Шевелева Людмила
Проект «Детский мини-огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта :
1. По методу – познавательно – исследовательский;
2. По содержанию – ребенок и природа;
3. По характеру контактов – открытый, в ДОУ и за его пределами;
4. По количеству участников – групповой, дети с 5-6лет, их родители, воспитатели;
5. По продолжительности – долгосрочный, 3 месяца с мая- по август.
Актуальность темы проекта :
Темочки:
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Влияние окружающего мира на развитие ребенка очень огромно. Знакомство с бесконечными постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на вопросы.
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Огород на участке способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Наблюдая за растениями, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная наша задача состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на вопросы.
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, была поставлена цель создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
• Оформить зону трудовой деятельности для работы на мини- огороде :
• Закупить детскийтрудовой инвентарь : лопатки, грабли, лейки, ведра, метелки, тачку, перчатки;
• Обеспечить правильное безопасное хранение;
• Обозначить ячейки для хранения трудового инвентаря, используя систему 5S.
• Использовать малые формы архитектуры: плосткосные фигуры с изображением персонажей басни Крылова «Стрекоза и муравей», доктор Айболит;
• Использовать элементы «Бережливого управления» (навигационный столб с указателями «Огород», «Фруктовый сад», «Лекарственные растения», таблички с обозначением овощей, лекарственных трав, фруктового сада);
• Разработать инструкции с алгоритмом выполнения трудового поручения;
Ознакомление с ростом и развитием растений мы осуществляем в летний период с мая по сентябрь, выращиваем на территории детского сада различные культуры из семян: огурца, моркови, гороха, гречки, сои, пшеницы, ржи, выращивание рассады: арбуза, помидора, перца, выращивание лука.
Таким образом, деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы, памяти, воображения, внимания. Кроме того, ребенок приучает к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину. Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы.
Ценность экспериментирования и наблюдения для развития познавательной сферы ребенка давно доказана! Все это стало основой разработки проекта по построению образовательной деятельности в процессе создания «Детский мини-огород».
Цель проекта :
Формирование у детей элементарных знаний о выращивании огородных культур, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность.
Задачи:
Закреплять представление об общих признаках растений стебель, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы.
1. (корень, стебель, листья, цветы, семена) и о потребностях растения во влаге, тепле, свете для их роста.
2. Способствовать развитию эстетического восприятия природы.
3. Формировать познавательный интерес в процессе изучения особенностей роста растений на учебно-опытном участке. Расширить знания детей о культурных растениях.
4. Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (помидор, огурцов, моркови, арбузов, лука, перца, гороха, сои, пшеницы, гречихи).
5. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в открытом грунте.
6. Развивать чувство ответственности за полив, взрыхление, прополка сорняков.
7. Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам
Возможные риски проекта : гибель высаженной рассады вследствие частых дождей.
Прогнозируемый результат:
• Расширение знаний и представлений у детей о процессе посадки и выращивания растений;
• Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества;
• Формирование у детей уважительного отношения к труду;
• Получить урожай томатов, огурцов, арбузов, моркови, помидор, перца, лука, гороха, гречки, сои, ржи, пшеницы. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
беседы, наблюдения, практическая деятельность, чтение художественной литературы, игры, экспериментирование, применение ИКТ технологий.
Вся работа над проектом состоит из трех этапов:
1-этап: Организационно – проектировочный :
а) Разработка консультаций для родителей «Летние витаминки», «Трудовые навыки дошколят», «Домашний мини-огород».
б) Подбор методической литературы, наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, подбор семян. определение идей мини- огорода на участке, изучение температурного и светового режима, особенности ухода и агротехники выращивания.
в) Оформление зоны трудовой деятельности для работы на мини- огороде : закупка детского трудового инвентаря : лопаток, грабель, леек, ведер, метелок, тачки, перчаток; обеспечение правильного безопасного хранения.
г) Организация грядок в огороде (с 17 мая - по 21 мая 2021г.) .
2-этап: Основной – реализация проекта : высадка овощных культур, ухаживание за растениями, наблюдение, проведение с воспитанниками исследовательской деятельности, сбор фотоматериалов (с 25 мая по 10 августа 2021г.) :
3-этап: заключительный - анализ результативности проекта : а) Оформление фотовыставки «Наш урожай». Вызвать положительные эмоции, чувство радости от проделанной работы и результата.
б) Выявить достигнута ли поставленная цель. Обобщение результатов по реализации проекта «Детский мини- огород» (8-10 неделя).
Основная работа
С 17 мая воспитатели средней, старшей группы с детьми начали работу над проектом мини- огород на участке детского сада. Разработали консультации для родителей, подобрали методическую литературу, наглядно – дидактические пособие, определили идеи мини- огорода на участке. Оценили температурный и световой режим, познакомились с особенностями ухода и выращивания растений, выбрали семена моркови, сои, пшеницы, гречки. Оформили зону безопасной трудовой деятельности для работы на мини- огороде. Так же в помощи реализации проекта помогли родители с рассадой овощных культур таких как томат, огурец, перец.
19 мая -21 мая перекопали выделенную территорию для мини- огорода принесли чернозем,
26 мая- посадили сою, горох, пшеницу, гречку.
27мая-посадили семена моркови.
28 мая– высадили лук.
2 июня - высадили в открытый грунт рассаду помидора, перца, арбузов.
3 июня- выставили таблички с рисунками овощных культур для обозначения, где посадили. Организовывали ежедневный полив. 4 июня- появились всходы: гороха, пшеницы, сои. 8 июня- появились всходы гречихи.
9 июня- появились «перышки» лука.
10 июня – стали прореживать морковь. На нашем мини огороде появились сорняки, дети с воспитателем организовали прополку. 16 июня - зацвел горох.
15 июня – посадили семена огурцов между рядами лука. 21 июня- появились маленькие стручки гороха.
22 июня- на мини огороде появились сорняки дети с воспитателем организовали вторичную прополку, ежедневный полив. 25 июня- зацвела гречка
28 июня- пшеница выбросила колос, пожелтела.
В июне месяце были дожди, дети не поливали огород, так как было сыро.
1 июля- зацвели арбузы.
2 июля- зацвел перец.
5 июля - появились цветы на томате.
7 июля- появились маленькие арбузы.
12 июля- уборка гороха.
13 июля- появились маленькие перчинки.
14 июля – появились и первые помидоры.
Дети каждый день наблюдали, как растет наш мини- огород.
20 июля уборка лука.
23 июля - сорвали перец.
28 июля – созрел первый наш урожай томата.
29 июля- дети перекопали грядку после уборки урожая гороха.
Дети продолжали наблюдение за огородными растениями, прополкой и поливом.
За все время проекта собирали фотоматериалы для фотовыставки.
С 27июля начали оформлять отчет по проекту.
В ходе реализации проекта были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с культурными огородными растениями.
2. У детей сформировался интерес к опытно- исследовательской деятельности по выращиванию культурных огородных растений в открытом грунте.
3. В результате практической деятельности и опытно - исследовательской деятельности дети получили представление о необходимых условиях для роста растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. На прогулочном участке создан мини огород.
7. Дети научились беречь трудовой инвентарь и соблюдать правила его. безопасного хранения.
8. Дети стали более уважительно относиться к труду.
Таким образом, данный проект, способствовал тому, что уровень интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Повысилась экологическая компетентность детей: дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста. У детей появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появился интерес и стремление к взаимодействию с ними.
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно - исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.
Используемая литература:
1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»
2. Иванова А. И. «Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
3. Масленникова Е. А, Сучкова И. М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
4. Мереньянова О. Р. «Формирование у детей основ экологической культуры»
5. Николаева С. Н. «Юный эколог»
6. Рыжова Н. А. «Экологическое развитие детей в детском саду»
7. Сигимова М. Н. «Воспитание экологической культуры ребенка»