Лариса Куприянова
Долгосрочный групповой проект «Азбука безопасности» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Азбука безопасности»
Актуальность проекта.
Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Увеличение автомобильного парка создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку. Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей. только нашими общими усилиями можно научить детей безопасному общению со сложным миром дорог. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через интересные формы работы с детьми и родителями, через активную деятельность всех участников проекта.
Публикация «Долгосрочный групповой проект „Азбука безопасности“ для старшей группы» размещена в разделах
Вид проекта : долгосрочный, групповой
Время реализации проекта : октябрь 2013г. – май 2014г.
Место проведения: МБДОУ – детский сад «Ромашка»
По количеству участников: групповой (старшая группа «Кораблик»)
Цель проекта
Создание в группе максимально эффективных условий для организации работы по усвоению и закреплению знаний ПДД детьми и родителями и формированию навыков правильного поведения на дороге.
Задачи.
• Привить детям необходимые навыки безопасного поведения на дорогах в различных дорожно – транспортных ситуациях;
• Дать возможность увидеть и осознать опасность на дороге и возможность ее избежать;
• Сформировать соответствующую модель поведения;
• Создание предметно-развивающей среды для работы по данному направлению;
• Выработка системы воспитательно-образовательной работы;
• Повышение компетентности родителей по вопросам, касающихся ПДД.
Предполагаемый результат
• Создание достаточных условий для организации работы группы по формированию навыков безопасного осознанного поведения на улицах города;
• Разработка и апробация перспективного плана работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с ПДД (возраст 5-6 лет) ;
• Разработка критериев оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с ПДД (возраст 5-6 лет) .
Постановка проблемы
Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части, стремление к самостоятельности, неумение адекватно оценивать свои силы и возможности.
Предоставленные самим себе, дети мало считаются с реальными опасностями на дороге, они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Избежать опасностей на дороге можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Проблема «ребенок на улицах города» или «ребенок и автомобиль» приобретает все большую значимость. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых.
Поэтому их надо обучать безопасному поведению, прививать психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность – личностные качества которые помогут им адаптироваться к дорожной среде. Следовательно, дошкольников необходимо целенаправленно, на основе психолого - педагогического подхода через различные виды деятельности воспитывать и обучать правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Методы реализации проекта
Этапы реализации проекта :
I этап. Подготовительный (сбор информации по проблеме). Подготовка материала и оборудования.
1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей) .
2. Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т. е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики) .
3. Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения.
II этап. Реализация
1. Совместная деятельность детей
2. Взаимодействие с родителями.
Совместная деятельность с детьми включает в себя:
• Уточнение и расширение представлений о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков, о правилах перехода проезжей части;
• Знакомство с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими, информационно-указательными знаками и знаками сервиса;
• Расширение знаний о городском транспорте, закрепление навыков поведения в общественном транспорте, на улице;
• Знакомство с дорожными знаками, правилами поведения на железной дороге;
• Содержание уголков безопасности дорожного движения в группе.
Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность. Разработан ряд мероприятий для родителей и ряд совместных мероприятий для родителей и детей.
У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях. Знакомить детей дошкольного возраста с ПДД можно через все виды деятельности: непосредственно образовательная деятельность, продуктивная деятельность (рисование, аппликация, ручной труд, пространственное моделирование, самостоятельная деятельность, игровая, которая включает в себя дидактические игры, строительные, подвижные, сюжетно-ролевые, игры – фантазии. Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга, инсценировки художественных произведений, проводятся выставки рисунков, конкурсы…
Взаимодействие с родителями включают в себя:
• Проведение родительских собраний, экскурсий, целевых прогулок, встреч с инспектором ГИБДД; участие в выставках творчества, в семейных викторинах, веселых стартах;
• Анкетирование, оформление информационных листов, оформление уголка безопасности в группе, выпуск буклетов, заочные и очные консультации.
III этап. Контрольно – диагностический
Данный этап предполагает подведение итогов работы, их осмысление и разработка на их основе рекомендаций по внедрению данных форм работы, начиная с младшего возраста.
Ожидаемые результаты
• Реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах;
• Создана предметно-развивающая среда в группе для организации деятельности детей по формированию навыков правильного поведения на дороге;
• Подготовлены атрибуты к играм, разработаны конспекты занятий, прогулок, игры;
• Повысились компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения.
Оценка качества реализации проекта
Для установления уровня полученных детьми знаний используем следующие критерии оценки знаний и умений в форме вопросника в рамках проведения данного проекта.