Алёна Федина
Проект для детей средней группы «Традиции и обычаи русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей средней группы
«Традиции и обычаи русского народа»
Пояснительная записка:
Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов предков на быт, труд и природу; это нить, связывающая нас с прошлым.
Публикация «Проект для детей средней группы „Традиции и обычаи русского народа“» размещена в разделах
Сегодня, рассматривая наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл народных праздников, старинных традиций, отражавших важные стороны жизни народа. А ведь это огромный мир, включающий духовный опыт предков, историю и культуру отечества. Приобщение к миру народной культуры поможет ребенку почувствовать гармонию жизни предков – славян, понять их обычаи и традиции.
Конечно не все традиции дошли до наших дней, многие из них полностью утрачены. Но те, что сохранились, дают возможность узнать, как жили люди в старину, как работали и отдыхали. Сказки, песни, танцы, ремесла, праздники, традиции, изобразительное искусство – все это яркое выражение наследия русичей. Только бережное отношение к наследию предков может сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа, воспитать национальную гордость.
Меняются времена, но вечным остается стремление человека к добру, свету, любви, красоте.
Актуальность темы:
В последнее время тема патриотического воспитания очень актуальна. Воспитание любви к Родине является одним из основных принципов современной педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках, играх. Все это изобилие несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.
В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа, у детей обогащается представление об окружающей действительности, обогащается жизненный опыт, развивается речь, формируется самооценка, навыки положительных взаимоотношений с другими детьми и воспитателем.
Цель проекта : Формировать у детей представление о традициях и обычаях русского народа. Воспитывать любовь и гордость за свою страну, свой народ.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с традициями и обычаями русского народа.
2. Развивать память, воображение, речь.
3. Обогащать словарный запас за счет русских слов.
4. Расширить представление о русских народных сказках, потешках, закличках.
5. Воспитывать уважение к русской культуре.
6. Воспитывать любовь к родной природе.
Планируемый результат:
1. Расширение представлений о русской культуре, обогащение представлений о традициях русского народа, обогащение жизненного опыта.
2. Знание русских народных подвижных игр.
3. Знание русских ремесел.
4. Знание русских народных сказок, потешек, закличек.
5. Уважение к традициям и культуре русского народа, интерес к культурным традициям.
Вид проекта : творческий, познавательный, краткосрочный.
Участники: дети средней группы, воспитатель, родители
Срок реализации: три недели
1 этап – подготовительный
1. Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала по теме.
2. Составление перспективного плана.
3. Пополнение центра ряженья русскими сарафанами и кокошниками для девочек и русскими рубахами для мальчиков.
4. Пополнение фонотеки русскими народными мелодиями и песнями.
5. Пополнение уголка художественного творчества дымковскими и филимоновскими игрушками, иллюстрациями по теме.
6. Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными сказками, потешками.
7. Подбор предметов народного быта.
8. Выбор формы работы с родителями.
9. Выбор основных мероприятий.
Работа с родителями
1. Анкетирование родителей.
2. Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям»
3. Выставка детских поделок.
4. Выставка работ родителей.
2 этап – практический.
1 неделя проекта.
Понедельник
Образовательная деятельность в утренние и вечерние часы.
Тема дня: «С Новым годом поздравляем»
1. д / игра «Что в мешке у Деда Мороза»
Цель: Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов.
2. Рассматривание иллюстраций «Веселый Новый год». Развивать связную речь, учить делиться впечатлениями о праздновании Нового года.
3. Чтение русской народной сказки «Мороз Иванович». Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Учить внимательно слушать, беседовать по содержанию сказки.
4. С / р игра «Кукольный театр» (артисты – зрители). Формировать ролевое взаимодействие. Воспитывать самостоятельность и творчество детей.
5. Малоподвижная игра «Елочка». Создать эмоционально положительный настрой.
Вторник
Тема дня «Что такое Рождество»
1. Беседа на тему «Что такое Рождество?» Дать детям представление о народном празднике Рождество. Объяснить смысл непонятных слов.
2. Чтение Рождественских колядок. Познакомить детей с таким понятием, как святки.
3. Д / и «Назови правильно» Учить правильно называть предметы, относящиеся к тому или иному празднику.
4. П / и «Карусель» Учить детей говорить в быстром и медленном темпе. Воспитывать интерес к народным играм.
5. Слушание народных песен, потешек, закличек.
6. Аппликация «Рождественский ангел» Развивать творческие способности детей, восприятие символов народного праздника.
Среда
Тема дня: «Мешок Деда Мороза»
1. Д / и «Угадай наощупь» Учить определять наощупь знакомые предметы, их качества и назначение.
2. Беседа на тему «Мешок Деда Мороза». Развивать активную речь детей. Совершенствовать умение слушать своих товарищей, уважительно относиться к их ответам.
3. Д / и «Добрые слова» Воспитывать желание использовать в речи добрые и вежливые слова.
4. С / р игра «Магазин игрушек». Продолжать учить воспроизводить в игре трудовые действия взрослых.
Четверг
Тема дня «Русские народные сказки»
1. Д / и «Ты кто?». Активизировать в речи глаголы и прилагательные. Закрепить знание героев русских народных сказок, их отличительные признаки.
2. Д / и «Составь сказку». Учить составлять на фланелеграфе сказку из серии картинок. Развивать детское творчество.
3. Конструирование «Теремок». Дать детям представление о строительстве сказочных домов. Развивать конструктивные умения и навыки.
4. Малоподвижная игра «Звериная зарядка» Снятие эмоционального напряжения.
5. Народная игра «У медведя во бору» Развивать физические качества через народные игры.
Пятница
Тема дня: Русская матрешка.
1. Д / и «Матрешки» Учить сравнивать предметы по величине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.
2. Беседа на тему «Русская матрешка». Познакомить детей с историей создания русской матрешки. Прививать любовь к русской культуре.
3. Рисование на тему «Украсим сарафан для матрешки». Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству.
4. Разучивание танца «Мы веселые матрешки». Развивать пластику движений. Использовать для танца народные костюмы.
5. Чтение потешек, песенок.
2 неделя проекта
Понедельник
Тема дня: «Русь мастеровая»
1. Беседа на тему «Город мастеров» Познакомить детей с ремесленными профессиями в древнем городе. Воспитывать интерес к народному творчеству.
2. Рассматривание иллюстраций с изображением древних профессий. Продолжать знакомить с традициями русского народа. Воспитывать интерес к истории.
3. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Воспитывать интерес к русским народным сказкам, беседовать по содержанию сказки.
4. Малопожвижная игра «Котик к печке подошел». Развивать внимательность, сообразительность, память.
5. Лепка из соленого теста «Подкова». Развивать детское творчество.
Вторник
Тема дня: Русский народный костюм.
1. Беседа на тему «Что носили наши предки». Познакомить детей с русским народным костюмом. Прививать уважение к русской народной культуре.
2. Д / и «Разноцветный сарафан» Показать изменение цветов, переход от одного цвета к другому.
3. Рисование на тему: «Роспись кокошника». Познакомить детей с традиционным русским костюмом и украшениями одежды. Воспитывать желание творить самим.
4. Заучивание потешки «Посылали молодицу». Учить запоминать небольшие по объему стихотворения. Развивать память детей.
5. Чтение песенок, потешек, закличек.
Среда
Тема дня: «Родная природа»
1. Чтение рассказов В. Бианки. Воспитывать любовь к родной природе на основе произведений автора.
2. Рассматривание иллюстраций о родной природе. Воспитывать любовь к родному краю, природе.
3. Чтение стихов русских авторов.
4. Вечер загадок про зимний период. Закрепить знания детей о приметах зимы, зимних забавах. Учить понимать смысл загадок.
Четверг
Тема дня: «Филимоновская игрушка».
1. «Любимая филимоновская игрушка». Развивать умение монологической речи, составлять описательные рассказы. Воспитывать интерес к народным игрушкам.
2. Д / и «Что без чего» Расширение словаря, уточнение представления об особенностях внешнего вида.
3. Народная игра «Гуси – лебеди». Воспитывать интерес к народным играм, любовь к народным традициям.
4. Аппликация на тему «Филимоновская лошадка». Учить определять характерные особенности филимоновской игрушки, отображать их в поделках.
Пятница
Тема дня: «Деревянная ложка».
1. Беседа на тему «Русские народные инструменты». Обогащать словарный запас новыми словами. Воспитывать интерес к русской народной культуре.
2. Хороводная игра «Веселятся все игрушки». Прививать любовь к русской культуре, развивать творческие способности детей.
3. Прослушивание русской народной песни «Ах вы сени» с использованием игры на ложках. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа.
4. Познавательно – творческий вечер «Об обычаях и традициях русского народа». Формировать представление о самобытных традициях.
3 неделя проекта
Понедельник
Тема дня «Зимние заклички»
1. Рассматривание иллюстраций о зиме с использованием зимних закличек. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством, воспитывать любовь к русским традициям.
2. Русская народная игра «Ловишки в кругу». Учить соблюдать правила игры. Воспитывать интерес к русским народным играм.
3. Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Воспитывать интерес к народному творчеству.
4. Малоподвижная игра «Ты медведя не буди». Снятие общего утомления, укрепление мышечной системы организма.
Вторник
Тема дня: «Колыбельные песни»
1. Разучивание колыбельных песен. Учить исполнять небольшие по объему песенки. Воспитывать уважение к культуре народа.
2. Д / и «Собери картинку». Учить составлять целое из частей. Собирать изображения героев колыбельных песен (кота, волка, козы и др.).
3. Слушание колыбельных песен в записи. Продолжать знакомить с народным творчеством.
4. С / р игра «Уложим куклу спать». Развивать самостоятельность и творчество детей в игре. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Среда
Тема дня: «Рукотворное чудо»
1. Д / и «Сложи узор по образцу». Учить составлять узор из геометрических фигур с использованием схем.
2. Беседа на тему «Золотые руки мам и бабушек». Познакомить детей с такими видами рукоделия как вышивка, вязание крючком и спицами. Рассматривание вещей, связанных мамами и бабушками. Воспитывать любовь к своим близким.
3. Рисование на тему «Украсим полотенце». Познакомить детей с народными орнаментами. Учить воспроизводить орнамент по образцу.
4. Народная игра «Курочки». Развивать физические качества через народную игру.
5. Чтение потешек, песенок.
Четверг
Тема дня: «Дымковская игрушка».
1. Рассматривание дымковской игрушки. Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами.
2. Д / и «Парные картинки». Учить находить одинаковые предметы и правильно называть знакомые народные промыслы. Воспитывать интерес к русским народным промыслами.
3. Лепка дымковского коня. Приобщать детей к народным промыслам. Учить выделять простейшие элементы росписи.
4. Чтение потешек. Использовать фольклор как источник познавательного и нравственного развития детей.
Пятница
Тема дня: «Русские народные игры»
1. Игра малой подвижности «Камешек». Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Воспитывать интерес к народному творчеству.
2. Хоровод «Во поле березка стояла». Подобрать атрибуты для хоровода. Обогащать представление о традициях русского народа.
3. Спортивное развлечение «Русские народные игрища». Развивать двигательную активность. Прививать любовь к русской культуре.
3 этап – заключительный
1. Подведение итогов проекта.
2. Выставка детских работ по проекту.
3. Презентация проекта с фото.
4. Выставка работ родителей.
Используемая литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Издательство «Мозаика – синтез» 2015г.
2. Н. Г. Пантелеева «Народные праздники в детском саду». Издательство Мозаика – синтез Москва 2014г.
3. М. Ф. Литвинова «Русские народные игры». Москва «Просвещение» 1986г.
4. М. М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения». Издательство «Мозаика – синтез» 2014г.
5. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Издательство «Просвещение» 1988г.
6. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». Издательство «Просвещение» 1988г.
7. «Хрестоматия для средней группы» Издательство «Самовар» 2015г.