Северинова Людмила
Проблемы отражения событий Великой Отечественной войны в современном дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы отражения событий Великой Отечественной войны в современном дошкольном образовании
Северинова Л. В. ,
воспитатель, МДОУ «Детский сад №5»,
Ракитянский район, Белгородская область
В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование было признано уровнем общего образования [7]. А одним из приоритетных направлений системы современных образовательных организаций, в том числе и дошкольных, является патриотическое воспитание, содержанием которого являются события Великой Отечественной войны.
Темочки:
Актуальность проблемы подчеркивается в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В ней указано: «Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов» [6].
В современной дошкольной психолого-педагогической науке вопросы патриотического воспитания дошкольников рассматриваются в работах многих ученых и практиков: Н. Г. Зеленовой, О. Л. Князевой, Д. С. Лихачева, Д. М. Махневой, Л. Е. Осиповой, О. А. Понамаревой, Г. А. Урунтаевой и др. В них подчеркивается, что патриотическое воспитание – это не эпизод, не разовая акция, но целенаправленный, систематический процесс [3].
Д. С. Лихачев подчеркивал, что «любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству и человеческой культуре» [2].
В дошкольной педагогике (А. Г. Гогоберидзе, С. А. Козлова, Н. А. Микляева и др.) много внимания уделяется содержанию образования в области формирования у дошкольников представлений о семье, доме, народной культуре, ремеслах [5]. Но вопросам ознакомления с историческими событиями, в том числе и военными, уделяется недостаточное внимание. Не полностью раскрыто содержание образовательной деятельности в этом направлении, не указаны наиболее эффективные средства и методы обучения и воспитания, а также формы организации образовательной деятельности.
Таким образом, решение проблемы отражения событий Великой Отечественной войны в современном дошкольном образовании требует не только теоретической проработки, но и соответствующего методического обеспечения. Кроме того, нужны практические подходы и рекомендации по организации патриотического воспитания дошкольников для того, чтобы сделать этот процесс наиболее эффективным. Рассмотрим некоторые из них.
В силу возрастных и психологических особенностей восприятие дошкольниками исторических событий отличается отсутствием объективности и системности. Дошкольники не могут соотносить исторические события с определенными историческими датами; им трудно воспринимать исторические временные отрезки и исторические личности в них; объективно воспринимать обобщенные понятия «война», «битва», «герои», «ветераны» и др.
В этом направлении образовательной деятельности особый интерес представляют исследования Н. А. Коротковой об использовании авторских технологий «путешествие по карте» и «путешествие по реке времени». Их использование позволяет сформировать у детей элементарные представления об исторических временных отрезках. При этом Н. А. Короткова указывает, что исследования - путешествия не следует смешивать с сюжетной игрой, так как они хотя и протекают в условном плане, но их основная цель – узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в пространстве и времени [4, 133 с. ].
Детская художественная литература среди средств дошкольного образования занимает особое место. Но произведений о Великой Отечественной войне для детей дошкольного возраста недостаточно. В Белгородской области в детском чтении могут использоваться стихотворения и рассказы авторов: Б. И. Осыкова, В. М. Шаповалова, Л. Т. Кузубова и др. Произведения этих авторов широко представлены в массовой периодической печати.
Среди методов и приемов в патриотическом воспитании дошкольников выделяются словесные (рассказы, беседы, встречи с интересными людьми). Но в настоящее время все меньше остается ветеранов, непосредственных участников тех героических событий, о которых они могут рассказать. Поэтому даже для большинства школьников Великая Отечественная война становится событием, память о котором носит весьма абстрактный характер и формируется не столько на основе общения с носителями личных воспоминаний, сколько при помощи компьютерных игр, видеохроник и фильмов, далеко не всегда высокого качества [1].
В вопросе знакомства дошкольников с событиями Великой Отечественной войны особая роль, на наш взгляд, принадлежит музейной педагогике. Экскурсии в музеи, в то числе и виртуальные, к памятникам и памятным местам позволяют не только дать детям элементарные знания и представления, но и формировать положительный эмоциональный настрой и познавательную мотивацию. При этом в организации многих мероприятий важна преемственность в работе музейных работников и педагогов дошкольных организаций, более знакомых с особенностями образовательной деятельности с дошкольниками. А сценарии экскурсий должны опираться на ведущий вид детской деятельности в дошкольном возрасте – игру, что позволит поддерживать интерес к теме экскурсии более длительное время.
В настоящее время музеи стали более открытой системой, поэтому в их стенах проводятся викторины, праздники, вечера досуга, но часто они не рассчитаны на участие детей дошкольного возраста.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что с каждым годом все сложнее сохранять память о Великой Отечественной войне. И только объединение сил работников культуры, образования и науки и сочетание традиционных и нетрадиционных форм работы (форумы, возможности электронной информационной среды, акции, проекты) принесут свои плоды.
Список использованной литературы
1. Великая Отечественная война : История и историческая память в России и мире. – Тула: Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2015.– 184 с.
2. Енишерлов, В. Д. С. Лихачёв Память преодолевает время. [Электронный ресурс]. URL : https://www.nasledie-rus.ru/podshivka/10801.php
3. Зеленова, Н. Г., Осипова, Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М. : Скрипторий 2003, 2008. – 112 с.
4. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. -208 с.
5. Педагогика периода дошкольного детства : Учебное пособие / Е. В. Гончарова, Т. А. Дергунова, Н. Л. Жмакина и др. ; Под общ. ред. Е. В. Гончаровой. – Нижневартовск: Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 227 с.
6. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 30.03.2020) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». [Электронный ресурс]. URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (в редакции от 7 мая 2013 г.). [Электронный ресурс]. URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/