Светлана Краюшкина
Проект «Год чтения в детском саду» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Год чтения в детском саду» для подготовительной группы
Долгосрочный проект для детей подготовительной группы.
Тема: «Год чтения в детском саду»
Возраст детей – 6-7 лет.
Вид проекта: литературно-творческий
Тип проекта: групповой, долгосрочный (октябрь - май).
Участники проекта:
• дети подготовительной группы
• родители воспитанников
• воспитатели: Краюшкина С. Н.
Публикация «Проект „Год чтения в детском саду“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
Обоснование проекта
Огромное значение в жизни человека имеет книга. Стойкий интерес к чтению и привычка ребенка читать формируется в семье. Чаще всего дети читают комиксы, журналы для наклеек, др., а художественная книга остается нетронутой и теряет свое значение в формировании художественного вкуса. Исходя из результатов наблюдения и анкетирования, определилась тема проекта: «Год чтения в детском саду».
Цель проекта:
Создание условий для повышения интереса к художественной литературе и развития творческого потенциала ребенка.
Помочь родителям осознать ценность детского чтения в семье, как эффективного средства образования и воспитания ребенка. Активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье.
Формирование нравственных качеств у дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе.
Задачи проекта:
• Развивать интерес к книге.
• Учить детей понимать содержание художественного произведения и формировать личное отношение к нему.
• Развивать художественное восприятие и эстетический вкус, умения чтеца.
• Создать условия для проявления творчества.
Актуальность проекта
Актуальность нравственного воспитания обусловлена духовно-нравственным кризисом современного общества. Атмосфера нашей жизни не способствует развитию духовного потенциала личности ребенка, развитию его нравственных качеств. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Заложенные в этом возрасте образовательные, нравственные, мировоззренческие, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. На современном этапе развития общества особого рода ценностью является чтение. Доказано, что книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Потому что, в этот период у ребенка работает память сердца.
В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать ребенку. Задача взрослых – приобщать детей к детской литературе и детскому чтению, сделать их грамотными читателями. Считаем, что художественная литература является эффективным средством для формирования нравственных качеств именно в дошкольном возрасте. Чтение детям художественной литературы вслух:
• Помогает установить контакт между детьми и взрослыми
• Обеспечивает необходимое эмоциональное развитие
• Способствует развитию самоуважения
• Помогает воспитанию моральных ценностей
• Отвлекает от долгого сидения у телевизора и компьютера
• Учит думать, концентрирует внимание
• Формирует у детей интереса к сочинительству.
Перечень основных мероприятий:
• диагностика;
• анкетирование родителей;
• составление конспектов НОД;
• ежедневное чтение художественной литературы и обсуждение прочитанного;
• полочка умных книг;
• пополнение книжного уголка;
• выставки книг;
• литературная викторина;
• драматизация по прочитанным произведениям;
• творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация;
• выставки рисунков по прочитанным произведениям;
• игры и игровые ситуации по произведениям;
• консультации для родителей;
• родительские встречи;
• экскурсия в библиотеку;
• конкурс чтецов;
Сроки и этапы реализации:
Проект рассчитан на 1 учебный год.
1 этап – подготовительный (сентябрь)
2 этап – основной (октябрь – апрель)
3 этап – заключительный (май)
Предполагаемые результаты:
1. В группе создана предметно – развивающая среда для формирования у детей интереса к книге, знакомству с детскими писателями.
2. Дети выделяют выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения) ; чувствуют красоту и выразительность языка произведения.
3. Пополнен литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.
4. При чтении произведения, дети способны испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.
5. Совершенствуются художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы) .
6. Дети объясняют основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
7. Дети знают и рассказывают об истории создания книги. Имеют представления о значении книги в жизни человека.
8. Знают и называют детских писателей и их произведения.
Формы работы:
Беседы
Презентация
Выставки
Консультации
Экскурсия
НОД
Совместная деятельность воспитателей и детей
Совместная деятельность воспитателей и родителей
Совместная деятельность родителей и детей
Поисково – исследовательская деятельность
Театрализованная деятельность
Осуществление проекта
1 этап: Подготовительный.
1. Выявление проблемы, формирование цели, задач
2. Создание развивающей среды в группе: подобрать материалы для бесед, атрибуты для сюжетно-ролевых, дидактических игр, иллюстрированный материал, художественную литературу.
3. Подбор материал для продуктивной деятельности.
4. Вовлечение родителей в проектную деятельность.
5. Памятка для родителей.
2 этап: Основной.
Октябрь:
• Беседы: «Какие бывают книги», «Как устроена книга», «Моя любимая книга».
• Пополнение центра книги своей любимой домашней книжкой и пересказ ребёнком её содержания. Организация выставки «Моя любимая книга»
• Знакомство с пословицами и загадками о книге
• Знакомство с различными видами книг: энциклопедии, журналы, басни, авторские сказки.
• Консультация для родителей «Как превратить чтение в удовольствие?»
• Беседа с детьми о А. С. Пушкине.
• Чтение сказки «О рыбаке и рыбке»
• Рисование героев сказки
• Аппликация «Золотая рыбка»
• Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»
Ноябрь:
• Рассматривание портретов детских писателей: А. С Пушкина, С. Я. Маршака, Н. Носова, В. Бианки, К. Чуковского
• Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций. «О чём печалишься осень».
• Рисование «Иллюстрации к любимому рассказу»
• Пересказ рассказа по ролям
• Консультация для родителей «Ваш ребенок и книга»
• Разучивание стихотворения по программе
Декабрь:
• Беседа с детьми о К. Чуковском, его биографии и творчестве
• Чтение сказки «Муха - Цокотуха»
• Рисование по сказке.
• Чтение сказки «Доктор Айболит»
• Пересказ сказки
• Аппликация по сказке
• Раскрашивание раскрасок по сказке.
• Отгадывание загадок о персонажах сказок
• Изготовление закладок для книг
• Выставка рисунков «По страницам любимых сказок»
Январь:
• Знакомство с художниками-иллюстраторами В. Конашевичем, В Васнецовым, В. Сутеевым
• Беседа с детьми о жанрах сказок (русские народные, разных народов, авторские)
• Чтение русской народной сказки «Гуси – Лебеди»
• Подвижная игра «Гуси – Лебеди»
• Разучивание потешки «Гуси»
• Разучивание поговорок
• Чтение небылицы «Вы послушайте ребята».
• Разучивание стихотворения по программе
• Конструирование «Оригами» «Лебедь» по сказке «Гуси – Лебеди»
• Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин»
Февраль:
• Беседа с детьми о том, что произведения в книгах можно разделить по темам: сказки, рассказы, стихи
• Консультация для родителей на тему: «Что мы читаем детям по программе детского сада».
• Беседа на тему: «Почему надо беречь книги»
• Трудовая деятельность в центре книги «Книжкина больница»
• Чтение произведений В. Бианки, И. Соколова-Микитова, М. Зощенко, Л. Толстого, Н. Носова, К. Паустовского, К. Чуковского.
• Познакомить детей с биографией и творчеством Н. Носова
• Чтение рассказа «Живая шляпа»
• Беседа по прочитанному
• Дидактическая игра «Из какого произведения герой»
Март:
• Выставка книг «Русские народные сказки»
• Коллективный коллаж: «Герои сказок» (аппликации)
• Дидактическая игра «Подскажи словечко»
• Чтение русской народной сказки
• Выставка детских работ
• Составление творческих рассказов «Моя любимая книжка»
• Прослушивание песни «Книжкин дом» - А. Рыбников – Ю. Энтин
• Физкультурный досуг «Путешествие по сказкам»
Апрель:
• Беседа «Девчонки и мальчишки очень любят книжки».
• Беседа о профессии библиотекарь
• Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
• Оформление стенгазеты в ДОУ «Книга - наш друг и учитель»
• Чтение рус. нар. сказок: «Царевна- лягушка», «Феникс - ясный сокол», «Василиса Прекрасная».
• Писатели мира детям - знакомство с творчеством зарубежных писателей. Рассматривание книг, иллюстраций зарубежных писателей.
• Инсценировка сказки «Красная шапочка»
Май:
• Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные сказки»
• Ручной труд «Книжкина больница»
• Изготовление «Книжек-малышек со сказками»
• Презентация проекта для родителей
• КВН с родителями «Мои любимые сказки»
3-й этап:– Завершающий
1. Проведение повторного анкетирования с детьми, родителями, диагностика по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой.
2. Оформление результатов проекта презентацией, представление презентации проекта детям, родителям, педагогам.
4. Ресурсное обеспечение
Материально-техническая база:
Предметно-пространственная среда отвечает современным требованиям и содержит:
- центр книги в группах;
- уголки театрализации;
- уголки ряженья;
- наглядный и демонстрационный материал: альбомы, презентации, иллюстрации, фотографии картины писателей и поэтов;
- библиотека книг художественной и познавательной литературы
Методическое:
- теоретическая и методическая литература;
- периодическая печать;
- материалы по передовому педагогическому опыту.
Информационное обслуживание проекта:
- сайт дошкольного учреждения;
- фотоотчёты;
- публикации в журналах.
5. Содержание деятельности
Работа с детьми
Базовой основой для формирования у детей дошкольного возраста культуры речи выбрано приоритетное направление – знакомство дошкольника с художественным словом.
Художественное слово помогает ребёнку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащая новыми понятиями и представлениями.
Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь, формирует нравственные начала.
Произведения художественной литературы раскрывают перед дошкольниками мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети постепенно начинают замечать настроение близких и окружающих людей. И у дошкольников начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботу и доброту, протест против несправедливости и т. д.
Художественное слово, в котором заключена глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка, помогает ребёнку понять красоту звучащей родной речи и одновременно формирует его эстетические представления.
На первом этапе реализации проекта было проведено педагогическое обследование знаний художественной литературы детей старшего дошкольного возраста(20 детей).
Работа с родителями
Выделение художественной литературы как средства всестороннего воспитания детей актуализируется современной ситуацией становления новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию ФГОС. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях ДОУ.
Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями.
С целью установления контактов с семьёй, для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе разработана система сотрудничества педагогов и родителей.
Результат работы может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами в реализации данного проекта.
Разные формы сотрудничества с родителями воспитанников включает 3 этапа:
1. Просвещение родителей, формирование мотива сотрудничества.
2. Реализация системы сотрудничества с родителямипо развитию навыков чтения старших дошкольников, установление с ними партнёрских отношений.
3. Анализ эффективности мероприятий, которые будут проводиться в течение года.
Заключение
Реализация социального проекта по художественной литературе позволит:
- расширить детскую и взрослую аудиторию библиотеку (в том числе руководителей детского чтения – родителей, воспитателей, педагогов ДОУ);
- укрепить имидж детской библиотеки как открытого и доступного центра развития творческого потенциала ребёнка;
- внедрить новые формы работы;
- укрепить связи ДОУ с детской библиотекой, родителями, направленными на всестороннее развитие детей и семейных чтений;
- формировать модели взаимодействия внутри ДОУ - РЕБЁНОК – РОДИТЕЛЬ – ДЕТСКИЙ САД - ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА.
Информационные ресурсы:
1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». М., 1966г.
2. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения детей в детском саду.
«От рождения до школы» М., 2010 г.
3. Гербова В. В «Приобщение детей к художественной литературе», М, 2005г.
4. Гербова В. В. «Учусь говорить». М., 2003г.
5. Гербова В. В. Книга для чтения дома и в детском саду. М., 2006г.
6. Гербова В. В., Комарова Т. С. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения детей в детском саду». М., 2006г.
7. Горбушина Л. А. «Выразительное чтение и рассказывание». М., 1983г.
8. Гриценко З. А. «Положи твоё сердце у чтения», М., 2004г
9. Гриценко З. А. «Пришли мне чтения доброго…»,М. ,2004г.
10. Гурович Л. М. «Ребёнок и книга», СПб., 1999г.
11. Елисеева М. Б. «Книга в восприятии ребёнка от рождения до 7 лет», М., 2008г.
12. Жуковская Р. И. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста». М., 1972г.
13. Иванова О. А «Учимся читать художественную литературу» М., 2005г.
14. Ильчук Н. П. «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет». М., 1997г.
15. Панков В. И. «Ваши помощники книги». М., 1978г.
16. Сахипова З. Г. «Читаем детям». Ленинград «Просвещение», 1987г
17. Стрельцова Л. Е «Литература и фантазия». М. ,1997г.
18. Тимофеева И. Н «Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением», СПб., 2000г.
19. Ушакова О. С. «Развитие речи», М., 2000г.
20. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой», М., 1998г.
Книжные выставки:
Наши любимые книжки: