Ольга Карабаева
Проект для второй младшей группы по формированию ЗОЖ: «Если хочешь быть здоров!»
Проект для второй младшей группы по формированию ЗОЖ:
«Если хочешь быть здоров!».
Девиз проекта: «Здоровый образ жизни – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
Введение.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Срок реализации: 2 недели
Участники проекта: воспитатель, дети младшей группы, родители.
Тип проекта: познавательно - творческий.
Основные формы реализации проекта: беседы, детское творчество, игры,
чтение художественной литературы, работа с родителями.
Публикация «Проект для второй младшей группы по формированию ЗОЖ: „Если хочешь быть здоров!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2022
Возраст детей: младшая группа (с 3 до 4 лет)
Аннотация проекта: Работа направлена на укрепление здоровья и профилактики заболеваний через проведение закаливающих процедур в ДОУ, формированию понимания необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни; повышению грамотности родителей в вопросах укрепления здоровья дошкольников.
Актуальность проекта: Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей –одна из основных задач дошкольного образования. Здоровье – это дар, который преподнесла человеку природа. Здоровый ребёнок это счастье и радость для родителей и педагогов. Дошкольный возраст является решающим в формировании физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Поэтому так важно сейчас привлечь внимание родителей к этой проблеме и дать им понять, что здоровье ребенка означает не только отсутствие болезней, но и их психическое и социальное благополучие.
Проблема: Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
К сожалению, в России здоровый образ жизни не занимает пока первое место в шкале потребностей и ценностей человека. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы станем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно будет надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.
Таким образом, проблема формирования у дошкольников культуры здоровья очень важна.
Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья детей путем снижения
заболеваний через приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.
Задачи проекта: для детей:1. Формировать начальные представлений о здоровье и здоровом образе жизни, дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни. 2. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. 3. Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши, развивать знания об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. 4. Дать представление о полезной и вредной пище, об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека. 5. Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение, с помощью сна восстанавливаются силы.
-для родителей: 1) повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка;
2) дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми, о полезной и вредной пище, о соблюдении навыков гигиены и т. д. ;
3) заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
Ожидаемые результаты:
- Осознание детьми понятия «здоровье», желания и стремления вести здоровый образ жизни.
-Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы.
- Совершенствование навыков самостоятельности у детей при соблюдении культурно-гигиенических процедур.
- Возросший интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребенка.
- Дети имеют представления о продуктах полезных для организма, а какие нет; знают о значении правильного питания для здоровья.
- Улучшение здоровье сберегающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в детском саду.
Форма работы с детьми и родителями: индивидуальная и групповая.
Продукты проекта: изготовление, совместно с родителями, нетрадиционного физкультурного оборудования, книжки – малышки на тему: «зож».
Консультации для родителей «О пользе витаминов для детского организма», «Прогулки и их значение для укрепления здоровья детей». Памятка: «О пользе кислородных коктейлей»,
«Как сохранить здоровье детей»
Анкетирование: «Здоровый образ жизни в вашей семье»
Выставка детского творчества на тему: «Путешествие в страну здоровья».
Презентация проекта.
Этапы реализации проекта:
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
1. Подборка методического и дидактического материала.
2. Подборка художественной литературы.
3. Оформление консультаций, памяток, буклетов для родителей по теме проекта.
4. Подбор пословиц, поговорок, загадок, стихов, сказок по теме проекта.
5. Подборка дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр по теме проекта и атрибутов к ним.
6. Разработка анкеты для родителей: «Здоровый образ жизни в вашей семье».
Цель: выявить значимость и важность здорового образа жизни в семьях воспитанников ДОУ; оказать родителям информационную поддержку по вопросам воспитания здорового образа жизни.
7. Привлечение родителей к реализации проекта.
8. Изготовление родителями спортивного нетрадиционного инвентаря, рисунков или аппликаций, книжек - малышек.
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП
Ежедневная работа с детьми:
- Утренняя гимнастика.
- Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика
- Гимнастика пробуждения. Хождение по «Дорожке здоровья»
- Физкультминутки
- Закаливающие процедуры
- Подвижные игры в группе, на улице
- Воспитание культурно-гигиенических навыков.
- Воспитание культуры поведения за столом.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- НОД «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке».
- Ситуативный разговор о пользе утренней гимнастики.
- Беседа: «Личная гигиена». Цель: Уточнить, какими принадлежностями пользуются дети при умывании, формировать умение элементарных навыков ухода за своим лицом и телом.
- Беседа: «Изучаем свое тело». Рассматривание иллюстраций. Цель: сформировать у детей анатомо-физиологическое представление о строении тела человека.
- Беседа: «Я и дома и в саду с физкультурою дружу». Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение, укрепляют здоровье.
- Дидактическая игра «Правила чистюли». Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, учить показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.
- Д/и «Уложим куклу спать». Цель: уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды; закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья.
- Д/и «Назови части тела и лица». Цель: формировать представление о своём теле.
- Игры «Как называются части тела», «Что в аптечке врача?»
Цель: продолжать формировать у детей стремление соблюдать правила личной гигиены. Формировать у детей желание вести здоровый образ жизни.
- Д/и: «Оденем куклу на прогулку». Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье;
- Сюжетно-ролевая игра «Доктор Айболит» для формирования умения сообщать о самочувствии взрослым, дать представление о том, как беречь и ухаживать за своим организмом);
- Сюжетно-ролевая игра «Кукла Маша заболела». Цель: учить детей в игре отражать знания о профессии врача, формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре; использовать во время игры медицинские инструменты и называть их.
- Сюжетно-ролевая игра «Полезный завтрак». Цель: формировать у детей представления о полезных продуктах, формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.
- Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Аптека», «У куклы болит животик».
- «На прием к доктору» - для воспитания осознания необходимости сообщать о самочувствии взрослым, необходимости лечения;
Образовательная область «Физическая культура»
- Подвижные игры в группе и на улице: «зайцы и волк», «кошки – мышки», «ровным кругом», «карусель», «птичка в гнездышке», «зайка-серенький».
- Физкультминутки, артикуляционные, пальчиковые, дыхательные гимнастики
- Физкультурные занятия
- Утренняя гимнастика
- Гимнастика пробуждения, хождение по «дорожке здоровья»
Цель: развивать физические качества; накапливать и обогащать двигательный опыт детей; формировать у детей потребность к двигательной активности.
Образовательная область «Познавательное развитие»
- НОД: «Путешествие в город здоровья». Цель: Формировать у детей навыки здорового образа жизни; учить заботиться о своем здоровье; прививать любовь к занятиям физкультурой. Задачи: закреплять знания о необходимости быть чистыми, а также о пользе правильного питания витаминов и его значении для жизни и здоровья человека; расширять представления детей о предметах личной гигиены, о правилах пользования ими; формировать знания о полезном воздействии физкультуры и спорта в укреплении здоровья; развивать способность выполнять совместные действия с воспитателем, координировать слова с движением
- Беседа: «Кто я такой?». Упражнять детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать девочек и мальчиков. Развитие умений различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши, развитие знаний об их роли в организме.
- Беседа: «Путешествие в страну здоровья». Дать представление о ценности здоровья; Формирование начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Формировать желание вести здоровый образ жизни.
- Беседа: «Полезные продукты». Цель: Уточнить знания детей о полезных продуктах, их назначении для здоровья и хорошего настроения. Закрепить названия овощей, их вкусовые качества. Воспитывать желание употреблять в пищу фрукты.
- Ситуативный разговор «Где живут витамины?». Цель: рассказать детям о витаминах в доступной форме и их пользе для здоровья, уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья
- Рассматривание картинок «Человек и его части тела», «Вредная и полезная пища, овощи и фрукты, молочные продукты», «Предметы личной гигиены», «Спорт. спортивный инвентарь».
- Рассматривание «Алгоритма умывания» при КГН. Цель: формировать умение пользоваться алгоритмом при умывании, проговаривать действия.
- Д/и: «Полезные и вредные продукты» для закрепления знаний о факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье.
- Д/И: «Составь фигуру человека (мальчика или девочку); «покажи и назови части тела на картинке» - закреплять название частей тела, развитие знаний об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.
- Д/и: «Поделюсь – не поделюсь» для закрепления знаний о предметах личной гигиены.
- Д/и: «Пирамида здоровья» - закрепление знаний о здоровом образе жизни.
- Игра – лото «Полезная и вредная пища». Цель: формировать представление о полезной и вредной пище, об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.
- Лото «Овощи, фрукты и ягоды». Цель: закреплять знание названий овощей, фруктов и ягод; пополнять словарный запас детей; развивать память, концентрацию внимания.
- Д/и: «Кому нужны эти вещи». Цель: Закреплять знания детей о разных видах спорта, спортсменах, спортивных атрибутах.
- Д/И: «Попробуй отгадай». Цель: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта, спортивный инвентарь.
- Разрезные картинки «Способы закаливания», «Предметы гигиены»
Цель: формировать представления о закаливающих мероприятиях; развивать эмоционально-положительное отношение к закаливающим процедурам.
Образовательная область «Речевое развитие»
- Отгадывание загадок о гигиенических принадлежностях, о полезных и вредных продуктах. Цель: развивать воображение, мышление, речь; закреплять знания о пользе тех или иных продуктов.
- Беседа: «Кто такие микробы и где они живут?». Цель: формировать осознанное отношение к необходимости вести здоровый образ жизни.
- Беседа: «Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья»
Цель: Знакомить детей с понятием «здоровье», «здоровый человек»; воспитывать желание быть здоровым, стремление к соблюдению режима и чистоты.
- Д/И «4-й лишний» (овощи, фрукты, ягоды, посуда, предметы личной гигиены и др.). Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Закреплять названия предметов и продуктов, полезных для здоровья.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Лепка «Кушай, Мишка, на здоровье (фрукты)»
- Рисование «Апельсины и мандарины для больной куклы». «Мячик — главный наш спортсмен».
- Аппликация "Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!"
- КМД «Больница». Дать представление о больнице как о полезном сооружении, созданном людьми для сохранения здоровья. Развивать ассоциативное восприятие, мышление, воображение, чувство ритма. Воспитывать любознательность, активность, уверенность, интерес.
- Раскрашивание овощей и фруктов, предметов гигиены, спортивного инвентаря (карандашами). Цель: закреплять знания о полезных продуктах, гигиене, спорте, развивать мелкую моторику рук, закреплять умение закрашивать и правильно держать карандаш.
- Рассматривание иллюстраций к произведениям: «Девочка чумазая», «Мойдодыр», «Азбука здоровья».
«Восприятие художественной литературы и фольклора»:
- Чтение: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Федорино горе», С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала», Л. Гржибовская «Чисти зубки, руки мой!», С. Михалков: «Как Саша сама себя вылечила», Г. Остер «Петька- Микроб», «Азбука здоровья», В. Драгунский «Что полезно для здоровья», С. Михалкова: «Про девочку, которая плохо кушала».
- Чтение: «Однажды утром» «Купание», «Девочка-ревушка» А. Барто, «Я мою руки» М. Яснов, «Зарядка» Г. Лазгдынь «Зубки заболели» А. Анпилов, «Как стать Неболейкой» И. Семенов; чтение загадок, потешек по теме.
- Проговаривание потешек во время КГН: «Водичка-водичка», «Мыли мылом ушки, мыли мылом ручки», «Давай-ка с тобой закаляться, холодной водой умываться!», «Кран откройся! Нос, умойся!»
- разучивание потешки: «Вода водичка, умой моё личико», чистоговорки: «Мама мыла Милу», стихотворения: «
Работа с родителями:
- Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни в вашей семье». Цель: выявление отношения родителей к здоровому образу жизни, соблюдению принципов здорового образа жизни в семье.
- Индивидуальная беседа с родителями «Режим для и его значение для здоровья ребенка»;
- Консультация «Как правильно одеть ребёнка на прогулку». Цель: формировать представления у родителей о том, как правильно одевать ребёнка в холодное время года.
- Консультации: «Рекомендации родителям по формированию здорового образа у детей», «Витамины осенью», «Бережем своё здоровье или правила доктора Неболейко», «Режим дня, как средство воспитания здорового ребенка».
- Памятки: «Бережем здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья», «Закаливание ребёнка», «Правила здорового образа жизни», «Как сохранить здоровье детей».
- Папка -передвижка: «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей»
- Выставки детского творчества на тему: «Путешествие в страну здоровья», изготовление книжек – малышек, цветок - здоровья.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Итоговое мероприятие
- Выставка рисунков, аппликаций, книжек – малышек и нетрадиционного спортивного инвентаря, д/и: «цветок – здоровья». Цель: приобщать родителей к ведению здорового образа жизни к семье.
Заключение
- Воспитательная ценность: У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах, ухаживать за собой.
- Познавательная ценность: У детей и их родителей повысились знания о сохранении и укреплении здоровья, значимости здорового образа жизни. Расширилось представление о закаливающих мероприятиях, о полезных продуктах питания.
- Перспектива: С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через совместные мероприятия по формированию культуры здоровья у детей, сохранению и укреплению их здоровья, и использование интегрированного подхода в этом направлении.
Список используемой литературы:
• Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду» Изд. : Москва Линка – Пресс 2009 г.
• Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики». Изд. : Санкт – Петербург Детство – Пресс 2010 г.
• Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками». Изд. : Москва Рипол Классик Дом 21 век 2010 г.
• Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. Изд. Мозаика-Синтез, Москва 2010 г.
• Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Изд. Мозаика-Синтез, Москва 2010 г.
• Савельева Н. В. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 г.