Ксения Дуровина
Проект для детей старшего дошкольного возраста «По следам волшебной загадки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: «По следам волшебной загадки"
Цель – обучение детей сочинению загадок с использованием эпитетов, сравнений, метафор.
Продукты проекта – промежуточные (рисунки по теме «Молчаливые загадки», рисунки для Незнайки, лепка по замыслу, совместная работа родителей и детей: «Придумай загадку про Незнайку и его друзей и иллюстрацию к ней», конечный (создание сборника загадок с иллюстрациями для Незнайки и выставка совместных работ «В стране детской фантазии»).
Задачи проекта:
1) Учить составлять загадку по средствам перечисления признаков предметов без его называния.
Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „По следам волшебной загадки“» размещена в разделах
2)Обучать детей понимать метафоры и сравнения
3)Развивать информационно - коммуникативные умения: слушать и слышать, воспринимать инструкцию взрослого.
4)Обогащать представления детей на основе чтения стихотворений Э. Успенского, И. Крылова, Л Толстого и книги С. Маршака «Загадки»
5)Активизировать словарь детей за счет названий предметов и обозначения их признаков.
6)Развивать умения публичной презентации
7)Развивать речевые умения, творческие способности и умение отгадывать загадки.
8)Закреплять умения детей договариваться между собой, убеждать, приходить к общему мнению.
9)Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
10)Воспитывать отзывчивость к персонажам непосредственно-образовательной деятельности.
Продолжительность проекта (1 месяц)
Предварительная работа: Чтение 4 главы – «Как Незнайка сочинял стихи» из книги Н. Носова «Незнайка и его друзья».
I этап – Мотивационный
Содержание и формы работы:
Проблемная ситуация Воспитатель:«Ребята попробуйте отгадать загадку про персонажа которого вы все хорошо знаете и любите: Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный. Он в огромной синей шляпе Неумеха и растяпа. Кто это? (Незнайка). Правильно, сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Помните, как много мы о нем читали, какие вы помните рассказы о нем?» Незнайка: «Хорошо, рассказов вы знаете много про меня, а помните как зовут моих друзей?» Воспитатель: «Ну что Незнайка, вроде всех твоих друзей назвали, никого не забыли. Ребята, вы вспомнили про друга Цветика, а кем он был?» Незнайка: «Да Цветик был поэтом, но все знают, что поэты любят брать красивые имена, а как его звали на самом деле и зачем я к нему пришел?» Воспитатель: «Но чтобы научиться писать стихи, нужно знать что такое рифма, этому и учил Цветик Незнаику. Рифма - это когда два слова оканчиваются одинаково, Например: утка -- шутка, коржик -- моржик. Получилось ли у Незнайки сочинить стихи? Но почему тогда он перестал сочинять стихи? Давайте поможем и расскажем Незнайке, какими должны быть стихи? Ну что запомнил Незнайка?» Незнайка: «Да я запомнил и понял свои ошибки и теперь я хочу научиться придумывать загадки, только я один не справлюсь, поможете мне ребята?»
Воспитатель:
- Вы умеете придумывать загадки? Давайте кто-нибудь придумает загадку и загадает ее Незнайке.
Незнайка:
- Мне так понравились ваши загадки, я хотел бы загадать их своим друзьям, но боюсь, что я всё не запомню.
Воспитатель:
- Как нам помочь Незнайке?
- Ребята, а давайте мы с вами сделаем книгу с нашими загадками. Как можно назвать нашу книжку?
Незнайка:
- А чтобы книжка была интереснее и ярче, мы будем делать к ней иллюстрации.
II этап – Проблемно-деятельностный
День 1-ый
Непосредственно образовательная деятельность
1) Беседа «Загадки и отгадки»
Цель: Знакомство с жанровыми особенностями загадок, правильное понимание загадки, ее значения и способа построения; знакомство с языком загадки.
Организованная деятельность в режимных моментах
Словесная игра «Город противоречий»
Цель: Закреплять умения детей образовывать антонимы
«Придумай необычное существо»
Цель: Развивать словотворчество, воображение, умение анализировать и различать реальные и фантазийные образы; расширять кругозор.
Самостоятельная деятельность детей в условиях развивающей среды
Игры-драмматизации по знакомым сказкам.
Цель: Формирование у детей образного воображения (загадай и покажи) .
Взаимодействие с родителями
Совместная работа родителей и детей: «Придумай загадку про Незнайку и его друзей и иллюстрацию к ней»
День 2-ой
НОД
Словесная игра «Рифмованные загадки»
Цель: Знакомство с образными средствами в загадках (рифмой, метафорами, олицетворением)
Организованная деятельность в режимных моментах
.«Придумай необычное существо»
Цель: Развивать словотворчество, воображение, умение анализировать и различать реальные и фантазийные образы; расширять кругозор.
Самостоятельная деятельность детей в условиях развивающей среды
Игра «Крокодил»
Цель: Развитие фантазии, умения с помощью жестов показать загаданное слово.
День 3-ий
НОД
Обучение детей сочинению загадок.
Задачи: Познакомить детей со способами создания загадок (описательных, сравнительных, метафорических,
Закрепить умение рассматривать предметы, выделяя в них различные признаки и особенности. Развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение). Способствовать использованию в речи детей выразительных средств языка. Воспитывать интерес к придумыванию загадок.
Организованная деятельность в режимных моментах
Чтение стихотворений Э. Успенский, И. Крылов, Л Толстой
Цель: обогащать словарь детей, развивать чувства ритма.
«Придумай загадку о волшебном животном»
Цель: Развивать творческое мышление, умение составлять описательные рассказы о животных; уточнить представления о действиях животных.
Самостоятельная деятельность детей в условиях развивающей среды
Рисунки для Незнайки.
Цель: развитие воображения, фантазии.
Взаимодействие с родителями
Выставка «В стране детской фантазии» - дать задание для родителей сделать совместную плоскостную или объемную поделку.
День 4-ый
НОД
«Мир загадок» Цель: Побуждать детей к самостоятельному составлению загадок, умение планировать речевую деятельность стимулировать творческую активность
Организованная деятельность в режимных моментах
Чтение книги С. Маршака «Загадки»
Цель: Учить детей слушать и понимать содержание.
«Нелепицы»
Цель: Развивать умение различать реальность и фантазийный вымысел; уточнить представления о предмете, явлениях природы.
Самостоятельная деятельность детей в условиях развивающей среды
Лепка по замыслу.
Цель: развивать образные представления, воображение, мелкую моторику рук;воспитывать самостоятельность, инициативу, творчество.
День 5-ый
НОД
Художественное творчество. Рисование. «Молчаливые загадки»
Цель: Познакомить детей с составлением загадок с помощью рисунка
Организованная деятельность в режимных моментах
«Придумай историю»
Цель: Развивать понимание и активизация слов с обобщающим значением; развивать связную речь, словесное творчество.
«Какой он – какая она»
Цель: Упражнять детей в составление сложных прилагательных, научить подбирать сложные прилагательные к животным и людям, с помощью этих прилагательных отгадывать задуманное слово.
Самостоятельная деятельность детей в условиях развивающей среды
Придумывание загадок по иллюстрациям.
Цель: Развитие словотворчества, воображения, закрепление умения придумывать загадки.
День 6-ой
НОД
Дидактическая игра «Незнайкины загадки»
Цель: Оценить умение детей образовывать и расширять метафоры
Организованная деятельность в режимных моментах
Д/и на прогулке «Придумай загадку об увиденном предмете»
Цель: закрепление умения придумывать загадки по увиденным предметам.
Взаимодействие с родителями
Презентация проекта «По следам волшебной загадки»
Цель: подведение итогов о проделанной работе, выявление умения составлять загадки
Содержание: конкурс загадок «Ты мне – я тебе» для родителей и детей, загадки, рассматривание сборника для Незнайки и выставочных работ.
III этап – Творческий
Содержание и формы работы:
Создание вместе с детьми сборника загадок с иллюстрациями для Незнайки.
Презентация проекта «По следам волшебной загадки»
Содержание: конкурс загадок «Ты мне – я тебе» для родителей и детей, представление детьми своих загадок и иллюстраций к ним, рассматривание сборника для Незнайки и выставочных работ.