Ольга Емелина
Проект «Я — будущий первоклассник!» в подготовительной группе
Проект «Я – будущий первоклассник!»
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л. А
Актуальность проекта.
Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений – повышенный уровень тревожности. При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у родителей) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7- годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.
Публикация «Проект „Я — будущий первоклассник!“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать сними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем.
Проблема: преобладание у большинства воспитанников внешней и игровой мотивации к учебе: «иду в школу, потому что так надо», «там много ребят, с которыми интересно поиграть…» и т. п. ; недостаточный уровень компетенции родителей в вопросах подготовки детей к школе, в выборе школы, программы обучения.
Цель проекта :
повысить интерес к школе и сформировать у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.
Гипотеза:
воспитание положительного отношения к школе и снижение тревожности у детей будет наиболее эффективным, если дети получат как можно больше информации о школе, о правилах поведения в ней, о взаимоотношениях со сверстниками и учителем, если создать предметно-развивающую среду для обогащения жизненного опыта детей, а также если повысится компетенция родителей в формировании у детей «позиции школьника».
Задачи проекта :
-формирование у детей правильного представления о школе;
-способствовать развитию интереса к школе и учебным навыкам;
-формирование личностной готовности детей к школе, «внутренней позиции школьника»;
-развитие компетенций будущих первоклассников (социально-коммуникативной, информационной, технологической);
-проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;
-предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой;
-ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приёмами позитивного настроя детей на «школьную позицию».
Принципы реализации проекта :
Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей; Сочетание разных видов деятельности;
Единство содержания форм и методов работы ;
Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;
Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;
Принцип доступности;
Принцип системности и последовательности.
Субъекты проекта :
Воспитатели;
Дети подготовительной группы;
Родители.
Срок реализации проекта : 2012-13 учебный год.
Ожидаемый результат:
Сформированная «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы;
Накопление большого багажа знаний о школе;
Снижение тревожности и у детей, и у родителей;
Изменение мотивации детей к школьному обучению;
Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе;
Методические подборки занятий для детей, консультаций для родителей, художественной литературы школьной тематики.
Этапы проекта :
Название этапа Содержание деятельности Сроки реализации
1. Подготовительный Проведение беседы с родителями об участии в совместном проекте. Определение целей, задач проекта, ожидаемых результатов после реализации проекта.
01.09 -15.09.12г.
2. Основной Интеграция темы
по образовательным областям: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, безопасность, социализация, художественное творчество, музыка, физкультура, здоровье, труд.
Просмотр м/ф «Как верблюжонок и ослик в школу ходили», «Чебурашка идет в школу».
Праздник «День знаний» Рассматривание картин о школьной жизни
Экскурсии в МОУ СОШ №8, №9
Чтение худ. литературы про школу: С. Маршак «Первое сентября», Алексин «Первый день», В. Воронкова «Подружки идут в школу», Э. Мошковская «Мы играем в школу», А. Александрова «В школу», В. Берестов «Считалочка», умная сказка М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Смешные страхи».
НОД: «Создание лесной школы», «Скоро в школу».
Д/и «Третий лишний», «Продолжи узор», «Составь предмет из счётных палочек», «Составь предложение о школе», «Я знаю пять названий школьных принадлежностей».
Рисование «Школа, в которой я буду учиться», «Я в школе»
Целевая прогулка к МОУ СОШ №8 (школьный двор, спортивная площадка)
Анкетирование родителей
Консультации «Скоро в школу!», «Готовим детей к школе»
Родительское собрание «Подготовка к школе» (совместно с учителями начальных классов МОУ СОШ №8)
Рекомендации родителям будущих первоклассников «Готовим руку к письму», «Развиваем ум и смекалку», «Режим дня будущего первоклассника»
Итоговое родительское собрание «Ваш ребёнок идёт в школу!»
Сбор фотографий для фотовыставки «Наши мамы и папы – школьники»
Общение по детским рисункам «Я - в школе».
Просмотр м/ф «Девочка в цирке», «Вовка в Тридесятом царстве».
Чтение умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесная школа» - «Собирание портфеля», «Белочкин сон», «Госпожа аккуратность», стихов А. Барто «В первый класс», М. Бородецкого «Первоклассник», М. Садовского «Первое сентября», загадки, пословицы и поговорки школьной тематики
Посещение школьной библиотеки
НОД: «Игры в школе», «Ученье – свет, а неученье – тьма»
Развлечение «Самые главные школьные слова»
СРИ «Школа», «Первоклассник»
Д/и «Какие предметы помощники в учебе?», «Школа наоборот»
Познавательные беседы: «Что такое урок и перемена?», «Очень важные правила»,
«Я и мои школьные друзья», «Мой учитель».
Проблемные ситуации: «Школьная форма», «Мне трудно!», «Переменка», «Я хочу играть!»
Просмотр м/ ф: «Опять двойка», «В стране невыученных уроков»
Чтение умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Игры в школе», «Жадность», «Волшебное яблоко», «Подарки в день рождения», «Ленивец», «Ябеда», «Шапка-невидимка», «Задача для лисенка», «Спорщик», «Обида», «Хвосты», «Драки», «Грубые слова», «Дружная страна», В. Орлов «Что написано в тетрадке?», В. Головкин «Не везет», В. Драгунский «Денискины рассказы»
НОД «Школьные правила», «Незнайка идет в школу»
Д/и «Собери портфель»
Информация в родительский уголок: «10 советов родителям будущих первоклассников», «Что нельзя говорить школьнику», «Правила для родителей первоклассников (профилактика школьных неврозов и дезадаптации)»
Чтение стихотворения Г. П. Шалаевой «Учитель», умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесная школа» - «Школьные оценки», «Списывание», «Подсказка», «Гордость школы», рассказы К. Д. Ушинского
Прослушивание и разучивание песен о школе
НОД «Букет для учителя» СРИ «Лесная школа»
Экскурсия на урок физкультуры в МОУ СОШ №8
Информация в родительский уголок «Что у вас, ребята, в рюкзаках?»
15.09.12 – 17.05.13г.
3. Заключительный Интеллектуально-развлекательная викторина «Счастливый случай», праздник «Путешествие в страну АБВГДейку», выпускной бал, фотоальбом «Наши мамы и папы – школьники», альбом загадок, пословиц и поговорок школьной тематики, иллюстраций «Все о школе», выставка книг о школе в центре книги.
Результативность проекта.
20.05.13-31.05.13