Дракунова Елена Ивановна
Проект «Детский сад для всех»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
В целях обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся в ДОУ и в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»,№ 273-ФЗ ст. 79 организации, осуществляющие образовательную деятельность, обучают и детей с ограниченными возможностями здоровья. При обучении детей с ОВЗ учитываются разнообразие особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Содержание этой работы определяется ФГОС ДО созданием специальных условий обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ. Сталкиваясь на практике с присутствием в группе такого ребёнка, стало понятно, что главная проблема его в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и с взрослыми.
Публикация «Проект „Детский сад для всех“» размещена в разделах
Перед педагогами группы возникла задача помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья освоить социальный опыт, через создание благоприятной социально - педагогической развивающей среды, включающей: организованное предметно- игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, для развития всех видов деятельности. Ребенку с особенностями развития необходима целенаправленная помощь в построении эффективных отношений. Данная проблема привела к созданию проекта, направленного на социализацию ребёнка с ОВЗ в группе.
Содержание проектной работы с детьми с ОВЗ в нашем дошкольном учреждении выстроено в соответствии с ФГОС ДО и «Образовательной программой МДОУ ТДС «Родничок» на 2016- 2021г. г.», направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их социальную адаптацию.
Цель проекта : создание условий для социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через построение социально - педагогической развивающей среды.
Задачи проекта :
• Обеспечение возможности освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы дошкольного образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.
• Повышение уровня компетенции и квалификации педагогов.
• Вовлечение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс.
• Повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
• Привитие толерантного отношения участников проекта и детей группы к ребёнку с ОВЗ.
Ожидаемый результат:
1. Создание системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы МДОУ ТДС «Родничок» и их социальной адаптации.
2. Создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
3. Воспитание толерантного отношения участников проекта. Готовность к совместному сотрудничеству.
Участники проекта : ребёнок ОВЗ, родители ребёнка с ОВЗ, родители детей группы, дети группы, педагоги (педагог - психолог, учитель - логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели) медицинская сестра, социум.
Срок реализации проекта : 2019 г. - 2020г.
Реализация проекта по этапам :
Этапы Деятельность по проекту Срок исполнения
I этап Подготовительный 1. Выявление потребностей социума в образовательных услугах ДОУ в форме инклюзивного образования.
2. Повышение квалификации педагогических работников и исследование их готовности работать с детьми ОВЗ.
3. Определение участников инновационной деятельности.
4. Изучение медицинской карты ребёнка, заключения ПМПК и разработка индивидуального образовательного маршрута.
5. Размещение информации на сайте ДОУ. Сентябрь - октябрь
II этап
Основной 1. Разработка модели интегрированного обучения детей с ОВЗ.
2. Разработка алгоритма успешной социализации ребёнка с ОВЗ.
3. Создание адаптированной среды, соответствующей запросам ребёнка с ОВЗ в рамках инклюзивного образовательного пространства.
4. Проведение мероприятий с детьми ОВЗ специалистами ДОУ и другими социальными партнерами.
5. Информационно - просветительская деятельность.
Октябрь - декабрь
Ежемесячно
Сентябрь - май
III этап
Заключительный 1. Анализ, обобщение, тиражирование положительного опыта и результатов деятельности участников проекта.
2. Размещение информации на сайте ДОУ.
3. Проведение совместных праздников, экскурсий, досугов с детьми с ОВЗ и воспитанниками и родителями группы. Апрель - май
Сентябрь - май
Ежемесячно
Результативность реализации проекта : в процессе реализации проекта созданы определённые условия.
1. Психолого - педагогическое обеспечение.
Обеспечение психолого - педагогических условий:
- учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
- соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
- использование современных педагогических технологий для оптимизации образовательного процесса согласно требованиям ФГОС ДО.
Обеспечение здоровье сберегающих условий:
- оздоровительный режим;
-укрепление физического и психического здоровья;
- профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся;
- соблюдение санитарно - гигиенических правил и норм;
- обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в досуговых мероприятиях.
2. Программно - методическое обеспечение.
Использование в процессе деятельности:
- развивающих программ, адаптированных программ;
- диагностического инструментария.
3. Кадровое обеспечение: осуществление проектной работы с детьми специалистами: воспитатели, педагог – психолог, учитель - логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
4. Материально- техническое обеспечение: кабинеты учителя- логопеда, педагога- психолога, музыкальный и спортивный зал, медицинский кабинет.
5. Информационное обеспечение: состоит в размещении необходимых информационно - просветительских материалов всеми специалистами на информационных стендах, сайте детского сада и других информационных носителях.
Основные риски проекта и пути их минимизации.
Предполагаемый риск Мероприятия по минимизации
Недостаточная компетентность педагогических работников МДОУ ТДС «Родничок» в работе с детьми с ОВЗ Переподготовка педагогов, консультации специалистов, самообразование.
Включение в годовой план нового раздела Внесение изменений в локальные акты учреждения
Возникновение внутренних и внешних конфликтов родителей обычных детей и родителей с ребёнком с ОВЗ По согласованию с представителями Совета ДОУ проведение цикла просветительских мероприятий для воспитанников и общественности по воспитанию толерантного отношения к детям с ОВЗ
Несоответствие материально- технической базы учреждения Приобретение игрового, дидактического и специального оборудования для работы с детьми с ОВЗ
Отсутствие специалистов и квалифицированных тьютеров для сопровождения детей с ОВЗ Привлечение специалистов и квалифицированных тьютеров, создание адаптированных программ для детей с ОВЗ
Недостаточное финансирование расходов по проекту Привлечение бюджетных и внебюджетных средств
Ресурсное обеспечение проекта :
Направление расходов Срок исполнения
Переподготовка педагогов МДОУ ТДС «Родничок» 2019-2020 г.
Введение штатных единиц: педагог- психолог, учитель- логопед, инструктор по физической культуре 2019-2020 г
Приобретение игр и пособий для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС 2019-2020 г
Оборудование для мультисенсорной комнаты, бассейна и приобретение тренажеров. 2019-2020 г
Итоги проекта : правильно организованная среда в ДОУ способствует накоплению у ребёнка с ОВЗ положительного опыта коммуникативного взаимодействия, повышает его социальную значимость. Большую роль в этом играет обеспечение условий сопровождения детей с ОВЗ для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития. У детей группы и участников проекта формируются навыки общения с ребёнком с ОВЗ, создаются предпосылки для воспитания толерантного отношения к ребёнку с особенностями развития.
Список используемой литературы:
1. Сборник научно- методических материалов под ред. А. Ю. Белагурова, О. Е. Булановой, Н. В. Поликашевой «Социализация детей с ОВЗ на современном этапе» М. : Издательство «Спутник»,2014 г.
2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребёнком. -СПб, 2002.
3. Ковалёва Е. М. Дети – инвалиды в современном обществе. -М. : Лист- Нью. -2005.
4. Солодянкина О. В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями в семье. - М. :АРТИ. 2007
5. Закрепина А. В. Разработка индивидуальной программы коррекционно - развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. -№2
6. Разенкова Ю. А. Содержание индивидуальных программ развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребё нка: Методические рекомендации (электронный ресурс)