Марина Стадник
Проект по духовно-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста «Сотвори себя, познай других» (часть I)
▼ Скачать + Заказать документы
Сотвори себя, познай других
ПРОЕКТ
ПО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема проекта: «СОТВОРИ СЕБЯ, ПОЗНАЙ ДРУГИХ».[/b]
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта.
Публикация «Проект по духовно-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста „Сотвори себя, познай других“ (часть I)» размещена в разделах
На разработку проекта повлияла необходимость сформировать у моих воспитанников позитивных духовно-нравственных ориентиров, которые на сегодняшний день не всегда отвечают нормам морали и этики. Связано это с тем, что дети поступили из разных детских садов с определенным багажом социального опыта, не всегда успешного. Считаю, что данная система мероприятий поможет восполнить пробел и сформировать успешные личности.
Цель проекта:
Гармонизация отношений ребенка к миру и самому себе, приобщение к высоким нравственным ценностям. Развитие познавательных способностей детей, их кругозора, эмоциональной сферы. Закрепление и углубление знаний воспитанников в области этических и нравственных норм поведения. Развитие коммуникативных возможностей воспитанников, умение правильного общения в коллективе.
Задачи проекта:
• Формировать эмоционально – эстетическое и бережное отношение к окружающим людям.
• Способствовать творческой речевой активности детей.
• Создавать условия для развития у детей познавательных умений: вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения, творчески перерабатывать информацию и самовыражаться в различных видах деятельности.
• Организовать более тесное сотрудничество детского сада, ребенка и его семьи.
Участники проекта:
1. Педагоги: воспитатели подготовительной группы.
2. Дети подготовительной к школе группы.
3. Родители и другие члены семей воспитанников.
Формы и методы работы.
Далеко не все приемы оправдывают себя при работе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Поэтому при разработке данной системы воспитательного процесса используются специальные игры, упражнения, тесты, рассказывание сказок, легенд, направленных на развитие у детей понимания себя и других людей, на формирование коммуникативных навыков и умений, умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты. Оценивая выполненные задания, ответы детей, принимается во внимание речевое оформление ответа, характер взаимоотношений между детьми в процессе образовательных отношений.
Формы и методы работы с детьми:
1. Этические беседы;
2. Анализ и обсуждение конфликтных ситуаций;
3. Индивидуальные задания;
4. Викторины;
5. Коллективные творческие работы.
Способы педагогического воздействия на детей:
1. Приучение. Детям дается определенный образец поведения (за столом, во время игры, в разговоре со старшими или сверстниками). Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
2. Упражнения. Многократно повторяется то или иное действие. Добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования предметов.
3. Воспитывающие ситуации. Создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором.
4. Поощрение. Проводится различными способами, активизирует детей к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
5. Наказание. Применяется крайне редко. Наказание, приводящее к боли душевной или физической, категорически не используется. Осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка, направлено на возникновение желания поступать хорошо.
6. Пример для подражания. Является своеобразным наглядным образцом и необходим ребенку. Им могут быть: воспитатель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) персонаж.
7. Разнообразие словесных методов. Помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
8. Разъяснение. Необходимо не только показать рассказ, но и разъяснить, как и почему следует в той или иной ситуации поступать именно так.
9. Беседа. Помогает выявить уровень знания детьми норм и правил поведения. Её разумнее проводить с небольшой группой, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно её построить.
Модель сотрудничества с родителями:
1. Организационная деятельность;
2. Информационно - просветительская деятельность (организация детско-родительских экскурсий; выпуск информационных листов);
3. Творческая деятельность (совместные праздники и досуги, совместные выходы в театр, походы на природу; семейные мастер-классы; открытые просмотры образовательного процесса).
4. Оформление стендов, выставок для родителей;
5. Анкетирование родителей, выпуск памяток и буклетов, консультирование специалистами.
Методический материал программы подбирался в соответствии с возрастными закономерностями развития детей и содержит:
1. Фрагменты текстов, стихов, литературных произведений. Они используются как иллюстрации анализа жизненных ситуаций, поведения героев в ходе группового обсуждения.
2. Пословицы, которые используются для стимулирования высказывания детей, формирования их собственной позиции по убеждаемой теме.
3. Высказывания героев детских книг, они полезны для формирования у детей собственного отношения к разным жизненным ситуациям.
4. Сказки, задания к сказкам («А что будет, если…», «Придумай другое окончание сказки» и т. п.) способствуют развитию творческого отношения к жизни.
5. Карикатуры, рисунки позволяют развивать у детей умение видеть смешное, соотносить анализируемые ситуации со своим поведением.
6. «Шпаргалки» используются в повседневной жизни как форма составления детьми алгоритма своих действий («Как принять решение», «Советы для тренировки уверенности в себе»).
I. Подготовительный этап:
1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
3. Обследование уровня нравственной и духовной воспитанности детей (умение определять мотивы и последствия поступков; способность в слове передать динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями; отношение ребенка к окружающим людям: старшим и младшим, сверстникам; отношение ребенка к пониманию значения ценностей в собственной жизни).
4. Определение уровня воспитанности детей посредством наблюдений, этических бесед, рассуждений в ходе решения проблемных ситуаций (см. таблицу 1).
II. Основной этап реализации проекта.
Данный этап включает 3 блока:
I. Общение
Общение – установление и развитие контакта между людьми, в процессе которого происходит обмен мыслями, чувствами, действиями, образцами поведения.
Задачи:
1. Обучить детей способам предотвращения или разрешения межличностных конфликтов;
2. Развивать у детей умение применять в общении новые, позитивные и уважительные формы общения.
II. Поведение
Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.
Задачи:
1. Обогащать и формировать социальный опыт детей;
2. Развивать способность к эмпатии: понимание переживаний, состояний, интересов других, доброжелательное восприятие достоинств и недостатков других лиц, критическое отношение к своим поступкам.
III. Этикет
Этикет – составная часть внешней культуры человека в обществе (формы обращения и приветствия, умение поддерживать разговор на определенную тему, умение принимать гостей; правила поведения за столом, в общественных местах).
Задачи:
1. Формировать у детей уверенность в себе, создание и принятие внутреннего «Я»;
2. Побуждать детей к осмыслению человеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к сознанию собственной внутренней позиции, собственных жизненных ценностей.