Светлана Герасимова
Проект «Я помню! Я горжусь!» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
"Я помню! Я горжусь!"
Актуальность проблемы
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо использовать нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. При чем такие методы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности и являлись бы доступным для восприятия.
Публикация «Проект „Я помню! Я горжусь!“ для старшей группы» размещена в разделах
Вид проекта : творческо-информационный
Продолжительность проекта : краткосрочный
Сроки реализации: 24 апреля-03 мая 2017
Участники проектной деятельности : дети, родители, воспитатель старшей группы
Образовательная область: патриотическое воспитание дошкольников, ознакомление с окружающей действительностью
Цель проекта
Систематизировать знания дошкольников о ВОВ, наглядно познакомить с памятниками защитникам ВОВ, воспитывать глубокое уважение и чувство большой благодарности ко всем, тем кому так тяжело далась наша ПОБЕДА.
Определить педагогические основы проблемы формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
Формирование у дошкольников активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины.
Воспитание любви к Родине.
Обогащение духовного мира детей через обращение к героическому прошлому нашей страны.
Воспитывать потребность защищать и совершать подвиги во имя Родины.
Выслушать историю детей о родных ветеранах ВОВ, если таковые имеются.
Этапы реализации проекта
Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.
Практический – реализация проекта.
Итоговый – подведение результатов, презентация работы над проектом.
Ожидаемый результат
Сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
Осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.
Предварительная работа
Рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением памятников павшим воинам, презентаций. Чтение стихотворений посвященных ко Дню Победы. Прослушивание песен
Работа воспитателей
Познавательные занятия: «Что такое героизм»
Беседы с детьми:
«Великая Отечественная война»
«История Георгиевской ленточки»
«Праздник День Победы»
Выпуск стенгазеты «9 Мая – День Победы!»
Аппликация «Гвоздики к 9 мая»
Чтение художественной литературы
Выставка детских рисунков «Спасибо за мир»
II нравственно- патриотическая игра «Зарница, посвященная дню Победы»
Экскурсия к мемориалу «Скорбящая мать», возложение цветов
Мероприятие «День памяти и скорби»
СТИХОТВОРЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
У кремлевской стены,
Где раскинулся парк,
Люди молча, сняв шапки, стоят.
Там пылает огонь,
И в земле рядом спит
Вечным сном неизвестный солдат.
Мы приходим к тебе и приносим цветы,
Скромный дар от российских ребят,
Мы клянемся тебе
Край родной так любить,
Как любил неизвестный солдат.
***
Чтит великий День Победы
Вся любимая страна.
В День Победы наши деды
Надевают ордена.
Мы про первый День Победы
Любим слушать их рассказ.
Как сражались наши деды
За весь мир и за всех нас!
Чтобы взрывы не закрыли
Небо черной пеленой,
Голубок наш белокрылый,
Облети весь шар земной.
Шинель
— Почему ты шинель бережешь? –
Я у папы спросила. —
Почему не порвешь, не сожжешь? –
Я у папы спросила.
Ведь она и грязна, и стара,
Приглядись-ка получше,
На спине вон какая дыра,
Приглядись-ка получше!
— Потому я ее берегу, —
Отвечает мне папа, —
Потому не порву, не сожгу, —
Отвечает мне папа. —
Потому мне она дорога,
Что вот в этой шинели
Мы ходили, дружок, на врага
И его одолели!
Е. Благинина
***
БЕСЕДА «О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»
Цель:
• расширять знания детей о Великой Отечественной Войне,
• воспитывать уважение к взрослым людям, развивать внимание.
Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Шептались друг с другом камыши. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничто не предвещало беды. И вдруг из репродукторов донеслась страшная весть о том, что фашистская Германия напала на нашу страну.
Над нашей Родиной нависла угроза потери независимости, свободы. Люди собрались на митинги. Они поклялись все как один встать на защиту Родины. Вот тогда и появился плакат «Родина-мать зовет» и была написана песня «Священная война».
В первые месяцы войны наша Армия отступала. К 10 июля немцы уже захватили Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, большую часть Украины. За три недели наши войска потеряли 3 500 самолетов, 6 000 танков, более 20 000 орудий и минометов. Очень много и погибло наших солдат, и было взято в плен. Гитлер шел на Москву. Он считал, что стоит его войскам войти в Москву – и наш народ будет покорен.
А впереди была битва на Курской дуге, под Сталинградом, впереди было отступление врага и победный марш наших воинов на Берлин. Но какие тяжелые были эти 1418 дней войны! Рассмотрите военные фотографии.
Наш народ с честью выдержал испытание войной. За мужество и отвагу, воинскую доблесть 13 миллионов воинов награждено орденами и медалями, 11 тысяч – удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Наш народ совершил подвиг, которому нет равных в истории. Родина помнит своих героев.
Много лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны. А мы можем узнать о тех событиях только из рассказов ветеранов, из книг, художественных фильмов.
Мы не должны забыть этот страшный урок истории.
Мир в каждом доме, в каждой стране!
Мир – это жизнь на планете!
Мир – это солнце на нашей Земле!
Мир нужен взрослым и детям!
Итог беседы.
1. Чем закончилась эта страшная война?
2. Какие качества помогли советским людям одержать победу?
3. Какой город старался захватить Гитлер, чтобы покорить наш народ?
БЕСЕДА «ПРАЗДНИК ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
Цель: 1. Дать детям знания е героических днях войны, рассказать о том, как защищали свою Родину люди в годы Великой Отечественной войны. 2. Объяснить детям такие понятия, как «Вечный огонь», «Могила Неизвестного героя». 3. Воспитывать чувство уважения к Ветеранам Великой Отечественной войны, желание по- мочь им, сделать что-то полезное и приятное.
Материал: иллюстрации с изображениями сражений Великой Отечественной войны, здания Рейхстага, над которыми развевается знамя нашей страны; фотографии встреч ветеранов войны.
Предварительная работа: чтение произведений Л. Кассиля из книг «Твои защитники», «Главное войско», рассматривание иллюстрации и чтение энциклопедии для дошкольников «История».
Ход беседы:
Воспитатель: 9 мая наш народ отмечает один из самых важных и любимых праздников.
1. Что это за праздник? (День Победы)
2. А кто помнит, что это за победа?
3. Над кем? (Над германскими войсками, над немцами, над фашистами)
Воспитатель: Да, это была очень страшная и долгая война. Фашисты хотели захватить нашу страну и превратить наш народ и народы других стран в рабов. Но у них ничего не получилось. Весь наш народ и мужчины и женщины, и дети, и старики поднялись на борьбу : уходили на фронт, работали на заводах, партизанили. Женщины становились не только врачами и медсестрами, но и научились водить самолеты, лихо сбивали врага, были телефонистками и связистками и в самые важные моменты сражений могли наладить связь между командирами и отрядами. Дети и старики становились к станкам на заводах и готовили новые снаряды и боевые машины. Девочки и бабушки вязали теплые рукавицы и шарфы и отправляли на фронт любому бойцу. Много погибло в той войне, многие имена неизвестны.
Воспитатель: Вы узнали этот памятник? (выставить иллюстрацию) (Могила неизвестного героя) А кто знает, что означает «Неизвестного»? (Ответы детей)
Воспитатель: Это памятник тем, кто погиб на полях сражений. После тяжелых боев солдат хоронили в одной братской могиле, и не всегда можно было узнать их имя, фамилию. Всем тем солдатам, чьи имена остались неизвестными, по всей стране воздвигали такие памятники. Есть они и в нашем городе. В знак вечной памяти о погибших в больших городах нашей страны возле памятника горит Вечный огонь: и днем и ночью, и в снег и в дождь, напоминая живущим, что никто не забыт, ни что не забыто. Возле памятника лежат живые цветы и венки. Наша армия победила фашистов. Во главе армии всегда стоят главные командиры – Главнокомандующие, они руководят всеми боями. Во время Великой Отечественной войны одним из самых талантливых командиров был Георгий Константинович Жуков (показать портрет). Там, где он командовал фронтом, армия всегда побеждала фашистов. В самом начале войны фашисты очень близко подошли к Москве. Тогда назначают командовать нашими войсками Г. К. Жукова, и фашисты отступают. Очень тяжелая битва шла за город Сталинград. Фашисты разбомбили город почти полностью, но никак не могли его взять (показать иллюстрацию). Солдаты боролись за каждый дом, за каждый этаж. Было даже так, что на верхних этажах находились фашисты, а нижние этажи занимали наши. И наши победили! Очень тяжелое танковое сражение было под городом Курском. Это сражение снова выиграли наши войска. И самый последний бой с фашистами за город Берлин, столицу Германии, тоже возглавлял Жуков. Наши солдаты водрузили флаг нашей Родины над главным зданием Берлина – Рейхстагом!
Воспитатель: Народ помнит героя - К. Г. Жукова. В Москве, на Красной площади ему поставлен памятник. Скульптор изобразил Жукова на коне. Как вы думаете, почему Жуков на коне? Ведь в Великой Отечественной войне были танки, артиллерия, авиация. Жуков на Красной площади принимал Парад Победы на коне. И скульптор решил изобразить его на коне, как победителя. Вот такая тяжелая война была для нашего народа много лет назад. Сейчас еще живы те, кто воевал в той страшной войне. Но они уже очень старенькие, многие из них больные, им очень трудно ходить. Их называют Ветеранами. В день Победы они надевают ордена, военные награды и отправляются на Парад, чтобы встретится со своими фронтовыми друзьями. У многих из вас прабабушки и прадедушки то же воевали, кто-то еще жив. Не забудьте их поздравить с праздником. Если 9 мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «спасибо» за то, что он защитил нашу Родину от врагов. Уступайте место в транспорте, пожилым людям и ветеранам, пусть Ваши родители помогают перейти дорогу, открыть дверь, спустится с подножки троллейбуса. Ветеранам будет очень приятно, что мы помним о той трудной Победе, благодаря которой, мы сейчас счастливо живем под мирным небом в нашей стране.
БЕСЕДА «ИСТОРИЯ ГЕОРГИЕВСКОЙ ЛЕНТОЧКИ»
Цель:
• Познакомить детей с новым символом Дня Победы,
• Рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки,
• Воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей Родины.
Оборудование: георгиевские ленточки по количеству детей, иллюстрации с орденами Славы, историческими событиями России.
Ход занятия.
Воспитатель: Раздаю детям ленточки, некоторое время рассматриваем, ощупываем ленточки.
Воспитатель: Ребята, а что за ленточка у вас сейчас в руках? Какие цвета есть на ленточке, как вы думаете, что они обозначают?
Воспитатель: Черный цвет обозначает цвет пороха, а желтый - цвет огня. А называется она георгиевской, потому что на нее прикреплялся орден Георгия. Он давался только за конкретные подвиги в военное время. Это была исключительная воинская награда. Затем георгиевская лента, подтверждая традиционные цвета российской воинской доблести, украсила многие солдатские и современные российские наградные медали и знаки (рассматриваем ордена Славы).
Воспитатель: Где вы видели такие георгиевские ленты, как вы думаете, почему они там находились? В канун празднования Дня Победы каждый человек надевает себе на одежду, руку, сумку или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к ветеранам, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим всё для фронта в годы Великой отечественной войны.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ВОЕННЫЙ КОРАБЛЬ»
Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищение героизмом людей.
Игровой материал: Строительный материал, пилотки, косынки, сумочки для медицинских сестер, предметы заместители.
Подготовка к игре: Экскурсия к памятникам, к местам боевой славы, рассматривание иллюстрационного материала по теме.
Сценарий мероприятия, посвященного Дню памяти и скорби-22 июня «Долгие версты победы»
Цель: воспитывать у детей чувство личного сопереживания тем, кто воевал на фронтах в годы ВОВ и служил Родине в тылу, чувство гордости за свою страну, жившие в ней поколения наших предков и родной народ.
Задачи: закрепление и углубление знаний о жизни нашего народа в годы Великой Отечественной войны, развитие и воспитание патриотических чувств на примерах героизма солдат нашей армии, храбрости и мужества народа.
Ход мероприятия.
1 ведущий:
Войну мы вспоминаем не затем,
Чтоб лишний раз победой похвалиться.
Мы просто заклинаем всех и вся:
Подобное не может повториться…
2 ведущий:
22 июня 1941 года. Позади экзамены, ребята мечтают, как будут жить после школы (на фоне музыки звучат мечты выпускников 1941 года).
- Я собираюсь поступить в медицинский институт, хочу стать детским врачом
-А я мечтаю стать инженером…
-А я буду учителем математики…
-А я хочу стать строителем…
-Я мечтаю поступить в театральный…
-А я мечтаю о любви…
Июнь!Тогда еще не знали вы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны!
А кончится она лишь в 45-м, в мае…
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось…
Кто знал что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
( Голос Левитана: «Внимание! Работают все радиостанции».)
Читают ребята Б. Акуджава «Ах, война…»
Девочка:
Ах, война, что ты сделала подлая?
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
«До свидания, мальчики! Мальчики!
Постарайтесь вернуться назад
Мальчик:
Ах, война, что ты сделала подлая?
Вместо свадеб - разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат
«До свидания, девочки! Девочки!
Постарайтесь вернуться назад!»
1 ведущий:
А. А. Сурков «Стелются черные тучи»
Стелются черные тучи,
Молнии в небе снуют,
В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют.
С бандой фашистов сразиться
Родина смелых зовет…
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
Ринулись ввысь самолеты.
Двинулся танковый строй,
С песней пехотные роты.
Вышли за Родину в бой.
2 ведущий:
-Скажи, хоть раз ты видел рукопашный? Не наяву, но, может быть, во сне? Кто говорит, что на войне нестрашно, тот ничего не знает о войне!
( Фонограмма: стрельба, самолеты, взрывы. Идет бой.)
Солдат:
Хорошо товарищ, после боя,
Выдыхая дым пороховой,
Посмотреть на небо голубое-
Облака плывут над головой.
В бою под Орлом, под Варшавой,
В жестоком огне батарей
Я чувствовал слева и справа
Поддержку окопных друзей
И, видел, как кто-то смелее
И старше намного меня,
Себя самого не жалея,
Шел прямо под ливень огня.
Звучит запись стихотворения «Жди меня»
Звучит песня «Темная ночь»
2 ведущий:
Грохочет ночь. Еще раскат.
Вдали костром огромным зарево раздуто.
Полковника в землянку принесли.
Отсчитаны последние минуты.
Что в сердце воскрешает он в своем,
Жестокую предугадав разлуку?
Любимый край? Родные лица? Дом?
ОБ этом он не вымолвил ни звука.
-Огонь… во имя Родины…вперед!
И, умирая, воин непреклонный
Командует. И в смертный час ведет
К победе он стальные батальоны.
1 ведущий: (Н. Сердюк «Что солдату снится»)
Что солдату снится
Вдалеке от дома?
Только ночь сомкнет ресницы
Парню молодому.
Снится девушка-отрада
С ясными глазами,
ТА. Что верно ждет солдата
Днями и ночами.
Снится дом на перекрестке,
Тень густого сада,
Снится белая березка
У окошка рядом,
Мать в косыночке из ситца
У крыльца родного…
Отчий край солдату снится
Вдалеке от дома.
2 ведущий:
Фронтовые песни величаво
Гимнами звенят немало лет
Над землей, где солнце светит слава
Боевых сражений и побед.
Фронтовые песни без прописки
С давних пор живут в людских сердцах.
Песня «Катюша»
Возвращаются с войны солдаты.
Степи, степи - машет даль крылом…
Ждет у хаты мать домой солдата,
А солдат спит вечным сном.
Постарела мать за много лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она все продолжает ждать,
Потому что верит; потому что мать…
2 ведущий:
Говорят погибшие герои- будто вечные огни горят
Говорят погибшие герои. Слушайте!- герои говорят.
(Звучат голоса героев в записи).
1 ведущий:
(А. Николаев «1418 дней» отрывок)
Перед нашей Родиной мы сочтемся славою,
Все, кто кровью собственной породнился с ней
Шла война великая, шла война кровавая-1418 дней.
Наградила нас она фронтовым содружеством,
Не было содружества крепче и родней,
Под огнями, пулями закалялось мужество-1418 дней.
Сколько горя вынесло наше поколение.
Каждый день теряли мы фронтовых друзей,
Каждый день задумайтесь, день поминовения-1418 дней.
2 ведущий:
Помните! Через века, через года - помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Люди! Покуда сердца стучатся- помните!
Какою ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли!
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните…
Но о тех, кто уже не придет никогда, заклинаю,- помните!
Склонитесь и молод, и стар
В честь тех, кто за счастье,
Жизнь ради жизни отдал.
Почтим всех погибших минутой молчания.
(Минута молчания. Метроном).
Чтение стихов:
22 июня, ровно в четыре часа
Помним, скорбим, не забудем
Как началась мировая война,
Как уничтожили тысячи судеб.
Хочется всем пожелать лишь одно,
Мирного неба, спокойного сна.
Мир- это главное, прежде всего,
Пусть будет вечной победе добра
День скорби июньский сегодня настал,
День памяти страшных военных времен.
Так важно чтоб каждый все помнил и понимал,
Как мир за секунду был в мрак погружен.
Пусть больше такого вовек не случится,
Давайте приложим усилия все,
Нам нужно быть вместе и объединится,
Чтоб жирную точку поставить на зле
Игра «Пройди через линию фронта»
Песня «Прощание Славянки».
Конспект ООД по художественно – эстетическому развитию
для старшей группы
«Гвоздики к вечному огню».
Программное содержание: Расширить знания детей о Великой Отечественной войне; Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине.
Цель: изготовление гвоздик для возложения к обелиску
Оборудование: презентация «День Победы»; аудиозаписи песен военной тематики: «Священная война»,«Катюша», «В землянке», «Смуглянка», «День победы», иллюстрации о войне, городах-героях, о героях войны, георгиевские ленточки, магнитофон.
Материалы:
-заранее приготовленный макет обелиска
-ножницы;
-салфетки (красные) ;
-картон зеленого цвета;
-клей карандаш и клей ПВА
Программные задачи :
Развивающие:
-Активизировать и обогащать речь детей :
-Развитие мелкой моторики пальцев, чувства композиции, пропорций;
-Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
-Совершенствовать навыки и умения в аппликации. Продолжать учить детей вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника, путем закругления углов. Упражнять в умении аккуратно наклеивать изображения, состоящие из нескольких частей.
-Формировать умение создавать коллективную работу.
Образовательные :
Расширять знания детей о Великой Отечественной войне;
Воспитательные :
Развивать интерес к прошлому страны, её истории. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ, желание дарить радость людям, которые подарили Мир.
Методы и приё мы: Словесные : художественное слово, вопросы к детям, объяснение, рассказ воспитателя;
Наглядные : презентация, иллюстрации;
Практические : аппликация «Гвоздики»
Предварительная работа: рисование на тему «Спасибо за Мир». Беседы на темы «День Победы», «Ветераны Великой Отечественной войны». Рассматривание иллюстраций с изображением День Победы. Разучивание стихов и песен к празднику. Слушание военных песен. Просмотр короткометражных фильмов о войне. Изготовление макета обелиска.
Словарная работа: война, герои, защитники, войны, победа, обелиск.
Формы работы с детьми:
-беседа
-продуктивная деятельность
Ход НОД
Воспитатель: Каждый год 9 Мая наша страна и все люди, живущие в ней, отмечают день Победы. К этому празднику готовятся все – и взрослые, и дети.
В: За что, как вы думаете, наши солдаты отдавали свою жизнь?
Д: За то, чтобы больше не было войны, чтобы дети спокойно жили, учились.
В:. Во время войны было совершено много героических подвигов, многие воины и простые люди стали героями. Как вы думаете, что такое «подвиг»? (ответы детей)
В: А как называется человек, совершивший подвиг?
Д:Герой.
В: Вот и во время Великой Отечественной войны тоже было много людей, совершивших героические поступки.
Ребята, почему 9 Мая к обелиску Славы все возлагают красные гвоздики?
- Красная гвоздика является символом пролитой крови, поэтому ее так много именно в День победы, ведь это еще и день памяти всех погибших.
- Вы знаете, а что означает красный цвет? - Красный цвет является символом победы - это цвет знамени непобедимой Красной армии. Красный цвет – цвет Победы, сильный, доминирующий, мужественный.
Красная гвоздика – олицетворение мужества, храбрости, побед и преодоления трудностей. Гвоздики говорят о восхищении человеком, о том, что мы всегда будем помнить его. Ведь мы восхищаемся нашими ветеранами и обязаны им очень многим, что у нас сейчас есть!
И сейчас мы с вами будем делать гвоздики. Их мы будем вырезать из красного квадратика, а листья из зеленого прямоугольника.
Воспитатель показывает последовательность работы. Для начала на салфетках в 8 слоев делаем кружки и вырезаем. Складываем пополам и делаем надрезы по полукругу. Оформляем цветок. Далее гвоздику фиксируем на голубом картоне – цветоложе и приклеить стебель с листочком Далее дети работают самостоятельно.
(Во время работы детей воспитатель включает аудиозапись с песнями военных лет).
Воспитатель: Молодцы ребята! Теперь давайте возложим свои гвоздики к нашему «Вечному огню» песня «День Победы». Ребята наклеивают гвоздики к вечному огню.)
Молодцы, ребята! Красиво получилось!