Светлана Самойлик
Проект «Доброе утро. Утренняя гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Доброе утро»
(утренняя гимнастика)
Пояснительная записка.
Гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место.
Утренняя гимнастика – обязательная часть ежедневного режима ребенка в семье, в детском саду. Систематическое, ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Являясь постоянным компонентом ежедневного режима, утренняя гимнастика содействует сохранению здоровья в течение многих лет. Значение утренней гимнастики как физкультурно-оздоровительного процесса многообразно: она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает время перехода от сна к бодрствованию.
Публикация «Проект „Доброе утро, Утренняя гимнастика“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Сценарии праздников
- Проекты. Проектная деятельность
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Выполнение физических упражнений усиливает возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Целый поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, - вызывает и восстанавливает работоспособность нервной системы и жизнедеятельность организма в целом.
Цель: поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, вовлечение всего организма ребенка в деятельное состояние.
Задачи:
• формировать умение сохранять правильную осанку;
• развивать у детей координацию движений, подвижность суставов, силу, гибкость, внимание, ориентировку в пространстве;
• воспитывать целеустремленность, выносливость;
Методика проведения утренней гимнастики
Для осуществления оздоровительных и воспитательных задач утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно в точно установленное по режиму времени.
Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. Упражнения, включаемые в утреннюю гимнастику, разучиваются с детьми предварительно на физкультурных занятиях. Однако они не копируют точно то или иное движение, но имеют с ним общую основу.
Традиционный комплекс утренней гимнастики.
Традиционный комплекс утренней гимнастики выполняется в следующей последовательности.
Непродолжительная ходьба разного вида, постепенно переходящая в бег.
Непрерывный бег в умеренном темпе (1.5 – 3 мин.)
Упражнения общеразвивающего воздействия.
Прыжки на месте.
Ходьба с дыхательными упражнениями.
Широко должны применяться общеразвивающие упражнения, как с пособиями, так и без них. Упражнения проводятся из разных исходных положений.
Комплекс утренней гимнастики следует проводить в течение одной-двух недель в зависимости от сложности его содержания. В младшем и среднем возрасте воспитатель выполняет упражнения вместе с детьми. В старших группах объяснение упражнений сочетается с показом только вначале освоения комплекса. Дети к шести годам должны научиться выполнять упражнения комплекса утренней гимнастики по слову воспитателя. При составлении комплексов утренней гимнастики в течение года важно помнить о вариативности их содержания и характера. Наряду с традиционным типом утренней гимнастики могут быть внедрены разные варианты, отличающиеся от традиционного по содержанию и методике проведения.
• Утренняя гимнастика игрового характера.
• Утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий.
• Утренняя гимнастика с включением оздоровительных пробежек.
• Утренняя гимнастика с использованием простейших тренажеров.
• Утренняя гимнастика танцевального характера.
Но надо помнить, что цель и задачи утренней гимнастики остаются одинаковыми для всех ее вариантов.
Условия для проведения утренней гимнастики
Утренняя гимнастика проводится в чистом помещении с открытыми фрамугами, окнами, в теплое время года гимнастика проводится на воздухе, по возможности вводится оздоровительный бег. Дети занимаются в облегченной одежде, такой порядок в течение всего года постепенно приучает организм к прохладной температуре и придает утренней гимнастике значение закаливающей процедуры – воздушной ванны. Воспитание здорового, физически подготовленного подрастающего поколения является жизненно необходимой и основной задачей педагогов, медиков и родителей.
Методика проведения и основы руководства по организации утренней гимнастики в ДОУ.
Наш детский сад работает с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей. Каждый день начинается с утренней гимнастики, проводится она во всех возрастных группах, начало гимнастики в 8.00 под руководством воспитателя. Продолжительность, дозировка, содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. У детей старших и подготовительных к школе групп утренняя гимнастика проводится в спортивном зале под руководством инструктора по физической культуре. В связи с этим, расписание утренней гимнастики выглядит так : старшие группы – 7.50, подготовительные группы – 8.05. В своей работе с детьми инструктор использует разные варианты проведения утренней гимнастики. Каждый день недели имеет свое название и свой вариант утренней гимнастики.
Понедельник - Утренняя гимнастика игрового характера
В этот вид гимнастики могут быть включены 2-4 подвижные игры разной степени интенсивности. Игры должны быть знакомы детям, и подбираться по принципу возрастания нагрузки (малой подвижности – средней подвижности – высокой подвижности - малой подвижности). Игры чередуются с ходьбой и бегом, включаются дыхательные упражнения или упражнения имитационного характера. Можно создать целый сюжет.
Например.
Комплекс гимнастики игрового характера «Поездка в лес».
1. Ходьба друг за другом с хлопком на счет.
2.«Летим на поляну» - игра «Самолеты» - 3 раза по 30 сек.
3.«Увидели животных» - имитационная ходьба: лиса, медведь, мышь, заяц
4.«Поиграем с медведем» - игра «У медведя во бору» - 3 раза
5.«Деревья шумят и качаются на ветру» - упражнения на дыхание
6. Ходьба (возвращаемся в детский сад)
Комплекс игровой гимнастики «Цапля»
1. «Идем в гости к цапле» - Ходьба друг за другом, легкий бег 1-2 минуты, построение в колонны
2. «Повторим за цаплей» - Упражнения общеразвивающего воздействия
а) «Цапля машет крыльями»
И. П. : о. с. Руки в стороны, сделать несколько волнообразных руками, сгибая и разгибая локти, затем медленно опустить руки через стороны, кисти рук при этом слегка подняты. Поднять руки в стороны, наклонить голову вперед, назад, вправо, влево и сделать вновь 3-4 волнообразных движения руками в быстром темпе.
б) «Цапля стоит на одной ноге»
И. П. : о. с., руки на поясе. Поднять левую ногу, согнутую в колене (носок оттянуть вниз, и опустить ее. Затем поднять и опустить другую ногу. Затем сделать 3-4 волнообразных движения руками. Выполнять в медленном темпе.
3. Подвижная игра «Цапля и лягушата» - 3 раза
4. Игра малой подвижности «Найди лягушонка» - 2 раза
5. Ходьба. Упражнение на дыхание.
Вторник – Гимнастика с использование карточек (коррекционная ходьба)
В этот вид гимнастики включается ходьба и бег по подражанию. Дети выполняют игровые, имитационные движения животных и их крики (звуки).
Для смены движений инструктор подает сигнал (свисток) и показывает карточку. Для детей подготовительных к школе групп можно использовать словестное указание (название животного). Продолжительность выполнения одного движения – 15-20 секунд. Карточки подбираются с учетом возраста детей и умения выполнять данное движение, а также учитывается принцип чередования ходьбы и бега и сложность движений. Набор карточек включает 3 комплекта: коррекционная ходьба; беговая серия; прыжковая серия
Среда – традиционный комплекс упражнений.
Традиционный комплекс упражнений выполняется в следующей последовательности:
• Ходьба разного вида, постепенно переходящая в бег.
• Непрерывный бег в умеренном темпе (1.5-3 мин.)
• Общеразвивающие упражнения (6-7 упражнений)
• Прыжки, подскоки на месте.
• Ходьба с дыхательными упражнениями.
Широко должны применяться общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Упражнения выполняются из разных исходных положений.
Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течении одной-двух недель. Воспитатель кратко и четко объясняет задание, напоминает исходное положение, вид предстоящего движения, требования к качеству выполнения и необходимое количество движений. По необходимости объяснение может сопровождаться показом воспитателя. После 2-3 повторений дети должны самостоятельно воспроизводить целиком комплекс. Важно продумать музыкальное сопровождение, оно создает положительный эмоциональный тон.
При составлении традиционного комплекса можно использовать следующую литературу:
• Пензулаева Л. И Оздоровительная гимнастика для детей 3 – 7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2015
• Подольская Е. И. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
• Анисимова Т. Г., Ульянова С. А. Формирование правильной осанки.
Коррекция плоскостопия у дошкольников, занятия. – изд. «Учитель», 2017
Четверг – гимнастика с использованием полосы препятствий.
Использование полосы препятствий позволяет предлагать детям упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений, увеличивая (уменьшая) число повторений и темп движений, чередуя физкультурные пособия. Можно создать разные полосы препятствий с использованием разнообразных модулей. Используя знания и умения детей, можно предложить детям самостоятельно собрать полосу препятствий. Например, пройти по гимнастической скамейке, попрыгать через бруски и т. д.
Методические рекомендации по организации и проведению гимнастики с использованием полосы препятствий.
Для создания полосы препятствий можно использовать разный спортивный инвентарь, выставляя его по сложности упражнений, и учитывая технику безопасности. Поэтому комбинаций таких полос может быть огромное количество. При подборе упражнений и инвентаря надо помнить, что это утренняя гимнастика и строится она на знакомом для детей материале. Все упражнения должны быть хорошо знакомы, разнообразны, количество прохождения полосы препятствий 4-5 раз. Начинается такая гимнастика с ходьбы (несколько имитационных движений, затем бег и только потом дети приступают к выполнению упражнений на полосе препятствий. На таких предметах как гимнастическая скамейка, узкий бум, горка, куб, должна осуществляется страховка детей и в полосе препятствий они занимают первое место. Заканчивается гимнастика медленным бегом, ходьбой и дыхательной гимнастикой.
Пятница – танцевально-ритмическая гимнастика.
Танцевально-ритмическая гимнастика (аэробика) – это образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Все композиции объединяются в комплексы различных упражнений, различные по темпу и интенсивности, идет работа всех мышц и суставов. Каждый комплекс ведет к достижению не одного, а нескольких результатов: стать сильным и гибким, стройным и подтянутым, получить ощущение физического и психического расслабления, улучшить координацию движений, развить чувство ритма, повысить физическую активность. Ритмическую гимнастику (аэробику) выполняют под музыку, сочетая с ней движения всех частей тела. Физические упражн