Eлена Фурсова
Проект индивидуальной программы речевого развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : воспитатели группы, педагоги специалисты, ребенок– 6 лет, родители.
Продолжительность проекта : три месяца (сентябрь-ноябрь)
Методы и приемы: Практический (упражнения,игры) Игровой (дидактические, словесные, подвижные, игры-драматизации) Словесный (рассказ, чтение, беседа, пояснение, объяснение, вопросы, указания Наглядный (наблюдение, показ картин, иллюстрации, показ рисунков, игрушек, показ образцов, открытки для рассматривания, альбомы)
Актуальность
Темочки:
Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.
Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, речь служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения, закладывает основы успешного обучения в школе. Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности к обучению школе. На мой взгляд, в настоящее время тема развития речи как нельзя актуальна. Так как в последние годы замечается увеличение числа детей с дефектами речи и отсутствием связной, логически построенной речи (ОНР - 60%, ФФНР - 30%, дизартрия- 10%). В проекте я постараюсь раскрыть подходы к организации профилактической работы, развития фонематического восприятия у ребенка 6 лет через активное сотрудничество всех специалистов и родителей.
Педагогическая характеристика
воспитанника детского сада
I. Сведения о родителях
Мать: Ольга Н. М., 1985г. р., магазин «Бэхетле», продавец, среднее
(ФИО, год рождения, место работы, должность, образование)
Бытовые условия__отдельная квартира, отдельную комнату не имеет__
Состав семьи _4 взрослых, 1 ребенок___
Взаимоотношения в семье_частые конфликты, имел место распад семьи
Состояние здоровья родителей_наличие хронических заболеваний___
Язык общения в семье___русский___
Воспитание в семье: преимущественно занимаются воспитанием ребенка ба-бушка и тетя, большую часть времени ребенок проводит с тетей; принципы воспитания: со стороны дедушки, матери, тети - строгое, но требование безусловного выполнения просьб, решений старших отсутствует; со стороны бабушки - мягкое, уговоры, выполнение желаний ребенка; ребенок не наказывается, проводит свободное время со взрослыми, без взрослых во дворе не гуляет, друзей нет.
II. Сведения о ребенке
С какого времени посещает детский сад с 3 лет_
Физическое состояние ребенка удовлетворительное, группа здоровья 2.
Аппетит___нормальный___
Сон засыпает не сразу; спит беспокойно, чутко; просыпается легко, сразу
Частые жалобы __головные боли, повышенная потливость, плохо переносит жару, езду в транспорте, повышенная обидчивость, плаксивость, грызет ногти. _
Ребенок правша
Особенности личности У ребенка наблюдается отсутствие критичности к своему состоянию. Ребенок склонен к раздражительности, колебаниям настроения, беспокойный, суетливый, часто проявляет грубость, непослушание. Характерны замкнутость, неуверенность в своих силах и возможностях, стеснительность. Ребенок склонен к реакциям истероидного типа.
Особенности общения и межличностных отношений При выборе партнеров по общению не имеет осознанного мотива выбора. Особенности отношения к взрослому: характерна отрицательная установка на педагогическое воздействие взрослого. Часто нарушает порядок, дисциплину, не любит соблюдать установленные нормы. Родители жалуются на непослушание. Усвоив по отношению к себе порицающее отношение, ребенок отвечает равнодушием или негативизмом. Утомляется от физических нагрузок, от общения, при умственных нагрузках. При утомлении нарушается внимание, появляется головная боль, появляется раздражительность,малейшая перемена в окружающей обстановке (неожи-данный звук, новое лицо, вещь) сразу же привлекает его внимание. В заданиях ориентируется быстро. Интерес к занятиям проявляет. Ребенок недостаточно критичен в оценке своих результатов при выполнении заданий. Принимает помощь взрослых в случае возникновения затруднений. Своевременно усваивает программный материал по некоторым видам учебной деятельности: легче дается развитие речи, математика; вызывает наибольшие трудности изодеятельность. На физкультурных и музыкальных занятиях страдает качество выполнения движений. Может организовать сюжетно-ролевую игру, себе отводит роль ведущего. Предпочитает подвижные игры с товарищами. Конфликтные ситуации в игре решает путем применения силовых методов, жалуется взрослому. Один играть не любит. Активный на прогулке; не сформированы навыки самообслуживания (не умеет шнуровать ботинки); в одежде неопрятный. В процессе приема пищи не поперхивается, но тщательно не прожевывает, и ест быстро. Столовые приборы держит неправильно. Пространственные представления нарушены (ориентация в схеме собственного тела, на листе бумаги).Когда слушает сказку или рассказ, сильно захватывается образами, волнуется, переживает. Запоминает медленно. Речевой материал помнит, но неточно воспроизводит. Рисунки неоригинальны и несодержательны по замыслу и по выполнению, однообразны. В средней группе использовал только темные краски. Навыки рисования, лепки, аппликации, конструирования слабые, т. к. нарушена мелкая моторика кистей и пальцев рук.
Цель:
Создание модели для проведения профилактической работы речевого развития детей основанной на интеграции специалистов и взаимодействии с семьёй.
Задачи:
- Способствовать развитию восприятия через использование многогранных возможностей игр на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях, во взаимодействии логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО и воспитателя с ребёнком в коррекционной развивающей среде : логопедической группе.
- Обеспечить комфортное самочувствие, самовыражение ребёнка - логопата через реализацию его интересов и потребностей, через игровое взаимодействие со сверстниками.
- Воспитывать внимательное отношение к родному языку, желание говорить правильно и красиво.
Ожидаемый результат:
- Предполагаю, что, работая в данном направлении можно облегчить тяжесть речевой патологии у детей с более глубоким нарушением речевой системы
- Надеюсь на положительный результат сотрудничества с родителями: повышение уровня компетенции родителей в данном направлении, желание принимать активное участие в воспитании и образовании детей.
- Повышение своего личностного потенциала и уровня профессионального мастерства в овладении вариативными формами коррекционной работы.
Практическая значимость
1. Проект будет обсужден и представлен на методическом объединении
2. Проект программы может быть использован в других ДОУ
3. Методические пособия, брошюры изданные в ходе реализации проекта, будут рекомендованы для работы в других детских садах.