Ефросинья Степанова
Проект читательского дневника «Познавайка-развивайка» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Приобщение воспитанников младшего дошкольного возраста и их родителей к традициям семейного чтения посредством ведения читательского дневника по произведениям К. И. Чуковского»
- Хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по проектной деятельности в младшей группе на тему «Приобщение воспитанников младшего дошкольного возраста и их родителей к традициям семейного чтения посредством ведения читательского дневника по произведениям К. И. Чуковского» в рамках просветительской акции «Республика читает», приуроченной к 100-летию со дня образования Якутской АССР, и Года матери в Республике Саха (Якутия).
Публикация «Проект читательского дневника „Познавайка-развивайка“ в младшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
«… Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное.» - так передает атмосферу семейного чтения И. Бестужев-Лада.
Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе воспитания детей. В век современных технологий, к великому сожалению, очень мало времени уделяется семейному чтению. По моим наблюдениям, родители воспитанников не уделяют должного внимания чтению художественной литературы детям, заменяют чтение книг на просмотр мультфильмов. Еще хуже, вечера проводит каждый член семьи, уткнувшись в свой телефон. На сегодняшний день картина складывается таким образом, что дети не знают детских писателей.
Традиции семейного чтения в России практически утрачены, а именно в нашей стране она имеет очень глубокие корни. Традиция чтения вслух в семье идет еще из Древней Руси.
В дошкольном возрасте ребенок делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для маленького читателя становятся родители и воспитатели. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Чтение с детьми помогает развитию их интеллекта, воображения, словарного запаса. У ребенка развивается разговорная речь. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Данный проект по срокам реализации – краткосрочный.
- по составу участников: семейный;
- по целевой установке: социально-значимый.
Цель проекта:
Помочь родителям осознать ценность семейного чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников и способствовать формированию у детей устойчивого интереса к художественной литературе в процессе ведения читательского дневника.
Задачи:
1. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей посредством знакомства с творчеством К. И. Чуковского.
2. Развивать у детей речь, умения выразительно декламировать стихи, инсценировать.
3. Способствовать поддержанию традиций семейного досуга.
4. Воспитывать положительное эмоциональное отношение детей от чтения книг.
На подготовительном этапе реализации проекта было проведено:
- анкетирование родителей;
- сбор материалов о творчестве писателя К. И. Чуковского;
- оформление картотеки дидактических игр по произведениям К. И. Чуковского;
- оформление наглядно-информационного и консультативного материала для родителей по семейному чтению.
Основной этап включил в себя:
- консультирование родителей по вопросам семейного чтения и ведению читательского дневника «Познавайка-развивайка по произведениям К. И. Чуковского»;
- ведение семьями читательских дневников;
- совместная образовательная деятельность педагога с детьми по всем образовательным областям;
На заключительном этапе были организованы:
- литературный праздник «Удивительный мир Корнея Чуковского»;
- выставка совместных рисунков семей по произведениям К. И. Чуковского;
- участие детей во Всероссийском литературном конкурсе, посвященном 140-летию со дня рождения К. И. Чуковского «Чуковскому Корнею – послание к юбилею».
31 марта 2022 года исполняется 140 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского. Он детский автор, произведения которого написаны простым детским языком, эмоциональны, доступны для детей, легко воспринимаются, ведь он в своих сказках – играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру. Поэтому мною было выбрано творчество Чуковского для читательского дневника.
Главная цель ведения читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а осознать ценность семейного чтения, развивать культуру читателя, научить делать выводы.
Читательский дневник «Познавайка-развивайка» представляет собой разработанный мною альбом. Содержит 2 части. Первая часть состоит из граф для заполнения родителями о прочитанных произведениях:
- дата чтения,
- автор,
- название произведения
- главные герои,
- впечатление.
И места для рисования ребенком своего впечатления о прочитанном произведении.
Во второй части подобраны задания: лабиринт «Помоги Федоре собрать всю посуду», «Собери пазл», раскраска «Разукрась и назови к какой сказке картинка», чтобы родителям и детям было интересно заполнять читательский дневник.
При регулярном заполнении это не занимает много времени, но хорошо закрепляет в памяти ребенка произведение. Родители учат ребенка анализировать прочитанное, лучше понимать и запоминать книги.
Родители с детьми дома читали произведения Чуковского и заполняли дневники. Мы в детском саду в режимных моментах закрепляли сказки Чуковского в форме различн+ых дидактических, сюжетно-ролевых игр «Доктор Айболит», «В гостях у Мухи Цокотухи», «Испорченный телефон», физкультминуток: «Скрюченная песня», «Доктор Айболит», инсценировок, знакомства с разными представителями животного мира, профессией ветеринара, творческой и продуктивной деятельности: рисование: «Любимый герой сказки», аппликация: Коллективная работа «Солнце».
По завершении проекта получены положительные отзывы родителей об эффективности семейного чтения и ведения читательского дневника.
Мною на педагогическом совете была представлена презентация по теме проекта.
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
1. Отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на чтение художественной литературы.
2. Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог.
Преимущество данного проекта - можно продолжать работу по ведению читательского дневника и с другими детскими авторами.