Наталья Лаврова
Проект «Городецкая роспись» (подготовительная группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32»
Проект
Название: «Городецкая роспись».
Вид: групповой, познавательно – информационный, практико –исследовательский.
Возрастная группа : подготовительная группа №8.
Состав участников: дети, воспитатель и родители группы.
Публикация «Проект „Городецкая роспись“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2021
Разработчики:
Воспитатель I квалификационной категории Лаврова Н. В.
Срок реализации: 1.09.2021г. - 31. 05.2021г.
г. Таганрог 2021г.
Цели проекта : Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством. В процессе ознакомления с Городецкой росписью развивать художественный вкус у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта.
Проблема развития художественного вкуса дошкольников актуальна в аспекте современных условий. Дети дошкольного возраста часто подражают тому, что видят вокруг себя. Деформация художественного вкуса ребенка проявляется в стремлении к лже - красоте в быту и поведении. Такое восприятие действительности может привести к искаженному пониманию ребенком реальных духовных ценностей.
Эффективным средством развития художественного вкуса является народное декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство бережно сохраняет и творчески развивает традиции, пришедшие из глубокой древности.
Городецкая роспись - уникальное явление русской национальной культуры. Это народное искусство соединило в себе черты художественного своеобразия народной живописи, корни которой уходят в глубину веков.
Городецкое искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.
Постановка проблемы:
В ходе диагностической беседы нами были выявлены следующие проблемы: дети не называют элементы городецкой росписи. Имеют бедный словарный запас. Чтобы устранить эти проблемы, мы решили разработать проект по теме : «Городецкая роспись».
Задачи:
• Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи декоративно-прикладного искусства.
• Познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством - городецкая роспись. Сформировать навыки рисования элементов городецкой росписи.
• Учить видеть красоту и своеобразие городецкой росписи; оригинально составлять узоры по мотивам этой росписи; наблюдать за живой природой.
• Формировать у детей отношение к цвету как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.
• Развивать познавательную активность детей; чувство цвета, композиционные умения; внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
• Формировать у детей патриотические чувства: чувство гордости и любви к Родине на основе изучения народных промыслов России.
• Воспитывать желание с уважением и интересом относиться к культурным традициям русского народа; любовь и уважение к народным промыслам; любознательность.
Ожидаемые результаты:
Дети проявляют интерес и любознательность к культурному наследию своего народа, различают разные виды декоративно-прикладного творчества, умеют выделить цвет, композиционное решение, узоры, сформированы навыки рисования элементов городецкой росписи. Экспериментируют с цветом. Умеют составлять узоры по мотивам этой росписи.
Этапы проекта :
I. Подготовительный :
-определение проблемы, цели, задачи проекта;
-изучение методической литературы;
-пополнение развивающей среды (иллюстрации, картинки, художественная литература, альбомы, дидактические игры картотеки: дидактических игр, пальчиковых игр);
-составление плана проектной деятельности.
II. Основной
- Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
- Обсуждение проблемы, принятие задачи.
ОО «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи: Развивать умение собирать узор по образцу и без образца. Развивать внимание, память, тактильные ощущения. Поощрять желание детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игр, использовать предметы-заместители. Формировать начальные навыки ролевого поведения.
Дидактические и развивающие игры: «Четвёртый лишний», «Назови элемент узора», «Чистоговорки о городецкой росписи», «Вспомни пословицу о городецкой росписи», «Составь предложение, используя картинку», «Сравни узоры городецкой росписи», «Загадки - отгадки».
Подвижные игры: эстафета «Кто быстрее соберёт узор ромашки», эстафета «Кто быстрее соберёт узор купавы».
Сюжетно-ролевая игра: «Магазин городецкой росписи».
ОО «Речевое развитие».
Задачи: продолжать развивать речь, как средство общения; формировать умение внимательно слушать стихотворение; формировать интерес и потребность в чтении (восприятии) книг, развивать интерес к произведениям.
Творческое рассказывание детей по темам: «Создание Городенской росписи», «Как мастера рисуют по дереву», «Городенские узоры».
Чтение художественной литературы: «Сказка и Городце»
Заучивание стихотворений: «Городецкие узоры», «Весёлыё Городец».
Разучивание пословиц и поговорок о городецкой росписи.
Составление описательного рассказа по картине.
ОО «Познавательное развитие».
Задачи: Расширять знания детей о городецкой росписи. Уточнить знания о узорах и цветовой гамме городецкой росписи.
Беседы на темы: «Весёлый Городец», «Городецкая роспись», «Знакомство как нарисовать купаву», «Познакомить детей как нарисовать ромашку», «Городецкий конь».
Рассматривание альбомов: «Городецкая роспись», Отгадывание загадок: о Городецкой росписи.
Наблюдение на прогулке: за небом, солнцем, ветром, цветами сравнивать с узорами городецкой росписи. Закреплять умение устанавливать простейшие связи: узоры, листья, цветы, птицы.
ОО «Физическое развитие».
Задачи: Совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами. Развивать физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддерживать интерес детей к эстафетам, к активному здоровому образу жизни. Совершенствовать основные движения: бег, ходьбу, прыжки. Развивать желание играть вместе с воспитателем.
Пальчиковая гимнастика: «Городецкие узоры».
Физкультминутка: «Городецкие мотивы».
Подвижные игры: Эстафета «Собери узор».
ОО «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи: Совершенствовать навыки и умения детей в лепке, рисовании, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе. Вызывать желание слушать музыку, выполнять движения в такт музыки. Развивать творческие способности детей в процессе совместной деятельности.
Рисование «Закладка для книги (ромашка)», «Поднос (розан)», «Досточка (купава)», «Досточка (конь)», «Поднос (городецкие узоры)».
Конструирование: «Мастерская для создания городецкой росписи».
Пластилинография «Конь», «Птица», «Розан», «Ромашка».
III. Презентация проекта
- Коллективная работа «Цветы на скатерти».
- Итоговое занятие «Кухонная доска».
- Создание папки «Городецкая роспись».
Итоги проекта :
В проекте дети участвовали с удовольствием. Благодаря участию в проектной деятельности, у детей сформированы достаточно устойчивые представления о городецкой росписи, обогащены знания о способах смешивания красок, рисования узоров и цветов городецкой росписи. Дети стали больше проявлять любознательности, инициативы, желания узнать новое, стремление поделиться «своими знаниями» со сверстниками, взрослыми. Дети познакомились с узорами и рисованием цветов городецкой росписи. Расширили представления о культуре, дети проявляют интерес и любознательность к культурному наследию своего народа, различают разные виды декоративно-прикладного творчества, умеют выделить цвет, композиционное решение, узоры, сформированы навыки рисования элементов городецкой росписи. Экспериментируют с цветом.
Реализация проекта «Городенская роспись» способствовала развитию, как информационной, коммуникативной, социальной, так и историческому наследию. Родителям понравилось участвовать в выставке рисунков. Родители стали активней принимать участие в жизни детей и детского сада. Укрепились детско – родительские отношения.