Наталья Галкина
Проект «Игры с детьми младшего возраста, направленные на ознакомление дошкольников с социальным миром»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Игры с детьми младшего возраста, направленные на ознакомление дошкольников с социальным миром»
Пояснительная записка
Актуальность
Игра — вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит именно игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Публикация «Проект „Игры с детьми младшего возраста, направленные на ознакомление дошкольников с социальным миром“» размещена в разделах
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применении её в процессе обучения и воспитания младших дошкольников требует более тщательного и детального её изучения.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды.
Благодаря ей ребёнок учиться мыслить о реальных вещах и реальных действиях.
Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Например, такая испытанная веками потешка, как «Ладушки, ладушки», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову).
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения.
Обучающее воздействие необходимо, как в семье, так и в дошкольных образовательных учреждениях, где оно приобретает особенно важное значение.
Дидактические игры рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре
«Уложим куклу спать» воспитатель учит детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы - аккуратно складывать одежду на стоящий рядом стул, заботливо относиться к кукле, укладывая её спать, петь колыбельную песню. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих на столе предметов только те, которые нужны для сна. По просьбе воспитателя малыши поочерёдно берут нужные для сна предметы и кладут их в спальню, заранее приготовленную для куклы в игровом уголке. Так появляются кровать, стульчик, постельные принадлежности, ночная рубашка или пижама. Таких игр в младших группах проводится несколько: «День рождение куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Кати». Игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно- ролевым играм.
Таким образом, можно сделать вывод - формирование дидактической игры у детей раннего возраста происходит постепенно, при этом учитываются правильная организация детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три
основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.
Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями.
Тип: практико - ориентированный I младшая группа
МДОУд/с №10 «Светлячок» д. Павловичи, Талдомский р-он.
Галкина Наталья Сергеевна
Проблема:
- Внешний интерес детей и родителей к дидактическим настольным играм.
Обоснование проблемы:
1. Неумение и нежелание детей младшей группы играть в настольно – дидактические игры, соблюдать правила и ход обучающих игр.
2. Недостаточность знаний родителей о структуре дидактических игр, способах подачи их детям.
Цель:
- Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические настольные игры.
Задачи:
1. Научить детей играть в дидактические настольные игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие.
2. Познакомить родителей со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям.
Выполнение проекта :
В начале и в конце проекта воспитателем было проведено диагностическое наблюдение «Использования дидактических настольных игр детьми в самостоятельной деятельности».
Решение поставленных задач с детьми :
• Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.
• Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.
• Проблемные ситуации для закрепления правил игры.
• Поощрение (за самостоятельную организацию игры, привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил товарищами) - как приём активизации интереса к играм.
Решение поставленных задач с родителями:
• Организация с помощью родителей выставки домашних развивающих игр «Домашние игры ребёнка».
• Выставка групповых настольно - дидактических игр с учётом возрастных, обучающих задач и оформления.
• Организация фотовыставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!», где можно увидеть в какие настольно – дидактические игры играют дети в группе.
• Наглядная информация «Дидактическая игра, как средство умственного развития ребёнка!».
• Консультация – практикум «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!» с домашним заданием для родителей»
• Соглашение с родителями по изготовлению в группу развивающих игр.
Результат:
• Дети в конце проекта стали чаще использовать для игр настольно – дидактические игры и с большим интересом и успехом играть в них.
• Родителей познакомились со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям.
• Итог консультации – практикума – создание родителями в группу новых «Умных» игр, активное использование развивающих игр дома с детьми.
Выводы: Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством речевого развития ребенка.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Педагоги и психологи подчёркивают, что необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.
Дидактическая игра содействует решению задач воспитания, обучения и развития детей.
Приложение
Большой и маленький
Цель: выявление умений ребёнка находить
и называть большой, маленький предмет.
Материал: парные картинки с изображением
одного предмета, но разные по величине,
2 коробки: большая и маленькая.
Проведение: педагог предлагает разложить
картинки по коробкам, при этом задаёт ребёнку
вопрос о величине предмета.
Сложи пирамидку
Цель: Выявление уровня восприятия
отношений предметов по величине и
овладение предметными действиями.
Материал: Детская пирамидка из 5-7
элементов.
Проведение: Воспитатель показывает
образец пирамидки, фиксируя внимание
ребёнка на том, что пирамидка ровная:
Затем образец разбирают, и элементы
выкладывают перед ребёнком и в беспорядке.
Воспитатель просит: «Собери пирамидку,
как было».
Назови какого цвета
Цель: выявить уровень овладения
называнием четырёх основных цветов
(красный, жёлтый, зелёный, синий).
Материал: набор игрушек с
соответствующей окраской.
Проведение: педагог показывает игрушку
и спрашивает: "Скажи, какого она цвета?".
Задание выявляет правильность называния
ребёнком четырёх основных цветов.
Волшебный мешочек
Цель: Методика направлена на развитие
чувствительности к ощущениям, идущим от рук.
Материал: Игрушечные автобус, грузовик
легковая машина, самолет, кораблик в мешочке.
Проведение: Воспитатель по одной достаёт
машины из мешка. Вместе с ребёнком рассматривает
и обговаривает внешний вид машины
(грузовика, автобуса и т. д., цвет, материал, назначение.
Уточняется название частей машины, их окраска и форма.