Елена Гагач
Проект «Фольклорные традиции в детском саду»
Структура проекта
Актуальность: Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции.
Не секрет, что представления у детей о русской культуре отрывочны и поверхностны. Эти проблемы можно восполнить участием в фольклорных праздниках, посещением разнообразных выставок народного искусства.
Публикация «Проект „Фольклорные традиции в детском саду“» размещена в разделах
Кроме того, забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. Недооценены присказки заклички, народные игры. Многие педагоги сами плохо знают традиции, обычаи русского народа, историю народных культур. Прежде чем знакомить детей с русским фольклором самим пришлось многое узнать, прочесть, изучить.
Этапы проекта
Проект рассчитан на год.
1-ый этап — подготовительный
I квартал — «Круг событий» — построен на основе народного календаря, знакомство детей с жизнью природы, чувственно – эмоциональное развитие, формирование кругозора через изобразительную, музыкальную деятельности.
II квартал — «Круг чтения» — приобщение детей к лучшим образцам отечественной литературы.
III квартал — «Декоративно - прикладное искусство» — знакомство детей с народным промыслом.
2-ой этап — основной
Познавательное развитие
1. Расширение представления о родном крае, о Родине.
2. Приобщение детей к истокам народной культуры.
3. Знакомство с названием месяцев по народному календарю, приметами дня, наблюдения.
4. Экскурсия в храм.
5. Просмотр мультфильмов. Художественных фильмов (русских народных сказок)
6. Знакомство с обычаями и традициями. Учить наблюдать явления природы, знать народные приметы.
Речевое развитие
1. Составление рассказов по картине В. Васнецова «Алёнушка».
2. Разучивание потешек, скороговорок.
3. Знакомство с малыми фольклорными формами (загадки, колыбельные).
Физическое развитие
1. Проводить утреннюю гимнастику под русскую народную мелодию.
2. Знакомство с русскими народными играми, такими как: «Ручеёк», «Дрёма», «Гуси – лебеди» и т. д.
Художественно – эстетическое развитие
1. Разучивание плясовых, колыбельных, обрядовых песен.
2. Знакомить с хороводными играми «Заинька», «Лебедь», «Царёв сын и царевна».
3. Изучение узоров по мотивам дымковской, хохломской, гжельской, городецкой росписи.
4. Декоративная лепка по мотивам русских изразцов.
5. В аппликации составление узоров на тему народного декоративно – прикладного искусства, включая в изображение птиц и животных.
Социально-коммуникативное развитие
1. Создание развивающей среды, иллюстративно – наглядный материал, библиотека, аудио и видео кассеты, диски DVD с записями русских народных сказок.
2. Оформление интерьера групповой комнаты «Убранство деревенской избы».
3. Беседы. Рассказы воспитателя («Народный месяцеслов»).
Работа с родителями
1. Семейный клуб — знакомство с народным календарём «Народный месяцеслов».
2. Родительское собрание на тему: «О роли игр – забав в жизни дошкольников».
3. Изготовление русских народных костюмов для детей (мамы).
4. Приобщение родителей к совместному празднованию с детьми фольклорного праздника «Смех вам да веселье».
5. Совместная деятельность детей и родителей — конкурс рождественских открыток.
3-ий этап – заключительный
1. Фотовыставка «Наши посиделки».
2. Конкурс Рождественских открыток.
3. Итоговое мероприятие: Фольклорный праздник «Смех вам да веселье».
Ожидаемые результаты
После завершения проекта, надеемся, что учителя в школе получат детей с развитым интеллектом; дети будут уметь выражать симпатию, появится чувство коллективизма. Дети с большой любовью будут относиться к своему селу, вырастут патриотами своей страны. Научатся с уважением относиться к старшим.
Ресурсное обеспечение проекта
• Методическая литература:
1. журналы «Дошкольное воспитание»,
2. О. А. Скоролупова «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно – прикладным искусством».
• Родители.
• Воспитатели.
• Администрация.
Фольклорный праздник
«Деревенские посиделки»
Под русскую народную мелодию в зал входят дети в русских народных костюмам (музыка «А я по лугу»).
Ведущая: Добрый день гости званные и желанные! Милости просим! Рады гости, как добрым вестям! Всех привечаем, душевно встречаем!
Собрались мы позабавиться да потешиться, поиграть, пошутить, посмеяться! Смех вам да веселье!
Вижу к празднику готовы?
На детях обновы:
Сарафаны расписные
Да рубахи льняные.
Сегодня мы с вами узнаем о том, как принято было отдыхать на Руси. Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая шутка. Не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Поэтому люди сами придумывали игры, скороговорки, потешки, небылицы, что бы развлечь и потешить друг друга. Так и говорили «Делу время, а потехе – час» что означало – больше времени уделять работе, труду, но немного, всего час, отводить веселью и отдыху.
Любили в народе тех, кто знал много весёлых шуток, пословиц, поговорок.
Давайте и мы с вами вспомним пословицы и поговорки (дети читают пословицы и поговорки)
• Один за всех, все за одного.
• Одна голова хорошо, а две лучше.
• Без труда нет плода.
• Ешь до сыта, а работай до пота.
• Труд человека кормит, а лень портит.
• Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
• Не богатству почёт, а труду.
Ведущая: В древние времена в каждом селе после сбора урожая, устраивали посиделки. Устраивали их в деревенской избе. Начинались посиделки на Покрова, в середине октября, и заканчивались к весне. Что же делали на посиделках?
(девушки пряли, шили, вышивали, тихо разговаривали, пели протяжные песни)
Приходили на посиделки и парни. Они входили гурьбой, снимали шапки, кланялись, приговаривали при этом: «Здравствуйте, красны девушки!».
Девушки вставали, кланялись и отвечали: «Здравствуйте, молодцы хорошие!»
Ведущая: На посиделках пели, шутили. Давайте и мы с вами исполним шуточную русскую народную песню «Как у наших у ворот».
Ведущая: Было время для песен и плясок, было время и для игр.
Давайте мы с вами поиграем. (дети играют в русскую народную игру «Плетень».)
Ведущая: В долгие осенние и зимние вечера самое время рассказывать разные истории да сказки, вот и говорили: «Мели Емеля, твоя неделя».
А какие русские народные сказки вы знаете?
Дети называют сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», «Машенька и медведь».
Ведущая: Народные сказки – это сказки, которые сочинил и придумал народ.
А как весело пели частушки.
Где гармошка заиграла,
Там частушка зазвучала
Русская народная
Весёлая, задорная.
Дети поют частушки:
Балалайка заиграла,
И пустились ноги в пляс.
Мы весёлые частушки
Пропоём сейчас для вас.
Мы частушки запоём,
Запоём мы громко.
Затыкайте ваши уши —
Лопнут перепонки.
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася.
Балалайка заиграла —
Я не удержалася.
Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
У берёзки, у сосёнки
Тоненькие веточки.
А мы бойкие девчонки,
Все мы как конфеточки.
Мы пропели вам частушки,
Вы скажите от души:
Хороши частушки наши,
И мы тоже хороши.
Ведущая: В старину разными прибаутками тешили малых деток. А что такое прибаутка? Это маленькое шутливое стихотворение. Вот послушайте.
Дети читают шутливые стихотворения:
Стучит, бренчит по улице,
Фома едет на курице.
Тимошка на кошке
Туда же по дорожке.
Ваня, Ваня простота,
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперёд
И поехал в огород.
Ведущая: Припасла для вас забав на всякий вкус! Кому шутку, кому прибаутку, кому загадку! Вы загадку отгадайте, дружно песню запевайте.
Ведущая читает загадку:
Стоит на поляне красавица, всем желает понравиться:
На белом сарафане чёрные брошки, в ушах серёжки.
(берёза)
Дети исполняют песню «Во поле берёза стояла» (девочки танцуют).
Ведущая: После игр, песен, шуток, прибауток гостей приглашали на душистый чай: чай с мятой, шиповником. К столу подавали блины, пироги, пряники.
Чай горячий – наша сила, украшение стола.
«С чая лихо не бывает»! – так в народе говорят.
Чай – здоровье, всякий знает!
Пей хоть пять часов подряд.
И я вас, гости дорогие, приглашаю на чай.
Для всех устраивается чаепитие.