Елена Борисовна Пантелеева
Проект диагностического обследования ребенка среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Серёжа решил построить «Метро». Поставил 4 бруска решил соединить их арками, но расстояние между брусками больше, а
арочки малы. Сдвинув бруски и поставив на них арки, он увидел,
что расстояние очень узкое. Воспитательница, заметив
замешательство Серёжи, уже готового разрушить постройку, говорит:
«У тебя будет хорошая станция метро, только надо на колонны положить эти планки «Обратила внимание на имеющиеся в ящике
длинные пластины.
Объект:
- конструктивные умения детей дошкольного возраста
Цель:
-исследовать сформированность конструктивных умений ребенка среднего дошкольного возраста.
Публикация «Проект диагностического обследования ребенка среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Задачи:
-определить критерии и показатели сформировании конструктивных умений и дать характеристику уровней;
-определить диагностический метод для обследования у ребенка конструктивных умений;
-организовать обследования ребенка
-дать качественный анализ результатов обследования и сделать
выводы.
Характеристика основных понятий.
Умения- действие, выполненное учащимися на основе приобретенных знаний; совокупность знаний и гибких навыков, обеспечивающих возможность выполнения определенной деятельности
Конструирование- создание новых дидактических материалов, новых
форм и методов педагогических процессов.
Характеристика критериев и показателей.
1. Критерий «Содержание знаний». Показатели : владение
ребенком называний строительных деталей; определение пространственного расположения.
2. Критерий «Гибкость действий».Показатели: возможность
выявить насколько хорошо ребенок выполняет действия с разным материалом.
3. Критерий «Количество действий». Показатели: возможность выявить, сколько ребенок знает конструктивных умений.
4. Критерий «Объем умений». Показатели : возможность
выявить количество полных действий ребенка.
Схема критериев и показателей обследования конструктивных
умений.
На основе критериев и показателей были определены уровни сформированности у ребенка среднего дошкольного возраста.
Уровни развития конструктивных умений
Уровни развития конструктивных умений Характеристика уровней
Содержание знаний Гибкость действий Кол-во действий Объем умений
Высокий Ребёнок знает и называет (куб, пластину, кирпич, брусок) выявляет основные части постройки, последовательность
Сооружает из крупного и мелкого строительного материала
без помощи взрослого из разного строительного материала
Умеет анализировать образец постройки : устанавливает пространственное расположение разных частей. Хорошо владеет
таким действие, как накладывание одной фигуры на другую Умеет самостоятельно измерять постройки, соблюдать заданные
воспитателем принципы конструкции
Средний
Ребёнок знает и называет (куб, пластину, не очень
хорошо выявляет основные части постройки, последовательность
выполнения только при помощи взрослого Сооружает всегда из
мелкого строительного материала, плохо строит самостоятельно из разного строительного материала Плохо умеет анализировать образец постройки плохо устанавливает пространственное расположение разных частей. Накладывает одну часть на другую только при напоминание воспитателя Не умеет самостоятельно измерять размер постройки
Низкий Ребёнок узнает, но е называет (пластина, куб) строительные детали, только при помощи воспитателя выявляет основные части постройки, последовательность Сооружает из крупного
строительного материала, но только с помощью воспитателя. Не
умеет строить из разного строительного материала Не анализирует образец постройки, делает это только при помощи воспитателя с
трудом устанавливаетпространственное расположение разных частей делает это только с помощью воспитателя. Не владеет таким конструктом умнием как накладывание одной детали на другую с трудом измеряет размер постройки даже при помощи воспитателя
Методика обследования
Цель: исследовать конструктивные умения ребенка среднего
дошкольного возраста.
Материал: конкретный образец постройки (масштаб деталей образца и детских построек 1:1); строительные детали: 2бруска, 4треугольные призмы, 1конус и 1маленькая фигурка (полу куб).
Ход исследования: воспитатель, усадив ребенка за стол обращает ее внимание на коробки со строительным материалом, которые привезли
для нее знакомые персонажи. Эти персонажи предлагают ребенку
поиграть в «Угадайку», они будут называть ребенку, а ребенок- находить их в своих коробках и показывать им. Если дети ошибутся,
то отгадку, покажет воспитатель, а ребенок исправит свою ошибку и покажет точно такую же фигуру. Затем воспитатель предложит
ребенку и игровым персонажам посмотреть, что он построил из таких деталей.
Протокол обследования
Ход обследования: Оксана садиться за стол.
Э. : Оксана, посмотри на коробки со строительным материалом. Их для тебя привез Чебурашка. Давай поиграем в игру «Угадайку». Чебурашка будет называть тебе детали, а ты должна будешь находить их в своей коробке. А если ты ошибёшься, то Чебурашка покажет тебе эту деталь.
Э. : Оксана, Чебурашка, посмотрите на мою постройку. На какое здание она похожа? Посмотрите внимательно и ответьте на мои вопросы. Как построена башня? Из каких деталей? Как построены стены с зубцами?
Критерии
Дети 1критерий 2критерий 3критерий уровни
Оксана, 5лет Содержание знаний Гибкость действий Объем умений
Называет строительные детали куб, брусок, призма и конус
Определяет пространственное положение с помощью взрослого Хорошо выполняет действия с крупными строительными
Материалами затрудняется с мелкими строительными материалами. Не умеет самостоятельно измерять размер постройки средней
Вывод: Оксана называет 4 детали, выявляет основные части постройки. Сооружает из крупного материала. Устанавливает пространственное расположение разных частей. Не умеет самостоятельно измерять постройки.
Последующая работа с ребёнком:
- задание на сооружение постройки из мелкого материала (настольные игры)
- вопросы по описанию хода работы, с целью повторения последующего строительства.
- после того как ребёнок соорудил постройку, давать ему задание нарисовать схему свой постройки («ты сегодня архитектор…»)
Последующая работа с родителями:
- приобрести домой мозаику
- следует чаще сооружать постройки с ребёнком из мелкого материала
- контролировать заданный принцип сооружения постройки из мелкого материала
-задавать ребёнку вопросы, после сооружения конструкции (что получилось? Как ты это сделал?.)
-давать задание нарисовать схему своей постройки.
Анкета для родителей
Цель: изучить отношение родителей к формированию конструктивной деятельности детей и возможно с их стороны помощи.
Уважаемые родители! Я прошу вас ответить на вопросы моей анкеты.
Для того что бы узнать ваше мнение о сформированности
конструктивных умений у ваших детей.
1. Ребенок:
а) фамилия, имя
___
б) сколько лет, месяцев
___
2. Мать:
а) фамилия, имя, отчество
___
б) год рождения
___
в) образование, специальность, место работы
___
г) увлечения и хобби
___
3. Вы знаете что такое конструктивные умения?
А) да
Б) нет
4. Вы бы хотели что бы у вашего ребёнка развивали конструктивные умения?
А) да
Б) нет
5. Вы дома занимаетесь с ребёнком конструированием? (играми в конструктор)
А) да
Б) нет
6. Вы считаете конструктивные умения помогут вашему ребёнку?
А) да
Б) нет
7. Что развивают конструктивные умения?
А)___
Б) не знаю
8. Вы хотели бы оказать мне помощь по работе с вашими детьми на формирование конструктивных умений?
А) да
Б) нет