Петухова Татьяна
Процесс формирования языковой способности как предпосылка к формированию письменной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Онтогенез языковой способности представляет собой сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых с ребенком, с другой – процесса развития предметной и познавательной деятельности ребенка.
Процесс формирования речевой деятельности в онтогенезе в концепции «речевого онтогенеза» А. А. Леонтьева подразделяется на ряд последовательных периодов, или «стадий» :
1-й – подготовительный (с момента рождения до 1 года);
Публикация «Процесс формирования языковой способности как предпосылка к формированию письменной речи» размещена в разделах
2-й – преддошкольный (от 1 года до 3 лет);
3-й - дошкольный (от 3 до 7 лет);
4-й – школьный (от 7 до 17 лет).
Первый этап формирования речи охватывает первые три года жизни ребенка. Развитие детской речи до трех лет в свою очередь (в соответствии с принятым в психологии традиционным подходом)
А. А. Леонтьев указывает, что временные рамки этих этапов крайне вариативны (особенно ближе к трем годам); кроме того, в развитии детской речи имеет место акселерация – сдвиг возрастных характеристик на более ранние возрастные этапы онтогенеза [1].
Язык, являясь средством осуществления речевой деятельности, как отмечалось выше, представляет собой систему специальных знаков и правил их сочетания. Помимо внутреннего содержания знаки языка имеют и внешнюю форму – звуковую и письменную. Ребенок начинает освоение языка с освоения звуковой формы выражения языкового знака. Освоение артикуляции звуков речи – очень сложная задача, и хотя ребенок начинает «упражняться» в произнесении звуков уже с полутора-двухмесячного возраста, для овладения речепроизносительными навыками ему требуется три-четыре года [2].
В преддошкольный период речевого развития у детей проявляются разнообразные фонетические нарушения: многие звуки родного языка они пропускают, переставляют, заменяют более простыми по артикуляции. Эти недостатки речи объясняются возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, а также недостаточным уровнем развития фонематического восприятия (восприятия и дифференциации фонем). В основе формирования письменной речи лежит фонематический слух. В начальном варианте в норме он формируется с 1 года 7 месяцев до 2 лет.
Дошкольный этап «речевого онтогенеза» характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. В это время активный словарь детей достигает 3–4 тысяч слов, формируется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями; дети овладевают навыками словоизменения и словообразования. К концу дошкольного периода развития речевой деятельности дети в норме овладевают развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Появляются предпосылки формирования письменной речи.
1. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] : учебн. для вузов / А. А. Леонтьев. - М. : Просвещение, 1969. – 214 с.
2. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] : учебн. для вузов / А. Н. Гвоздев. - СПб. ; М. : Детство-Пресс: Сфера, 2007. – 471 с.