Анна Алексейчук
Проект «Я познаю мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Актуальность
Сенсорное воспитание – важнейшее средство полноценного развития ребенка: развитие его восприятия, формирование представлений о свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.
Проблема: 100% детей, воспитывающихся в Доме ребенка, находятся в состоянии сенсорной депривации. Большинство из них имеют выраженное отставание в сенсомоторном развитии, не знают основных цветов спектра и их оттенков, названий геометрических фигур, не ориентируются в величинах и свойствах предметов. В результате этого возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.
Публикация «Проект „Я познаю мир“» размещена в разделах
Цель проекта : Систематизация работы по сенсорному развитию детей раннего возраста
Задачи проекта :
Формировать у детей представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
Развивать высшие психические функции (речь, внимание, воображение, мышление, память) у детей с ОВЗ и инвалидностью;
Упражнять детей в установлении сходства и различия между предметами;
Способствовать развитию у детей исследовательских умений и навыков;
Повышать уровень педагогической компетенции педагогического и медицинского персонала учреждения по формированию представлений по сенсомоторной деятельности детей;
Изготовление дидактических игр и пособий для развития сенсорных эталонов у детей с ОВЗ и инвалидностью.
Предполагаемый результат:
Дети:
У детей будут сформированы сенсорные эталоны цвета, формы и величины предметов;
У детей повысится познавательный интерес, речевая активность, творческий потенциал, эмоциональная отзывчивость;
Дети научатся находить сходства и отличия между предметами.
Педагоги:
Разнообразят предметно-развивающую среду дидактическими играми;
Установят более тесные и доверительные отношения с детьми.
Вид проекта : познавательный, творческий, исследовательский
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – ноябрь 2020 год)
Возраст детей: от 1,5 до 3,5 лет.
Участники проекта : дети с ОВЗ, педагоги.
Ресурсное обеспечение проекта :
Материально-техническая база
• Дидактические пособия и игры, адаптированные под возможности детей,
• Блоки Дьенеша,
• игрушечная разноцветная посуда,
• разноцветные ведерки,
• кубики, шарики,
• деревянный конструктор,
• цветные карандаши,
• мягкие модули.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. М. Д Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 года до 3 лет»;
2. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»;
3. Е. А Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»;
4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»;
5. Альбомы для работы с Блоками Дьенеша для самых маленьких.
6. Электронные ресурсы сети Интернет:
Ссылка:ped-kopilka.ru/obuchenie-malyshei/podgotovka-detei-k-shkole/razvivayuschie-zadanija-po-okruzhayuschemu-miru-dlja-detei
Ссылка: https://worksheets.ru/catalog/ya-poznayu-mir/
Этапы работы по проекту
Организационный этап
Составление паспорта проекта.
Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей с ОВЗ и инвалидностью.
Обновление развивающей среды дидактическими играми, сделанными своими руками и покупными настольно-печатными и развивающими играми.
Практический этап
Реализовать проект в режимных моментах, осуществляя цель и задачи проекта.
Осуществить контроль реализации проекта.
Заключительный этап
Обработать результаты реализации проекта.
Предоставить конечные продукты деятельности (публикация в сети Интернет)
План реализации проекта
Основные мероприятия Цели Сроки проведения
Изучение психолого-педагогической литературы по теме проекта Повысить уровень компетентности в вопросах сенсорного развития детей, воспитывающихся в домах ребенка. Сентябрь
2020 год
Составление перспективного плана занятий и разработка конспектов по сенсомоторному развитию детей Создать систему занятий с целью обогащения сенсорного опыта детей Сентябрь
2020 год
Проведение консультации для педагогов «Сенсорное развитие детей с ОВЗ и инвалидностью, воспитывающихся в условиях Дома ребенка» Повысить уровень компетентности в вопросах сенсорного развития детей среди педагогов Октябрь
2020 год
Проведение занятий по плану работы с детьми. Корректировка планов в ходе воспитательно-образовательной деятельности Достижение максимальной результативности Октябрь
2020 год
Создание уголка сенсорного развития в группе Ноябрь
2020 год
Изготовление дидактических пособий Обогащение предметно-развивающей среды В течение всего периода
Перспективный план работы с детьми
Месяц Сроки проведения Тема Задачи Материал
Сентябрь Первая неделя Диагностика сенсорного развития детей по методике Пантюхиной Г. В., Печора К. Л. ,
Фрухт Э. Л. Определить уровень сенсорного развития каждого ребенка. Три полых куба различной величины, пирамидка, деревянный конструктор, 4 фона и одежда 4 основных цветов, три пары варежек (синяя, красная, желтая)
Вторая неделя Соберем пирамидку Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине. Пирамидки по количеству детей на занятии, кукла Катя
Третья неделя Дидактическая игра «Вкладыши
и башенки» Учить детей ориентироваться в величинах предметов в ходе практических действий Рамки вкладыши
«Домашние животные»,
кубики (три величины).
Четвёртая неделя Веселые Матрешки Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие. Матрешки по количеству детей
Октябрь Первая неделя Найди пару Учить соотносить предметы
3-х основных цветов Три пары носочков (2 синих, 2 красных, 2 желтых) и три пары варежек. Кукла Наташа
Вторая неделя Мишка и шарики Учить соотносить предметы 3-х основных цветов Блоки Дьенеша, альбомы для самых маленьких, Мишка
Третья неделя Зайка запутался Учить соотносить предметы 3-х основных цветов Зайка, мячики су-джок (синие, красные и желтые, кубики, ведерки 3 цветов (синие, красные и желтые)
Четвёртая неделя Собираем урожай Учить ориентироваться в 3-х величинах предметов Три разные по величине ведерка, макеты яблок трех величин
Ноябрь Первая неделя «Найди такую же фигуру» Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения. Деревянный конструктор
Вторая неделя «Машинка» Учить находить фигуру нужной формы и цвета. Соотносить её с плоскостным изображением. Блоки Дьенеша, Альбомы для работы с блоками Дьенеша для самых маленьких, Мишка
Третья неделя Дидактическая игра
«Разложи фигурки по домикам» Учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения. Домики-сортеры по количеству детей, кукла Катя
Четвёртая неделя Итоговая диагностика Оценить промежуточный результат сенсорного развития детей шкалы оценки параметров предметной деятельности (Приложение 1)
Занятия по формированию сенсорных эталонов проводились один раз в неделю (понедельник, II половина дня).
Результаты деятельности:
Дети ориентируются в формах, величинах и цветах предметов. Называют синий, зеленый, желтый, красный, белый и черный цвета.
У детей сформированы пространственные представления.
Дети находят сходства и различия между предметов.
У детей повысилась познавательная активность и уровень речевого развития.
Конечный продукт деятельности:
Создан уголок сенсорного развития в группе.
Создана картотека игр по сенсорному развитию детей с ОВЗ и инвалидностью.
Проведена консультация для педагогов.
Опубликована авторская разработка в сети Интернет.
Приложение 1
Шкалы оценки параметров предметной деятельности
(по методике Пантюхиной Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л.)
Параметры предметной деятельности Показатели параметров Критерии оценки показателей Баллы
Виды
действий
с предметами Ориентировочно-исследовательские действия Отсутствуют:
ребенок игнорирует предметы
Используются редко:
ребенок бегло поглядывает на предметы,
совершает 1–2 однообразные манипуляции
(например, стучит игрушкой по столу или
несколько раз переставляет ее с места на
место)
Используются часто:
ребенок рассматривает игрушки, разнообразит способы манипуляций (например, вертит в руках, переставляет с места наместо, стучит, размахивает и пр.) 0
1
2
Предметные,
культурно-фиксированные
действия Отсутствуют:
ребенок не действует с предметами в соответствии с их назначением
Используются редко:
ребенок совершает действия данного вида
лишь эпизодически (например, один раз
разбирает и собирает матрешку или поит
куклу из чашки, предпочитает манипулировать с предметами
Используются часто:
на протяжении всей пробы ребенок периодически или постоянно совершает культурно-фиксированные действия с предметами (например, собирает и разбирает пирамидку, одевает и раздевает куклу, готовит
для нее еду, катает на машинке и др.) 0
1
2
Познавательная активность
Интерес
к пред-
метам и
действиям с
ними
Настойчивость
в деятельности
(фиксируется
только
в ситуации «Незнакомый
предмет»
Эмоциональная
вовлечённость
в действия с
предметами Отсутствует:
ребенок не обращает внимания на предметы, не предпринимает никаких действий сними
Слабый:
ребенок постоянно отвлекается от предметов, быстро пресыщается игрой, в действиях нет сосредоточенности (например,
начав собирать пирамидку, ребенок сразу же прекращает свое занятие, смотрит по сторонам
Средний:
ребенок рассматривает игрушки, сосредоточенно занимается с некоторыми из них, но часто отвлекается, смотрит по сторонам
Большой:
ребенок вовлечен в действия с предметами,
действует сосредоточенно, почти не отвлекается
Отсутствует:
не получив сразу желаемого результата, ребенок прекращает попытки решить задачу
Слабовыраженная:
ребенок предпринимает 2–3 попытки решить задачу, но после неудачи прекращает деятельность
Хорошо выраженная:
ребенок предпринимает многократные
попытки добиться результата, в случае неудачи обращается за помощью
Преобладание отрицательных эмоций:
ребенок отталкивает игрушки, сердито
разбрасывает их, сбрасывает со стола
Безразличие:
ребенок равнодушно смотрит на предметы;
мимика невыразительная
Преобладание амбивалентных эмоций:
ребенок радуется при виде игрушек, но
действует с ними с опаской или робко
Преобладание положительных эмоций:
ребенок оживлен, часто улыбается, радостно вокализирует 0
1
2
3
0
1
2
0
1
2
Включенность
предметной
деятельности
в общение
со
взрослым Стремление
действовать по
образцу
Ориентация на
оценку
взрослого Отсутствует:
ребенок не обращает внимания на показ взрослым действий с предметами, не подражает им, игнорирует предложения
взрослого
Слабое:
ребенок наблюдает за действиями взрослого, делает слабые попытки подражать ему, но быстро отвлекается, переходит к другим занятиям (например, начав вслед за
взрослым кормить куклу ложкой из чашки, соскальзывает на манипуляции с ложкой:
размахивает ею, стучит, грызет и пр.); большинство образцов действий остается без внимания; в последующей самостоятельной игре ребенок не пытается воспроизводить образец
Среднее:
ребенок внимательно наблюдает за действиями взрослого;
сразу после показа образца действия старается воспроизвести его;
в последующей самостоятельной игре образец не воспроизводит
Сильное:
ребенок с большим интересом наблюдает за действиями взрослого;
пытается заставить взрослого повторить показ, вкладывая ему в руку игрушку; неоднократно воспроизводит образец действия по собственной инициативе
Отсутствует:
ребенок не ищет оценки и не реагирует на оценку взрослым его действий, продолжает действовать по-своему; после поощрения нет явных признаков удовольствия ребенка и усиления его активности, стремления повторить действие,
одобренное взрослым; порицания не огорчают ребенка, не замедляют темпа деятельности, не влекут за собой попыток исправить действие или обратиться к взрослому за помощью
Слабая выраженность:
ребенок не ищет оценки;
лишь изредка реагирует на оценку взрослого, а в целом не изменяет своей деятельности: действует в прежнем темпе, эмоции выражены слабо; поощрение некоторых действий вызывает неярко выраженное удовольствие; порицание приостанавливает действие, но не влечет за собой попытки исправить его
Хорошая выраженность:
ребенок обращается к взрослому за
оценкой (взглядом, жестом, вербально); радуется поощрениям, начинает действовать более активно, неоднократно повторяет одобренное действие; порицание стимулирует попытки видоизменить действие; ребенок обращается за помощью; иногда огорчается и прекращает деятельность 0
1
2
3
0
1
2
Приложение 2
Картотека игр для развития сенсорных способностей
у детей с ОВЗ и инвалидностью
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте — одно из направлений умственного развития. Быстрое выделение информативных свойств в предмете способствует его эффективному опознанию. Восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Неоценима роль восприятия в овладении ребенком навыками письма, чтения, счета.
Упражнения и игры, способствующие развитию восприятия:
• «Перевертыши» (превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок).
• «Как пройти к Зайчику» (ориентация в пространстве по плану – схеме).
• «Узнай форму» (узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры).
• «Найди отличия» (учить находить отличия у похожих предметов).
• «Построй по росту» (построить предметы, соответственно их высоте).
• «Сложи картинку» (составить из частей целую картинку).
• «О чем я говорю?» (взрослый описывает какой-либо предмет; ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь).
• «Угадай предмет» (взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета; ребенок должен узнать предмет).