Билоус Светлана Николаевна
Проект «Цветы садовые и луговые»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно – исследовательский, творческий, коллективный, краткосрочный (2 недели). Вид проекта : Познавательно – речевой
Актуальность: Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.
Публикация «Проект „Цветы садовые и луговые“» размещена в разделах
- Полевые и луговые цветы
- Полевые цветы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Садовые цветы
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Цель: Развитие экологического и эстетического воспитания детей.
Задачи проекта :
1. Способствовать накоплению у детей представлений о разнообразии садовых и луговых цветов.
2. Развивать познавательную активность детей в изучении разнообразии цветов и формировать основы экологической культуры.
3. Пополнение и активизация словарного запаса по теме «Садовые и луговые цветы».
4. Развивать навыки монологической и диалогической речи детей.
5. Активизировать совместную познавательную, творческую деятельность детей и родителей.
Организация деятельности участников проекта
1 этап. Подготовительный.
Сотрудники детского сада:
• изучение педагогами методической научно-популярной литературы, просмотр научно-популярных фильмов о цветах;
• разработка плана работы по ознакомлению детей старшей группы с садовыми и луговыми цветами;
• создание тематической презентации;
• изготовление настольно-печатной игры «Собери цветок».
Родители воспитанников:
• подбор информации (иллюстраций, книг, фотографий и т. д.) по теме проекта;
2 этап. Выполнение проекта.
Реализация содержания плана работы по ознакомлению детей старшей группы с садовыми и луговыми цветами :
• пальчиковые игры: «Цветок», «Наши алые цветы», «Мак», «Растения»;
• дыхательное упражнение: «Подуй на одуванчик»;
• дидактическая игра «Узнай по описанию», «Собери цветок», «Какого цветка не стало?», «Найди такой же», «Назови лишний цветок»;
• словесные игры: «Я садовником родился», «Опиши цветок», «Загадай, мы отгадаем», «Четвертый лишний»;
• загадывание загадок о цветах;
• составление модели условной жизни луговых растений с помощью знаков-символов (свет, вода, тепло, почва);
• индивидуальная работа по составлению предложений о садовых цветах;
• самостоятельное художественное творчество (рисование по трафарету, лепка из соленого теста и пластилина, оригами из фантиков);
• ситуативный разговор: «Могут ли цветы лечить?», «О пользе и красоте цветов»;
• пластический Этюд «Цветок»;
• физминутка «Одуванчик»;
• подвижные игры: «Займи цветочек», эстафета «Посади клумбу»;
• непосредственно образовательная деятельность: «Луг» (познание, художественное творчество); «Лето – луговые цветы» (познание, художественное творчество); «Ядовитые растения луга»(безопасность, социализация, труд);
• чтение художественной литературы: Катаев «Цветик – семицветик», Михаила Пришвина «Золотой луг», В. Глущенко «Я пойду выкопаю грядку», украинская народная песня «Веснянка», Н. Калинина «Летом», В. Берестов «Веселое лето», П. Смирнова «Солнышко», З. Александрова «Одуванчик», Е. Серова «Лужайка», М. Познанская «Одуванчик», «Ромашка, А. Толстой «Колокольчики мои», русская народная песня «Ах вы цветики, цветочки», О. Бедарев «На лугу»;
• наблюдение за одуванчиком, мать-и-мачехой, подорожником тысячелистником;
• прослушивание аудиозаписи: П. И. Чайковский «Вальс цветов», В. Моцарт «Цветы», Ю. Антонов «Не рвите цветы».
3 этап. Заключительный.
Вечер загадок «Вопросы Лесной феи».
Выставка творческих работ «Летний букет».
Ожидаемый результат:
1. Дети знают и называют садовые и луговые цветы (мак, колокольчик, клевер, незабудка, лютик, василек, владеют обобщающим понятием «полевые цветы»; знают о пользе или вреде, которую они приносят людям.
2. Дети имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида растений (стебель, листья, цветок, лепестки, семена).
3. Дети составляют краткий описательный рассказ о цветах.
4. В результате помощи родителей дети участвуют: в групповой выставке творческих детских работ «Летний букет» в группе.
Обеспечение проекта : Организационные:
Деятельность педагогов и детей регулируется в соответствии с разработанным планом деятельности и содержанием учебно-воспитательной работы в Учреждении.
Информационные:
• научно-методическая, научно-популярная, художественная литература;
• научно-популярные фильмы;
• средства массовой информации;
• Интернет.
• Мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Участники проекта :
• воспитатель;
• дети старшей группы от 5 до 6 лет;
• родители.
• Гипотеза
• Людям больше нравятся садовые цветы
• Цветы - это жизнь, красота.
• Быть может, вся природа - мозаика цветов?
• Быть может, вся природа - желанье красоты? (Константин Бальмонт).
• Цветок! - Это красивый, созданной живой природой растений в ходе эволюции, объект, имеющий свои особые естественные природные функции, которые связаны с новой мощной силой обновления природы!
• Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный.
• Определение уровня знаний детей по теме проекта.
• Подбор и изучение литературы по теме проекта.
• Разработка содержания образовательной деятельности разных видов.
• Подбор опытов и экспериментов.
• Создание мультимедийных презентаций по теме проекта.
• Создание развивающей среды: дидактические игры, пособия, демонстрационный материал.
Основной.
• Цикл познавательных занятий.
• Просмотр мультимедийных презентаций «Путешествие в царство комнатных растений», «Весенние первоцветы», «Красная книга природы».
• Отражение результатов познавательной деятельности через художественно – творческую деятельность детей.
• Заключительный.
• Анализ и обобщение результатов познавательно – исследовательской деятельности детей.
• Выставка детского творчества «Цветочный калейдоскоп».
• Участие родителей в выставке «Цветочные фантазии».
• Оформление альбомов «Лекарственные растения», «Комнатные растения», «Луговые растения», «Садовые цветы».
• Составление сборников: «Стихи о цветах для детей», «Загадки о цветах».
• Презентация проекта.
Реализация проекта
Физическое развитие:
• Здоровье;
• Физическая культура.
Познавательное развитие:
• Ознакомление с природой:
- «Что меняется весной»;
- «Первоцветы»;
- «Зелёная служба» Айболита – весенний уход за комнатными растениями.
• Исследовательская деятельность:
- «Как пьет растение?»;
- «Где лучше расти?»;
- «Цветы не поливаешь, что произойдет?»;
- «Как продлить жизнь срезанным цветам?».
• Конструирование:
- Оригами «Тюльпан».
Речевое развитие:
• Коммуникация:
- Беседы – «Мой любимый цветок», «Какие комнатные растения живут у вас дома?», «Какие цветы растут на даче?», «Если бы я был садовым (лекарственным, луговым, комнатным) цветком», «Что мне больше всего запомнилось и понравилось».
- Наблюдения – за ветками в вазе, комнатными растениями в группе
• Развитие речи:
- «Подарок любимому человеку к 8 Марта».
- «Что мы знаем о цветах?».
- Заучивание П. Соловьева «Подснежник».
• Чтение художественной литературы;
- Сказки, стихи – «Дюймовочка», «Как поссорились растения», С. Караулис «Фея с волшебной поляны»; М. Пришвин «Золотой луг»; «Цветик – колокольчик» (по методике «Расскажи стихи руками»); А. Толстой «Колокольчики», У. Благинина «Ромашка», Е. Трутнева «Цветы» и др.
- Словотворчество (стихи, загадки, заклички).
- Составление описательных рассказов.
Художественно – эстетическое развитие:
• Рисование:
- «Мимоза» (ватные палочки).
- «Мой любимый цветок» (по выбору детей).
• Лепка:
- «Подснежники для мамы».
- «Волшебные цветы».
- «Тюльпан».
• Аппликация:
- «Каллы». (Трубочки для коктейля, ватные диски, ватные палочки.)
- «Астра из ниток». (Нитки для вязания.)
- «Гиацинт». (Цветная бумага.)
• Музыка:
- «Вальс цветов» П. И. Чайковский.
- «Цветы» В. Моцарт.
- «Вальс цветов» Шопен.
Социально – коммуникативное развитие:
• Игровая деятельность:
- Дидактические игры – «Найди растение»;
«Собери цветок»;
«Отгадай, что за цветок»;
«Какого цветка не стало»;
«Четвертый лишний»;
«Найди такой же»;
«Найди растение по названию»;
«Узнай по описанию»;
«Что изменилось?».
- Словесные игры – «Я садовником родился»;
«Опиши цветок»;
«Загадай, мы отгадаем».
- Подвижные игры – «Солнышко и дождик»;
«Цветы и ветер»;
«Растения».
- Хороводные игры – «Мы на луг ходили»;
«Галя по садочку гуляла».
- Пальчиковые игры – «Цветы»;
«Наши алые цветы».
- Настольные игры – мозаика «Выложи цветы»;
«Собери комнатное растение»;
«Собери букет»;
«Цветочное лото»;
Домино «Наш сад».
- Сюжетно – ролевые игры – «Магазин цветов».
• Труд:
- Полив и мытье комнатных растений.
- Посадка рассады цветов.
- Черенкование комнатных растений.
- Пересадка комнатных растений.
• Безопасность:
- Формирование основ экологической культуры.
- Знакомство с Красной книгой.
- Продолжение знакомства с правилами поведения на природе.
Работа с родителями Консультация для родителей «Нужны ли растения в доме».
Задание на дом (совместно с родителями).
Какие комнатные растения живут у вас дома?
Какие цветы вы выращиваете на клумбах?
Придумать загадку или сказку о цветах.
Участие в выставке работ «Цветы вокруг нас».
Оценка результатов
Проделанная работа достигла своей цели. У детей появился интерес к окружающему миру, к родной природе. Возникло и укрепилось желание проявлять заботу о «зелёных питомцах».
Конспект занятия «Лето. Цветы луговые».
Цель:
Расширить и активизировать словарь детей по теме: «Лето. Цветы.»
Учить подбирать прилагательные к существительным согласуя их в роде, числе, падеже.
Закрепить навык составлять простое распространенное предложение.
Развивать зрительное внимание, восприятие, тонкую моторику.
Учить составлять рассказы-описания о цветах по предложенному плану и образцу.
Оборудование. Три плоскостных изображения ваз разных цветов, предметные картинки с изображениями полевых и луговых цветов, картинки приметы лета, разноцветные лепестки, разрезные картинки полевых цветов, плоскостное изображение Феи цветов.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Организационный момент.
- Какое время года? (лето)
- Летние месяцы приготовили нам историю о лете. Они хотят научить нас рассказывать о лете, а чтобы было легко, они придума ли для нас картинки-подсказки.
- Смотри и рассказывай.
Наступило жаркое лето.
Летом солнце светит ярко.
На лугах и полях распускаются яркие цветы.
Летом после грозы появляется разноцветная радуга.
Над лугами порхают бабочки, стрекозы, а из чашечек цветов сладкий нектар пьют пчелы и шмели.
Летом можно купаться, загорать, удить рыбу, весело играть Катаются на велосипеде. Катаются на лодке. Играют в футбол. Качаются на качелях.
Звучит музыкальное произведение П. И Чайковского «Вальс цветов».
- Послушайте, какая чудесная музыка звучит.
- Эта замечательная музыка приглашает нас с вами в самую красивую, пеструю, наполненную чудесными ароматами, волшебную страну цветов. Хозяйку страны цветов зовут Фея.
- Посмотрите мы оказались на красивой цветочной поляне. Нас встречают цветы, кивают своими головками. Как они называются? (полевые цветы)
Они будто здороваются с нами.
- Фея собрала букет цветов из разных мест, но налетел сильный ветер и цветы уронили свои лепестки. (Звуки ветра) Давайте поможем собрать их и вернуть на свои места.
С каких цветов могут быть эти лепестки?
Д/и «С какого цветка лепесток?» (Синий - …василек, белый - …ландыш, ромашка; красный - …мак, ; фиолетовый - …фиалка, колокольчик, желтый - одуванчик,.).
- Цветы очень любят, когда их хвалят, говорят красивые, приятные слова.
Давайте скажем им эти слова.
Д/И «Какие цветы? (Красивые, нежные, трепетные, свежие, яркие, пестрые, ароматные, молодые, весенние, садовые, полевые, крупные, маленькие).
Игра «Составление предложения».
На доске – три картинки с изображением луговых цветов. Логопед задает детям вопрос: «Какой цветок ты возьмешь себе, какой отдашь другу, а что поставишь в вазу?» (Мак я возьму себе, василек я подарю другу, а колокольчик я поставлю в вазу).
Физминутка
Наши алые цветки
Распускают лепестки. (Плавно поднимаем руки вверх.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Качание руками влево – вправо.)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, (Присели, спрятались.)
Головой качают, (Движения головой влево – вправо.)
Тихо засыпают.
Игра «Сложи цветок».
- Вытащите из своего конверта картинку, посмотрите внимательно и назовите цветок. (Это ромашка.)
- А теперь вытащите разрезанную картинку и сложите её.
- Скажите, какой цветок вы сложили. (Я сложил василёк.)
Игра «Расставь цветы».
Составление рассказов - описаний о цветах.
Образец.
Это лютик. Он красивый, золотистый. У него желтые лепестки, резные листочки и тонкий стебелек.
- Ребята, как вы думаете, сорванный цветок - это хорошо или плохо? (Ответы детей) В чем вы видите хорошее? (Украшает дом. Наполняет его приятным ароматом. Дарит радость.) В чем — плохое? (Сорванные цветы, особенно полевые, быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красоты вокруг. Не будет цветов — пчелам неоткуда будет собирать нектар, а бабочкам – пыльцу. Семена цветов не попадут в землю и из них не вырастут новые цветы.) Чего же больше в том, что мы срываем цветы : хорошего или плохого? Какими цветами лучше любоваться?
Ребенок читает стихотворение:
Нам нужно над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать их и топтать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо свое им показать.