакомить с цветом и т. д. Ход игры: Дети расставляют домино в зависимости от цвета.
13: «Разноцветный удав» 9 Знакомство с цветом происходит во время игры с разноцветным удавом.
14: «Весёлая карусель» Цель: учить обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; развивать мелкую моторику рук, обогащать тактильную чувствительность ладоней. Ход игры: Рассматриваем с детьми «весёлую карусель», называем цвет, величину, форму предметов. Дети обследуют предметы и закрепляют в игровой форме знания о предметах.
Список использованных источников:
1. Абрамова Л. П. «Буши – барашки. Пальчиковые игры». – М. : Карапуз, 2003.
2. Агаян Г. Г. «У солнышка в гостях. Пальчиковые игры». – М. : Карапуз, 2004.
3. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011.
4. Бардышева Т. Ю. «Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры». – М. : Карапуз. 1999.
5. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2004. – 213 с.
6. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. «Наши пальчики играют». – СПб. : «Паритет», 2003.
7. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М. : «ГНОМ и Д», 2002.
8. Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев».- М. : «Генезис», 2008.
9. Крупенчук О. И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005.
10. 10. Маханёва М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М. : Творческий центр Сфера, 2009.
11. «Развивающие игры с малышами до трех лет»: Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Галанова Т. В. – Ярославль: Академия развития, 2002.
12. 12. Черенкова Е. Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008.