Надежда Кошелева
Проект по экологии «Быть здоровым — здорово!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экологии «Быть здоровым - здорово!»
Содержание:
1. Актуальность выбранной темы.
2. Паспорт проекта.
3. Проблема,обоснование проблемы.
4. Цель проекта.
5. Задачи проекта.
6. Ожидаемые результаты.
7. Этапы реализации проекта.
7.1. Подготовительный
7.2. Основной (работа с детьми, работа с родителями)
7.3. Заключительный. (перспективы развития)
Публикация «Проект по экологии „Быть здоровым — здорово!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2024
8. Заключение (итог проектной работы).
9. Список используемой литературы
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
(В. А. Сухомлинский)
Актуальность.
Одной из приоритетных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, демографический потенциал страны определяют дети до пяти лет, а это значит, что здоровье нации зависит, в первую очередь, от двух институтов детства – семьи и дошкольного учреждения. Одной из задач, выделенной в ФОП ДО для детей является «расширение представлений о здоровье и его ценности, факторов на него влияющих, оздоровительном воздействии физических упражнений, туризме как форме активного отдыха». Поэтому в каждом дошкольном учреждении уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников постоянно уменьшается. Растет число врожденных аномалий и последствий родовых травм, увеличивается число часто болеющих детей. Анализ сложившейся ситуации показал, что в нашей стране существует низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья (отсутствие культуры здоровья). Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Таким образом, можно сказать, что главной актуальной проблемой физического воспитания в свете современных требований - охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников, решение поставленных задач в контексте ФГОС.
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста
Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, по словам И. И. Брехмана, состоит в «обучении здоровью с самого раннего возраста».
Паспорт проекта
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта : долгосрочный, групповой
Срок реализации проекта : январь- март (включительно)
Участники проекта : дети разновозрастной группы, их родители, воспитатель, медицинская сестра ДОУ.
Девиз проекта : «Быть здоровым – здорово!»
Проблема: «Недостаточная заинтересованность детей и родителей в сохранении и укреплении своего здоровья»
Обоснование проблемы:
В последнее время дети много времени проводят за компьютером, телевизором. Все это неминуемо приводит к ухудшению зрения и другим серьезным проблемам со здоровьем. Дети реже бывают на свежем воздухе, не занимаются спортом. Это сказывается на состоянии иммунитета. Многие дошкольники отказываются от полноценного питания, отдавая предпочтение “вредной пище”.В результате часто заболевают простудными и вирусными заболеваниями, у многих портится осанка, зрение. Нужно научить детей правильно заботиться о своем здоровье, беречь и укреплять его. Не только грамотно донести, что такое ЗОЖ, но и заинтересовать детей и родителей в понимании необходимости заботиться о своём здоровье, беречь его, вести здоровый образ жизни. Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в нашей группе являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Дети должны научиться правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Помочь родителям привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Решением данной проблемы и стал мой педагогический проект : «Быть здоровым – здорово!».
Новизна проекта в интеграции знаний о ЗОЖ в различные виды детской деятельности, в осуществлении нетрадиционного подхода в проведении различных форм работы с детьми и взаимодействия с родителями воспитанников, в создании инновационной здоровьесберегающей среды.
Цель проекта :
заинтересовать детей и родителей в понимании необходимости заботиться о своём здоровье, беречь его, вести здоровый образ жизни.
Задачи проекта :
«Физическое развитие» :
• формировать представление о том, что быть чистым – красиво и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям;
• воспитывать культурно-гигиенические навыки;
• закреплять у детей умение выполнять основные виды движений более осознанно;
• формировать правильную осанку во всех видах деятельности и потребность в двигательной активности.
«Познавательное развитие» :
• расширить знания детей о здоровье через познавательно-исследовательскую деятельность;
• обогащать представления детей о витаминах, их роли в жизни человека.
• закреплять знания о здоровых и вредных продуктах питания.
«Социально-коммуникативное развитие» :
• формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников;
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть и заниматься сообща.
• формировать навыки безопасного поведения во время проведения игр, выполнения физических упражнений, пользования спортивным инвентарём;
• формировать навыки дисциплинированности и осознанного выполнения правил безопасности;
• воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью.
«Речевое развитие» :
• совершенствовать диалогическую форму речи и попытки высказывать свою точку зрения в беседах о здоровье;
• развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта;
• помочь детям понять ценность здоровья через литературные произведения;
• формировать умение подражать положительным поступкам литературных героев.
«Художественно-эстетическое развитие» :
• стимулировать желание выражать в рисунках свои впечатления, знания, своё отношение к ЗОЖ;
• совершенствовать умение импровизировать под музыку соответствующего характера;
• способствовать проявлению артистических умений и творческой активности в инсценировках и самостоятельной игровой и познавательно-исследовательской деятельности
Ожидаемые результаты для педагога:
1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;
2. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников;
3. Личностный и профессиональный рост;
4. Снижение заболеваемости среди детей
Для детей:
1. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;
2. Сформированность гигиенической культуры;
3. Улучшение соматических показателей здоровья;
4. Наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей:
1. Сформировать активную жизненную позицию у участников проекта, направленную на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание условий для поддержания этой позиции.
2. Активное участие родителей совместно с детьми в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в ДОУ.
Этапы реализации проекта :
1 этап: подготовительный.
Формирование проблемы.
Определение цели и задач.
Изучение методической литературы по данной теме.
Привлечение внимания родителей к проблеме оздоровительной работы с детьми.
2 этап: основной.
Организация работы над проектом.
Использование разработанных мероприятий в работе с детьми.
Организация работы с родителями.
3 этап: заключительный.
Анализ результатов проекта.
Спортивное развлечение «Папа может!»
Оформление выставки рисунков: «Быть здоровым – здорово!»
Оформление стенгазеты «Здоровье- это здорово!»
1 этап: Подготовительный.
•Проанализировать имеющиеся в научной литературе подходы к формированию у дошкольников здоровьесберегающего поведения;
•Выявить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у участников проекта и круг их интересов, соблюдение элементарных правил ЗОЖ (дети разновозрастной группы и их родители).
•Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
•Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
2 этап: основной (реализация).
Этап включает в себя интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», которая осуществлялась в процессе организации совместной деятельности взрослого с ребенком и самостоятельной деятельности детей.
Работа с детьми.
Непосредственно - образовательная деятельность:
Тема: “Что такое здоровье?”. Цель: систематизировать знания детей о составляющих понятия “здоровье”, воспитывать чувство ответственности за своё здоровье.
Тема “Режим дня”. Цель: воспитывать необходимость соблюдения режима дня.
Тема: “Гигиена - залог здоровья!”. Цель: формировать представление о значении соблюдения гигиены в жизни людей; воспитывать навыки гигиены.
Тема: “Одежда и здоровье”. Цель: воспитывать осознанное отношение к подбору одежды по погоде.
Тема: «Здоровье и питание». Цель: расширять и уточнять представление детей о питании, продолжать учить правилам культурного и безопасного поведения за столом, воспитывать желание употреблять полезную для здоровья пищу, заинтересовать детей в сохранении и укреплении собственного здоровья и вести здоровый образ жизни.
Тема: «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу». Цель: научить ребёнка заботиться о своём здоровье.
Тема «Даёт силы нам всегда витаминная еда». Цель: закрепить знания детей о рациональном питании; соблюдение детьми правил питания
Тема: “И вкусно, и полезно!”. Экскурсия на кухню детского сада. Цель: воспитывать осознанное отношение к результатам труда других людей.
Тема: “Карта полезных продуктов”. Цель: систематизировать полученные знания о полезных продуктах; воспитывать умение применять полученные знания.
Тема: Мяч и я – друзья. Цель: развивать психофизические качества: выносливость, ловкость, чувство взаимоуважения и коллективизма.
Тема: «Путешествие в страну ОБЖ». Цель: закрепить понятие ОБЖ, формировать умение правильно действовать в экстренных ситуациях, обобщить знания о правилах техники безопасности в быту и правилах поведения на улице.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
Ежедневная профилактическая работа:
Утренняя гимнастика, профилактическая гимнастика (дыхательная, осанка, плоскостопие, зрение)гимнастика пробуждения, проветривание, закаливание, физкультминутки, подвижные игры.
Беседы:
• Общение: «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!».
• «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу», «Как помочь себе и другому», «Для чего мы моем руки?», «Чистота-залог здоровья», «Что такое микробы, где они живут»
• «Беседа о здоровье, о чистоте» Решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций
• Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки).
Игры:
• Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека», «Скорая помощь», «Центр здоровья», «Кафе», «Семья», «Больница».
• Дидактические игры: «Часы здоровья», «Умею - не умею», «Угадай, кто позвал», «Найди пару», «Угадай на ощупь», «Правила гигиены», «Хорошо или плохо», «Вредные или полезные», «Это можно или нет», «Мой день», «Опасно не опасно» и другие.
• Подвижные игры: «Тишина», «Ручеек», «Узнай, кто позвал», «Капкан», «Перетягивание каната», «Спорт для мальчиков и девочек», «Опасные ситуации», «Чей кружок быстрей соберется».
• Игры на развитие двигательного творчества: «Придумай – покажи». «Зарядка веселых мышат». «Зеркало». «Угадай – повтори», «Делай как я».
• Игры– драматизации: инсценировка отрывков: К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе». «Овощной карнавал». «Хрюша и Степашка».
Рассматривание иллюстраций.
Заучивание стихов, пословиц, поговорок о здоровье.
Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», В. Радченко «Олимпийский учебник», С. Прокофьев «Румяные щеки2, М. Безруков «Разговор о правильном питании», А. Барто «Я расту» и «Девочка чумазая».
Экскурсия в медицинский кабинет, беседа с медсестрой. Экскурсия на пищеблок, беседа с поваром.
Работа с родителями:
• Консультации «Здоровый образ жизни семьи», «Иммунитет и способы его укрепления», «Режим дня», «Двигательная активность и здоровье дошкольника», «Плоскостопие», «Советуем посадить дома», «Разумно есть - долго жить!».
• Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т. д.
• Памятки для родителей: «Здоровье – главное богатство человека», «Дыхательная гимнастика», «Игры нашего двора», «Профилактика нарушения осанки у детей», «Культура еды», «Гимнастика для глаз», «нетрадиционные методы закаливания», «Волшебные точки», «Быть здоровым – это здорово!».
3 этап. Заключительный.
Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов
Продукт проекта :
Оформление стенгазеты «Здоровье- это здорово!»
Перспективы развития.
Данный проект может быть реализован в любых дошкольных образовательных учреждениях, так как тема укрепления и сохранения здоровья всегда остается актуальной. Подборку материалов, собранных в ходе реализации проекта, могут использовать в своей работе воспитатели и другие специалисты дошкольного образования.
Заключение.
Реализовывая данный проект, я пришла к выводу, что полученные ребенком знания, представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволили найти способы укрепления и сохранения его. Приобретенные навыки помогли осознанно выбрать здоровый образ жизни. У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. Самое лучшее нам хочется «взять с собой» во взрослую жизнь, продолжать лучшие семейные традиции. Я, как педагог, надеюсь, что выбранный путь – здоровый образ жизни - и станет той самой лучшей семейной традицией, которую они возьмут во взрослую жизнь.
Подводя итоги моей работы можно сказать, что все поставленные задачи выполнены в полном объеме. У детей сформированы начальные представления о ценности здоровья, элементарные знания о ЗОЖ, повысилась двигательная активность, выработалось желание сохранять и укреплять свое здоровье. Повысился интерес родителей в физическом развитии и оздоровлении детей.
Своим педагогическим проектом я хочу поделиться в интернет ресурсах, надеюсь,он будет полезен среди коллег.
Используемая литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования.
4. Деркунская В. А. «Игры- эксперименты с дошкольниками» - М. : Центр педагогического образования,2012.
5. Николаева Е. И., Федорук В. И., Захарина Е. Ю. «Здоровье сбережение и
здоровье формирование в условиях детского сада. Методическое пособие»
/СПб. :000 «Издательство «Детство - Пресс», 2012.
6. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики - СПб., 2009.
7. Прищепа С. С., Шатверян Т. С. Сотрудничество детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников- М. : ТЦ Сфера, 2013г.
8. Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями // Дошкольное воспитание.