Татьяна Ивановна Шафиева
Проект «Фантазеры» с использованием нетрадиционных техник рисования
Проект «Фантазеры» с использованием нетрадиционных техник рисования в подготовительной группе детского сада.
Паспорт проекта :
Автор проекта : Шафиева Татьяна Ивановна
Вид проекта : творческий
Сроки реализации: краткосрочный с 29.10.2018 по 12.11.2018
Возраст детей: 6 – 7 лет
Участники проекта : воспитанники, педагоги, родители.
Актуальность темы проекта :
Публикация «Проект „Фантазеры“ с использованием нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Темочки
На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Цель проекта :
1. Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
2. Выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы путём проведения занимательных занятий рисования красками.
Задачи проекта :
Для детей:
- Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
- Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
Для родителей:
- Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
- Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
Для воспитателей:
- Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, набрызг, тиснение, тычкование и т. д.)
- Поощрять инициативность и самостоятельность при выборе материала и техники изображения, помочь детям почувствовать радость творчества.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный
2. Основной
3. Завершающий
Ожидаемый результат:
Для детей:
1. Желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.
2. Умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.
3. Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.
Для родителей:
1. Овладение детьми соответствующими техническими умениями и навыками рисования.
2. Развитие духовно-богатой личности ребенка.
3. Выработка устойчивой мотивации к творческой самореализации.
4. Приобретение навыков творческой деятельности.
Для педагогов:
1. Создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.
2. Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие.
3. Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап
1. Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта.
Работа с родителями:
1. Информирование о проведении проекта
2. Разработка конспектов занятий.
3. Консультация для родителей. «Нетрадиционные методы рисования как средства эстетического воспитания»
4. Подготовить картотеку по нетрадиционной технике рисования
Создать развивающую среду и соответствующую материальную базу
-изучение литературы
-подбор материала (теоретическое обоснование, разработка конспектов и сценариев мероприятий,
-составление перспективного плана
Основной этап:
• Развивать художественно- творческие способности у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему занятий.
• В ходе занятий используются следующие методы и приё мы: беседа, показ технических приёмов, объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы.
• На занятиях используются нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал, музыка.
Использование печатки
Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
Монотипия.
Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Набрызг.
Ребенок набирает краску на зубную щётку или кисть и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Кляксография.
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.
Отпечаток листьями.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Рисовании методом «тычка»
Материалы: альбомный лист, с нарисованным контуром ёжика, жёсткая кисть для клея «Щетина» №8, гуашевые краски.
Результат проекта :
Создание детского альбома рисунков «Мы творим»
Создание альбома рисунков «Времена года»
В ходе проекта детей очень привлекли нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволило не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствовало развитию творческого воображения.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками : тычок жёсткой полусухой кистью, штампинг, набрызг, монотопия, кляксография, свеча или восковые мелки с акварелью другими. Детям очень понравилось разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают группу.
Литература:
1. Адвыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I. — М. : «Издательство Скрип- торий 2003», 2007.
2. Колдина Д. Н. Рисование с детьми. Конспекты занятий". Год издания: 2011
Издательство: Мозаика-Синтез
4. Ковалицкая А. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для педагогов ИЗО / Л. М. Ковалицкая. — М. : АРКТИ, 2008. (Развитие и воспитание).
5. Казакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником — М. : ТЦ «Сфера», 2008.
6. Лыкова И. А. Жанр: Дидактические материалы, практикумы Издательство: Цветной мир Год: 2014
7. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. — СПб. : КАРО, 2008.