Лариса Геннадьевна Фошина
Проект «Год культурного наследия народов России»
Краткосрочный проект
«Год культурного наследия народов России»
Воспитатель:
Фошина Лариса Геннадьевна
Группа: подготовительная
Сохранение культурного наследия народа, его совершенствование по мере развития
общественного сознания является необходимым условием существования как нации.
Ценность народных традиций огромна, а их утрату не восполнить никакими материальными благами.
Пояснительная записка
Публикация «Проект „Год культурного наследия народов России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2022
Мы, живущие в XXI веке, имеем богатейшее культурное наследие оставленное нам, нашими предками. Издревле Россия славилась своими традициями, праздниками, обычаями, обрядами. В огромном, многонациональном государстве важно сохранять уникальные народные традиции, искусства и ремесла. Основная цель мероприятий - популяризация и сохранение культурны традиций, памятников истории и культуры народов, населяющих Россию.
В современном мире развития высочайших информационных технологий: интернета, телевидения, взрослые и дети испытывают дефицит знаний о национальных традициях, культуре, быте народа.
В настоящее время в культурной жизни нашей страны произошли изменения, обусловившие интерес к отечественной истории, национальной культуре, утраченным традициям, истокам духовной культуры, фольклору, народным ремеслам.
Поэтому решение Президента России В. В. Путина объявить 2022 год - годом культурного наследия народов России направлено на поддержание и развитие самобытных традиций, ремесел и искусств народов России. Популяризация оригинальной народной культуры жителей разных регионов страны, формирование уважения к религиозным и национальным ценностям станут основой мира и согласия в нашем многонациональном государстве.
Тип проекта :
• познавательный
• творческий
• нравственно-патриотический
Сроки проекта : краткосрочный (2 недели)
Участники проекта
• педагоги ДОУ
• дети
• родители
Проблема недостаточные знания детей о народных играх, народной литературе, национальной культуре, народных промыслах.
Цель проекта развитие у всех участников образовательных отношений (детей, педагогов, родителей) устойчивого интереса к народной культуре, воспитание патриотизма и формирование гражданской позиции.
Задачи проекта :
1. Расширять представления детей о многообразии изделий народно – прикладного искусства: Дымка, Хохлома, Городец, Гжель, культурными ценностями народов России, с играми, песнями
2. Формировать представления о социокультурных ценностях русского народа
3. Формировать гражданственно – патриотического отношение и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа
4. Формировать представление о значимости культурного прошлого для будущих поколений
5. Совершенствовать технические умения и навыки при росписи бумажных силуэтов изделий мастеров народных промыслов
6. Активизировать и расширять словарный запас детей
7. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народно – прикладного искусства.
8. Воспитывать патриотизм и чувство гордости за Родину и её культуру.
Ожидаемый результат:
- появится устойчивый интерес к культуре нашего народа;
- будут иметь представления о народных промыслах, уметь различать изделия разных народных промыслов;
- приобретут практические умения и навыки по росписи бумажных силуэтов;
- сформируется уважение к историческому наследию народа.
Виды деятельности:
• образовательная деятельность (коммуникация, познание художественное творчество)
• игровая и трудовая деятельность,
• самостоятельная деятельность детей,
• совместная деятельность детей и взрослых
Продукты проекта :
• выставки изделий народных промыслов,
• презентация проекта.
• папки – передвижки с информацией для родителей
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап. Подготовительный.
Сбор информации по теме.
Организация выставки художественной и методической литературы, посвященной Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России
Привлечение родителей
II этап. Основной.
Беседы с детьми:
«Россия – многонациональная страна»
«Традиции татарского народа»
Развлечение «В гости к Дедушке Фольклору»
«Весенние посиделки»
Спортивное развлечение «Богатырские забавы».
Дидактические игры:
«Народные промыслы»
«Составь узор»,
«Найди пару»,
«Лото. Промыслы России».
«Разрезные картинки»,
«Найди пару»,
«Угадай и расскажи»,
«Собери фигуру по образцу»,
«Русские музыкальные инструменты».
Хороводные игры:
«Заря- зарница»,
«Золотые ворота»,
«Ручеёк»
Подвижные народные игры :
«Ястреб»,
«Бабка-Ежка»,
«Лапта»,
«Свечка».
Татарские народные игры :
«Чулмак уены» (продаем горшки,
«Кучтем куч» (скок-перескок,
«Тимербай».
Чтение художественной литературы:
Чтение народных сказок
Разучивание: потешки, заклички, приговорки, колыбельные.
Презентации:
«Русская изба»,
«День жаворонка»,
«Татарские народные музыкальные инструменты»
Выставки:
«Народные промыслы России»,
«Славянская семья: родство и занятия»,
«Кухня татарского народа»,
«Костюмы народов России».
Художественное творчество:
рисование на тему «Русская народная игрушка»;
раскрашивание раскрасок по теме
создание альбома «Костюмы народов России»,
оригами «Матрешка»,
творческая мастерская (Хохлома, Городец, Дымка, Палех и т. д.)
Мастер-класс «Изготовление жаворонков из теста»
Работа с родителями
Анкетирование «Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа?»
Мастер-класс «Национальные татарские блюда»
Совместная работа детей и родителей «Кукла в национальном костюме»
Консультации:
«Обряды и традиции народов»,
«Читаем детям сказки».
III этап. Итоговый.
• Фотоотчет.
• Папки-ширмы по теме.