Надежда Гончарук
Проект «Что такое камни?»
▼ Скачать + Заказать документы
Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Срок реализации: декабрь 2013 год – февраль 2014 года.
Цель проекта :
Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями, учить классифицировать по разным признакам.
Познавательные задачи:
- Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания умения навыки.
- Расширять знания детей о камнях, какое значение имеют камни в природе?
Публикация «Проект „Что такое камни?“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Проекты для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
- Закрепить знания о разнообразии камней и их назначении.
Развивающие задачи:
- Развивать интерес.
- Развивать творческие способности: наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, память.
Воспитательные задачи:
- Развивать естественнонаучные представления
- Воспитывать интерес к природным явлениям
- Формировать интерес к поисковой деятельности.
Ожидаемый результат:
* Интерес и желание детей узнать больше о камнях и разновидности камней;
* Положительное отношение к поисковой деятельности;
* Возникновение вопросов у детей с целью узнать, что-то новое на занятиях и вне занятий;
* Выполнение детьми творческих заданий (рисование, лепка, аппликация);
* Познавательно-речевой (составление рассказов) и естественно-научных (опыты, наблюдения) видах деятельности;
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
МЕСЯЦ декабрь январь февраль
НОД
1. Рассказывание из личного опыта на тему: «Откуда берутся камни?»
2. «Учимся определять камни».
3. Экспериментирование: «Что будет, если положить камень в воду?».
4. Рисование:
«Дождь».
5 Лепка: «Разноцветные камни».
Беседы:
1. Какие бывают камни?».
2. Сказка И. Рыжовой «О чём шептались камешки?»
Работа с родителями:
1. Сбор разных камней.
2. Загадки о камнях, придумывание чистоговорок.
3. Наблюдения-экспериментирование:
-«Какие бывают камни?»
-«Каким камнем лучше рисовать на асфальте?».
Игры:
1. Игра-импровизация «Гора».
2. Д/и
- «Что исчезло?»
- «Найди свой камень».
Выставка:
«Камни вокруг нас» (морские и речные) НОД
1. Рассказывание из личного опыта на тему: «Какие я видел (ла) камни».
2. Экспериментирование: «Может ли камень издавать звуки?».
3. Рисование: «Разрисовываем камни - настроение камней».
4. Лепка: «Гора» (барельеф).
Беседы:
1. «Камни, какие они холодные или тёплые»;
2. «Лечебные свойства камней».
3. Сказка П. Бажова «Хозяйка медной горы».
4. Придумывание чистоговорок.
5. Выкладываем каменную гору.
6. Дорога из камней.
7. Наблюдения -экспериментирование:
- «Рассмотри камень через лупу» (кристаллы, трещины, узоры).
- «Определи камень на ощупь».
Игры:
1. Д/и
- «Что лишнее?».
- «Вспомни сказку».
- Игра с ящиком ощущений.
2. Сюжетно-ролевая игра:
«Строители».
Выставка:
«Разнообразие камней» (полезные ископаемые). НОД
1. Непосредственно образовательная область: «Камни. Какие они?».
2. Экспериментирование: «Пахнут ли камни?».
3. Рисование:
«Дом из камня».
4. Лепка: «Строим дом» (барельеф).
Беседы:
1. «Как человек использует камни?».
2. «Какие камни на нашем участке?»
Работа с родителями:
1. Сочиняем рассказы вместе с детьми:
– Я маленький (ая) морской (речной) камешек.
- Меня нашли на берегу моря (янтарь, морской камешек).
2. Загадывание загадок.
3. Выкладываем разные фигуры из камней.
4. Наблюдения-экспериментирование:
- «Твёрдый или мягкий?».
- «Какие камни, холодные или тёплые?».
Игры:
1. Д/и
- «Что исчезло?».
- Игра с ящиком ощущений.
2. Сюжетно-ролевая игра:»Хозяйка каменной горы».
Создание мини-музея: «Камни. Какие они?».
Мероприятия.
Познавательно-речевое развитие.
* НОД
- «Учимся определять камни»;
- рассказывание из личного опыта на темы: «Какие я видел камни», «Откуда берутся камни?»;
- «Камни. Какие они?»
* Беседы на темы:
- «Какие бывают камни?»
- «Камни, какие они холодные или теплые?»
- «Лечебные свойства камней».
- «Какие камни на нашем участке?».
- «Как человек использует камни?».
* Художественное слово:
- загадки о камнях;
- чистоговорки;
- сказка И. Рыжовой «О чем шептались камешки?»;
- сказка П. Бажова «Хозяйка медной горы».
* Сочиняем рассказы:
- я маленький морской (речной) камешек;
- меня нашли на берегу моря (янтарь, морской камешек).
Художественно-эстетическая деятельность.
* Изодеятельность:
- рисование камнями «Дождь», «Дом из камня», разрисовываем камни – настроение камней;
- лепка «Разноцветные камни», «Строим дом», «Гора» (барельеф);
- дорога из камней;
- выкладываем разные фигуры из камней;
- выкладываем каменную гору.
* Выставки:
- «Камни вокруг нас» (морские речные камни);
- «Разнообразие камней» (полезные ископаемые);
- декоративные камни : малахит, янтарь, агат, и т. д. (работа с родителями);
- природные камни : каменный уголь, пемза, кремень, известняк, и т. д.
Исследовательская деятельность.
* Экспериментирование:
- «Какие бывают камни?»;
- «Рассмотри камень через лупу» (кристаллы, трещины, узоры);
- «Определи камень на ощупь»;
- «Твердый или мягкий?»;
- «Может ли камень издавать звуки?»;
- «Каким камнем лучше рисовать на асфальте?»;
- «Что будет, если положить камень в воду?»;
- «Какие камни, холодные или теплые?»;
- «Пахнут камни или нет?».
Игровая деятельность.
* Дидактические игры:
- «Вспомни сказку»;
- «Камень, ножницы, бумага»;
- «Что исчезло?»;
- «Найди свой камень»;
- «Что лишнее?»;
- игра с ящиком ощущений.
* Игра-импровизация:
- «Гора».
* Сюжетно-ролевые игры:
- «Строители»;
- «Хозяйка Каменной горы».
Работа с родителями.
- Сбор разных камней;
- «Камни вокруг нас» морские и речные камни (выставка);
- сочиняем рассказы вместе с детьми.
* Создание мини-музея в группе «Камни. Какие они?»
ИТОГИ ПРОЕКТА :
1. В результате работы над проектом, дети показали хорошие знания, как на занятиях, так и в индивидуальной деятельности.
2. С помощью разнообразных методов и приёмов (наблюдения, опыты, экспериментирование, беседы, дети узнали то, что камень - это кусочек горы. Камни бывают разные : речные, морские, драгоценные. Камни меняют цвет в воде, превращаются в песок, имеют запах. То что, камни нужны человеку для разных видов деятельности, также человек применяет камни для украшений. Дети научились видеть красоту камня, и обследовать их.
3. Дети с родителями придумали рассказы о камнях (морских, речных, драгоценных, создали мини-музей «Камни. Какие они?».
Литература:
1. А. А Плешаков Атлас-определитель «От земли до неба»., Серия «Зелёный дом». М., Просвещение 2008 г.
2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7-2005 (стр. 27)
3. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7-2006 (стр. 8)
4. Большая книга экспериментов для школьников. М., РОСМЭН, 2006.
5. Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни». М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,2005
РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ:
«Я маленький морской камешек».
Дима Н.
«Я маленький морской камешек. Лежу себе на жёлтом, морском песочке, греюсь на солнышке. Ночью мне поёт колыбель морской прибой, и я засыпаю под эту песенку. Рано утром я просыпаюсь под громкий человеческий голос - это люди пришли на берег моря. Иногда со мной играют маленькие дети, они меня бросают в море, а волны приносят меня обратно на берег. Как хорошо быть морским камнем!
«Я маленький речной камешек».
Катя К.
«Как приятно лежать на берегу реки. У меня много братьев и сестёр. Они все такие разные и у них свой характер. Есть злые и хитрые - это камни с острыми углами, они иногда делают людям больно. А есть и хорошие, немного неровные, шершавые, но они добрые. Вот и я такой же камешек, добрый. Мне нравится, когда лето, я всё время загораю».
«Меня нашли на берегу моря».
Настя В.
«Сегодня у меня и весёлый день и грустный. Вы спросите почему? Меня нашли на берегу Чёрного моря. Я лежал, мечтал о путешествии на берег другого моря. И тут подошла маленькая девочка взяла меня в руку и громко закричала: «Мама, папа, я нашла очень красивый камешек, он похож на куриное яйцо. Можно я возьму этот камешек с собой?». И вдруг темнота, и стало ещё теплее, чем было. Вечером меня спрятали в сумку с другими камнями. Там было темно и тесно. Потом нас с другими камешками положили на дно аквариума. Там интересно но, немного грустно. Нет морских волн, нет яркого солнца».
Даша Р.
«Вы представляете, какой я красивый, золотистый, и меня всегда с собой носят на пальце – я янтарь. Раньше я лежал на морском дне, потом морские волны выбросили меня на берег моря. Я там пролежал не долго. Меня нашла на берегу моря старая женщина и положила к другим таким же камням, как и я - коричневым, тусклым, шершавым. Потом со мной много чего делали - чистили, мыли куда – то бросали. А потом меня познакомили с кольцом, с которым я очень подружился. Потом нас одели на палец и всегда мною хвастаются. Говорят что я очень красивый янтарь».