Зуенко Светлана
Проект «Адаптация с улыбкой»
Актуальность проекта.
Детский сад - это первый в жизни малыша коллектив. Впервые ребенок отрывается от мамы, остается один с незнакомыми детьми и взрослым. Мамина любовь – главное в жизни ребенка и страх ее потерять огромен. С приходом ребё нка в детский сад его жизнь существенным образом меняется: новая обстановка, строгий режим дня, отсутствие родителей, необходимость устанавливать новые контакты.
Публикация «Проект „Адаптация с улыбкой“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать дошкольную организацию, ведь вся жизнь меняется кардинальным образом.
Степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка. В привычную, сложившую жизнь ребё нка буквально врываются следующие изменения: режим дня, отсутствие родных рядом, постоянный контакт со сверстниками, необходимость слушаться и подчинятся незнакомому до этого человеку.
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной организации давно находится в центре внимания многих исследователей. Каждый маленький человек - это личность, достойная уважения и понимания. Это очень хорошо понимают педагоги, и поэтому, необходимо много внимания уделить самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию в дошкольной организации. Следует отметить, что никто и ничто не может приспособить ребенка к жизни, чем он сам. А роль педагогов и родителей состоит в том, чтобы не мешая, направлять его в нужное русло, обеспечивать его безопасность для дальнейшего развития.
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.
Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это состояние проецируют на ребёнка.
Работа воспитателя заключается не только в помощи адаптации детям, но и в помощи родителям, оставить благоприятное отношение к детскому саду. Личность воспитателя должна обладать такими качествами как доброжелательность, отзывчивость, компромисс – как одно из условий решения конфликтов.
Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В. С. Мухина.
Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей раннего возраста, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.
Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений.
Основные психологические особенности детей 2-3 лет
• Мышление наглядно-действенное.
• Взрослый интересен как источник защиты и помощи, ласки.
• Сверстник малоинтересен; общаться трудно.
• Речь словосочетаниями.
• Отвечает на вопрос «Кто (что) это?». Учится понимать речь (глаголы).
• Способ передачи информации – показ предмета.
• Эмоции сильные, легко переключаемые.
• С 2,5 лет – кризис «Я Сам». Возраст, конфликтный со взрослыми.
• Объект познания – предметы «здесь и теперь», их внутреннее устройство.
• Способ познания – разбор предмета на части; манипулирование с предметами.
• Условие успешности: разнообразная и часто сменяемая развивающая среда.
• Игра индивидуальная, манипуляции с предметами.
• Внимание, память - непроизвольны.
• Высокая чувствительность к физическому дискомфорту.
Цель проекта : Создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.
Задачи проекта :
1. Создать условия, обеспечивающие ребенку психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям группы;
2. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
3. Развитие игровых навыков, произвольного поведения;
4. Работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада.
5. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;
6. Повышение коммуникабельности между родителями;
7. Формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Сроки проекта : 3 месяца
Ожидаемые результаты реализации проекта :
1. Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
2. Позитивное развитие отношений в детском коллективе.
3. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей.
4. Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
5. Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей.
Материалы к проекту :
• анкеты для родителей;
• консультации и индивидуальные беседы с молодыми родителями;
• адаптационные листы;
• картотека подвижных игр;
• картотека развивающих игр;
• картотека дидактических игр;
• физкультминутки;
• пальчиковые игры;
• сенсорное оборудование (пирамидки, вкладыши, бусы, конструктор «лего», автомобили).
Основные направления проекта
• Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.
• Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность.
• Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
• Ожидаемые результаты реализации проекта :
• безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;
• позитивное развитие отношений в детском коллективе;
• повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;
• вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
• активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей.
Формы и способы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям:
• элементы телесной терапии (обнять, погладить);
• исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;
• релаксационные игры (песок, вода);
• сказкотерапия - это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы;
• игровые методы взаимодействия с ребенком.
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ :
1. предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
2. постепенное заполнение группы;
3. гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
4. информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;
5. осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра) (термометрия, кожные покровы, зев, стул);
6. наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье) (медицинская сестра, воспитатели);
7. протекание адаптации (медицинская сестра, воспитатели).