Татьяна Богомолова
Проект «Центр помощи бездомным животным»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка проекта.
Познавательно-исследовательский проект «Центр помощи бездомным животным" разработан совместно с родителями с целью развития социальной эмпатии у детей старшего дошкольного возраста к животным посредством приобщения к волонтерскому движению города.
Вид проекта : групповой
По продолжительности: долгосрочный
Публикация «Проект „Центр помощи бездомным животным“» размещена в разделах
- Бездомные животные. Помогаем вместе с детьми
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Темочки
Участниками проекта являются воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, волонтёры выпускники детского сада (школа №2, №1).
Цель проекта : Пробуждение социальной эмпатии у детей старшего дошкольного возраста к животным.
Задачи:
• Формировать гуманное отношение, желание проявлять посильную заботу и участие в судьбе животных получать, удовольствие от общения с ними.
• Знакомить с породами, повадками, особенностями поведения кошек и собак.
• Дать знания о профессиях ветеринара, специалиста по стрижке собак (груммер, кинолога.
• Учить соблюдать меры безопасности при общении с животными.
Ожидаемые результаты: Своевременная социально – направленная работа по данной теме с детьми и взрослыми способствует решению вопроса о судьбе бездомных животных. Дети стали более доброжелательными, ответственными по отношению к своим домашним любимцам. У родителей изменилось отношение к брошенным животным, а некоторые из них обрели своих новых хозяев.
Перспективы реализации проекта :
• Подготовка статьи в местную газету.
• Встреча с волонтерами из школы №2 Дарьей Баськовой, школа №1 Даниил Комисаров (выпускники детского сада).
• Привлечение СМИ, общественности, спонсоров для создания приюта для бездомных животных в городе.
• Выход на новые проекты «Животные нашего края», «Они занесены в Красную книгу»
Актуальность проекта.
Проблема: Равнодушное отношение людей к бездомным животным.
Проект долгосрочный, потому что невозможно за короткое время достучаться до разума людей. Конечно, не приятно, когда на детских или лестничных площадках находятся собачьи экскременты или дворовый кот нагадил под двери, а кругом ходят и играют дети. Но кто виноват, что они это делают?
На улицах нашего города с каждым днем увеличивается количество бездомных животных, санитарно - эпидемиологическая обстановка становится все напряженнее, возникает угроза жизни и здоровью людей. Вы скажете, что это проблема не только нашего города. В разных странах на улицах других городов есть бездомные животные. Статистика показывает, что чаще всего на улице оказываются наши домашние питомцы: кошки и собаки. Почему же так происходит, почему мы предаём самых преданных, нуждающихся в нашем уходе и любви братьев наших меньших. В чем они виноваты? Наше безразличие, жестокость, вызывают большие страдания и даже гибель приручивших когда – то нами животных, и самое трагичное - способствует формированию подобной позиции у детей.
Первый этап
Сбор информации
Педагоги и дети с родителями подбирают материалы, представленные в энциклопедиях, журналах, газетах, брошюрах, находят произведения художественной литературы, аудиозаписи песен, видеозаписи мультфильмов по теме.
Исследовательская деятельность
• Выяснение наличия и количества бездомных животных в районе детского сада и домов, где живут дети (работают их родители).
• Обсуждение проблемных вопросов:
-Откуда берутся бездомные животные?
-Почему их называют бездомными?
-Как живется бездомным животным?
-Бездомные животные обитают на свободе. Можно ли их назвать свободными?
-Можно ли домашних животных назвать свободными?
-Свобода – это хорошо или плохо (для бездомных и домашних животных).
• Постановка проблемы «Как помочь бездомным животным?
Второй этап
Решение проблемы через образовательно – воспитательный процесс.
Речевое развитие
• Дидактические игры: «Отгадай, о ком говорю»(загадки о породах собак и кошек, «Покажи и расскажи (кто что любит)», «Какая сказка»(по иллюстрациям из книг о животных, «Придумай кличку»(активизация звуков, «Кот поможет»(слово «кот» придумать новое слово «котел», «котлета» и т. п., «Подбери рифму» (кошка – ложка- мошка- окошко и т. п., «Закончи стихотворение» (Села кошка на окошко… Подлетела к кошке мошка).
• Сочинение частушек.
• Придумывание загадок и сказок (Сказка о том, как котенок нашел маму», «О преданном четвероногом друге», «Крепыш и Верная» и др.).
• Рассматривание картин «Кошка с котятами», «Собака со щенками».
• Описательные рассказы из личного опыта (У меня живет…», «Я встретил…», «Если бы у меня была собака…» и др.)
• Составление веселого «Кошачьего словаря» (развитие чувства юмора).
• Дуэль знатоков кошачьих (собачьих) кличек.
• Чтение произведений: «Дворняжка» (Т. Новицкая, «У кота-воркота» (Е. Благина, «Подарили мне такое» (С. Самокатова, «Мурзик и лодка» (К. Паустовский, «Мой щенок», «Считалка про котят» (С. Михалков). «Как собака друга искала» (мордовская сказка).
• Конкурс знатоков детской литературы, посвященный животным.
• Чемпионат толкователей устойчивых выражений о котах и собаках («кот наплакал», «коту под хвост», «не все коту Масленица», «собачья жизнь», «собачья радость» и др.).
Социально – коммуникативное развитие
• Беседы «Собака – друг человека», «Не проходите мимо».
• Составление и решение кроссворда «Знаменитые кошки и собаки».
• Оформление фотовыставки «Делать добро - хорошо» (ребенок с родителями делает что-либо хорошее по отношению к бездомным животным).
• Обсуждение проблемной ситуации «В подъезде сидит котёнок и жалобно мяукает».
• Оформление альбома «Какие мы разные», стенгазет «Собаки – спасатели, сыщики, поводыри», «Поведение кошек и собак. Что бы это значило?»
• Викторина «Правила безопасности при общении с животными».
• Дидактическая игра «Поступок и последствия».
• Наблюдение за бездомными животными.
• Составление веселой инструкции «Что нужно знать, чтобы правильно заботиться о кошках, собаках, щенках и котятах» (по мотивам стихов Г. Остера).
Художественно – эстетическое развитие.
• Разучивание песен: «Котенок и щенок» (муз. Т. Потапенко, сл. Викторова, «Серенькая кошечка» (муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой, «Пропала собака» (муз. В. Шаинского. Сл. А. Ламм).
• Режисерская игра «Как собака с кошкой помирились»
• Конкурсы «Караоке», «Угадай мелодию» (популярные мелодии о животных).
• Дискотека для друзей. Танцевальные импровизации под аудиозапись песен «Черный кот», «Когда я стану кошкой» и др.
• Индивидуальная работа в уголке изодеятельности. (Раскрашивание силуэтов кошек и собак, бантиков и ковриков для подарка бездомным животным).
• Проведение занятий по аппликации, рисованию и лепке по теме.
• Конструирование из строительного материала («Будка для Шарика», «Площадка для выгула собак и др.
• Ручной труд («Коврик для Мурзика», «Бантик для Барсика»).
Изготовление закладок, афиш, пригласительных билетов на мероприятия по теме.
Познавательное развитие.
• Дидактические игры.
Количество и счет («Сосчитайка», «Какой по счету» и др.).
Форма («Коврики для котят», «Танграм», «Разрезные картинки»).
Величина («Подбери поводок по длине и ошейник по размеру», «Рассади животных по величине», «Каждому свой домик» и др.).
Ориентировка в пространстве («Отгадай, кто, где стоит», «Что изменилось?», «Откуда и чей голос?» и др.).
• Изменение объёма жидкостей (молоко, вода) и сыпучих продуктов (сухой корм).
• Представление домашних коллекций: скульптуры малых форм, открытки, поделки по теме: «Наши младшие друзья».
• Создание мини-музея «Почемучка» («Умеют ли животные разговаривать?», «Почему кошка часто умывается, «Для чего животным усы?», «У кого нюх лучше?», «Как кошка видит во сне?», «Как собака находит дорогу домой?» и др.
Физическое развитие.
• Подвижные игры («Кошки-собаки», «Лохматый пёс», «Кошки – мышки», «Кот и воробушки».
• Психогимнастика «Кошка выгибает спинку», «Кошка умывается», «Собака встречает хозяина».
• Игра «Собачий волейбол» (игра с воздушным шариком».
• Парные состязания «Котята и щенята».
• Спортивное развлечение «Лохматые» и «Усатые».
Игровая деятельность.
• Сюжетно – ролевые игры: «Ветеринарнаябольница», «Салон стрижки животных», «Котошеф», «Приют для бездомных животных «Дружок», «Магазин «Котопес».
• Настольно – печатные игры по теме (лото, домино, мозаика и др.).
Работа с родителями.
• Благотворительная акция поделок – игрушек для передачи их школьникам волонтерам, членам «Молодая гвардия».
• Конкурс «Создание эмблемы «Мы в ответе за тех, кого приручили».
• Фотовернисаж «Мой ласковый и нежный зверь».
• Встреча с кинологом (папа Смирнова Кирилла рассказал о собачьей преданности и верности).
• Родители Матвея Шарина (владельцы зоомагазина) рассказали о лакомствах домашних животных и как они помогают бездомным животным.
• Помощь в выпуске стенгазеты «Не проходите мимо».
Итоговое мероприятие
Спортивное развлечение «Усатые» и «Лохматые».
Цель. Развивать общую моторику, быстроту, координацию движений, ловкость, внимание. Обобщать и уточнять знания о животных, их внешнем облике и особенностях поведения. Формировать гуманное отношение к животным, чувство ответственности.
Материал и оборудование. Мягкие игрушки собаки и кошки. Ободки с кошачьими и собачьими ушками. Колокольчики. Тактильные очки. Два мяча. Различные предметы, в том числе для ухода за кошками и собаками. Ободки с кошачьими и собачьими ушками – по количеству детей.
Ход мероприятия. Под аудиозапись веселой музыки дети входят в зал, украшенный мягкими игрушками и изображениями собак и кошек.
Ведущий. Ребята, как вы думаете, кто важнее и нужнее для человека собака или кошка? (предположение детей.) Чтобы это проверить, давайте устроим соревнования. Для этого нужно разделиться на две команды – «Лохматые» и «Усатые», а первый правильно ответивший на вопрос, становится капитаном команды.
Проводится дидактическая игра» Узнай по породе».
Ведущий называет породу, дети говорят кошка это или собака.
Ребенок, ответивший правильно, получает ободок с кошачьими или с собачьими ушками и занимает место рядом с соответствующим игрушечным животным.
Ведущий. А теперь поприветствуйте своих соперников.
Дети. Команде «Усатые» - привет!
Дети. Команде «Лохматые» - привет!
Ведущий. А теперь поприветствуйте друг друга песней: «Усатые» на кошачьем языке, а «Лохматые» на собачьем языке.
Проводится игра «Угадай мелодию».
Звучит аудиозапись мелодий песен «Черный кот» и «Пропала собака». Дети определяют, какому животному посвящена песня, и пропевают песню на кошачьем или собачьем языке.
Ведущий. С первым заданием вы справились. Значит, слух и у кошек и у собак очень хороший. Готовы продолжить состязания? (Да)
Сейчас мы поговорим о том, как кошки и собаки служат людям. С давних пор кошки спасают наши дома и запасы от грызунов. За это их ценят и кормят вкусным обедом.
Проводится подвижная игра «Кошки – мышки».
Ведущий. Еще раньше, чем кошка верным помощником человека стала собака. Она слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, недоступные человеческому обонянию. А еще собаки – прекрасные сторожа.
Проводится подвижная игра «Жмурки с колокольчиками».
Ведущий. Команды справились с заданиями. Интересно, а хорошо ли «Усатые» и «Лохматые» ориентируются в темноте?
Проводится игра» Узнай соперника».
Члены команды «Усатые» надевают тактильные очки. К ним подходят члены команды «Лохматые». Дети в очках на ощупь определяют и называют представителей команды соперника. Затем команды меняются ролями. Побеждает команда, все члены которой сделали это быстро и правильно.
Ведущий. А теперь конкурс эрудитов. На вопросы о кошках будет отвечать капитан команды «Лохматые», а о собаках – капитан команды «Усатые».
-Как называется профессия людей, которые занимаются разведением и изучением кошек? (Фелинологи, а собак? (Кинологи).
-Сколько всего пальцев у кошки (собаки?
(У кошки и собаки по восемнадцать пальцев.)
-Сколько зубов у кошек? (Тридцать зубов). У собак? (Сорок два зуба.)
-Сколько лет в среднем живут кошки? (12-20лет.) Собаки(11-18 лет.)
-Чей укус опаснее: собаки, кошки или человека? ( Опаснее укус человека: у него во рту больше микробов, чем у кошки и собаки.)
-Почему кошка умывается, а собака нет? (Кошка – охотник, который подстерегает свою добычу в засаде. Она умывается, чтобы не выдать себя запахом. А собаки охотятся стаей, загоняя добычу и им не надо скрывать себя.)
-Сколько детенышей рождается у кошки? (От двух до шести.)
У собаки? (Тоже от двух до шести щенков.)
Ведущий. Молодцы, «Лохматые» и «Усатые»! На все вопросы ответили правильно. Ребята, все котята и щенята любят играть с мячом. Я предлагаю вам тоже поиграть в игру-эстафету с мячом.
Команды выстраиваются в колонны по одному за капитанами и по сигналу ведущего передают мяч между ног. Игрок, стоящий последним в колонне, получив мяч, перебегает и встает первым. Побеждает команда, капитан которой первым окажется во главе колонны.
Ведущий. А теперь, давайте поиграем со зрителями.
Проводится игра «Что они хотят сказать?»
Члены команд по очереди изображают особенности поведения кошек и собак, а зрители отгадывают, что это означает.
Кошка ласково мурлычет. (Она довольна и спокойна.)
Кошка мяукает. (Она о чем- то просит.)
Кошка трется о ногу или руку хозяина. (Она благодарит вас или что-то просит.)
Собака виляет хвостом. (Она радостно приветствует вас.)
Собака рычит. (Она сердится.)
Собака лает. (Она хочет вас предупредить о чем-либо.)
Ведущий. Все правильно, ребята. Животные действительно умеют говорить. Жаль только, что их язык нам не всегда понятен. Поэтому, если вы захотите завести кошку или собаку, сначала нужно изучить правила их содержания и кормления. А сейчас, давайте проверим, знаете ли вы, что необходимо для ухода за животными.
Игра – эстафета «Для Мурзиков и Шариков».
Члены команд поочередно подбегают к столу и выбирают среди разложенных на нем предметов те, которые необходимы для ухода за животными. Затем обосновывают свой выбор.
Ведущий. Говорят, что о человеке можно судить по тому, как он относится к животным. К сожалению, нередко люди берут в дом питомца, а потом безжалостно выбрасывают его на улицу. Грустно, что люди не всегда добры по отношению к животным. Но я уверена, что вашим домашним питомцам живется хорошо, и вы никогда не выгоните их из дома. И настроение у них всегда будет такое же замечательное, как у вас.
Вы молодцы, во всех конкурсах участвовали и «Лохматые» и «Усатые». Кто же победил, кто оказался важнее и нужнее? (Все)
Правильно, ребята. Оказывается, они все нам очень нужны, а мы им.
А сейчас, за ваши знания и любовь к животным, все члены команд награждаются сладкими медалями.
Под аудиозапись песни «Не дразните собак» (муз. Птичкина, сл. М. Пляцковского) дети выходят из зала.