Чулкова Наталья
Проблемы детско-родительских отношений
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы детско-родительских отношений.
Актуальность проблематики детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.
Психологические проблемы детско-родительских отношений. Детско-родительские отношения являются средой, определяющей развитие его личности. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
С проблемами, которыми обращаются родители:
-ссоры, грубость, замкнутость;
-ложь, воровство, уход из дома;
Темочки:
-непослушание, отказ выполнять требования родителей;
-закрытость, «уход в себя», потеря контакта с ребенком;
-конфликтные отношения с новыми партнёрами родителей;
-лень, пренебрежение домашними обязанностями;
-конфликтные отношения с братьями и сестрами;
-нежеланные друзья, отсутствие друзей;
-излишняя стеснительность, несамостоятельность.
Взаимоотношения в семье – форма и условия сосуществования родственников, позволяющие в той или иной мере реализовать ее функции – воспроизводство и воспитание потомства, ведение хозяйства и удовлетворение потребностей ее членов. Взаимоотношения в семье определяются степенью взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимопонимания, накладывают отпечаток на психическое и физическое здоровье родственников, их характеры и поступки, создают более или менее благоприятные предпосылки воспитания детей.
Характер взаимоотношений в семье складывается под влиянием нескольких факторов: традиций семейного общения; социально-экономического состояния общества и его нравственно-психологической атмосферы; степени зависимости жизнедеятельности семьи от общества; формы участия супругов в личном хозяйстве и общественном производстве; от типа семьи – многодетная, малодетная; ее структуры – главенство и подчинение; психических и личностных свойств родственников; степени их совместимости, конфликтности.
Воспитательная ситуация в семье – это процесс жизнедеятельности семьи с учетом ее структуры и состава. Воспитательная ситуация в семье учитывает влияние взрослых членов семьи (отец, мать, дедушки и бабушки) на формирование личности ребенка, его характерологических особенностей, навыков, умений, привычек.
Проблема отцов и детей вечна, в ней заложено зерно конфликта – отцы и дети принадлежат к разным поколениям. Среди них нет хороших и плохих, они просто разные, причем каждое поколение несет в себе свою правду, поэтому между ними никогда не может быть абсолютного единства и гармонии. Если в раннем детстве этот изначально заложенный конфликт проявляется в форме детских капризов и слез, то по мере взросления он становится все острее и драматичнее. Особенно ярко это проявляется в период, когда дети вступают в переходный возраст. Именно тогда конфликты из скрытых форм переходят в открытые и воплощаются в противостоянии детей и "надоевших предков".
"Родительская позиция" и "родительская установка" используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка менее однозначна.
Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.
Виды психологической помощи по проблемам детско-родительских отношений.
По своей ориентированности психологическая помощь может оказываться:
а) преимущественно одному члену семьи в связи с проблемами, которые прямо или косвенно вызваны его семейной жизнью или ее отсутствием;
б) брачной или предбрачной паре;
в) семье в целом;
г) родителю или родителям;
д) родителям и детям;
е) ребенку или подростку.
По своему характеру психологическая помощь может состоять: а) в рекомендации организационных мер, связанных с воспитанием ребенка, таких, как направление в специальные или вспомогательные школы, специальные детские сады, направление на дополнительные консультации у психоневролога, логопеда, психолога-консультанта другого профиля и т. д. ; б) в рекомендации методов воспитания, обучения; в) в профессиональной ориентации подростков; г) в определении готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении; д) в осуществлении психотерапевтических и психокоррекционных воздействий.
Все указанные виды помощи являются психологическими в том смысле, что они нацелены на проблемы, вызванные психологическими причинами, и основаны на психологическом воздействии. Так, например, помощь в устройстве умственно отсталого ребенка во вспомогательную школу, казалось бы, не содержит в себе ничего психологического, а относится, скорее, к сфере медицины и специальной педагогики.
Причины для индивидуального психологического консультирования родителей по проблемам взаимодействия с детьми.
Психологическое консультирование родителей применяется достаточно часто для решения насущных проблем, возникающих в огромном количестве ситуаций, связанных с процессом воспитания и развития ребенка. Консультирование родителей является обязательным условием при работе с детскими сложностями и нарушениями поведения.
Причины для индивидуального психологического консультирования;
1. Незнание возрастных норм развития, неверные воспитательные установки и представления;
2. психологические проблемы родителей;
3. личностные характеристики родителей тревожность, ригидность, эгоцентризм;
4. Потребность родителей в рекомендациях по поводу оптимальной нагрузки, режима дня, без претензий к поведению ребенка.
Специфика консультирования родителей.
Специфика консультирования заключается в:
-особенностях консультирования (краткости, опосредованности воздействия, использования ситуации «здесь и теперь»);
-анализ семьи как семейной системы;
-в использование проективного теста «Семейная социограмма» для диагностики структуры семьи и определение коммуникаций в семейной системе;
-предложение альтернативных рекомендаций для собственного принятие выхода из сложившийся ситуации клиентом.
В целом, основная работа направлена на укрепление супружеской коалиции.
Коррекция позиции родителя по отношению к ребенку.
Одна из наиболее частых проблем, с которыми приходится сталкиваться в консультационной работе, — жалобы родителей на трудности во взаимоотношениях со своими взрослыми детьми. Особенности поведения ребенка, лежащие в основе жалоб — невнимательность, резкость, скрытность, есть способы борьбы за собственную независимость.
Можно выделить одну адекватную и пять неадекватных родительских позиций.
При авторитарной воспитательной позиции родитель использует команды, угрозы, сравнение.
При попустительской позиции родители уклоняются от управления.
При хаотичной – либо кричат, либо бездействуют.
При опекающей – делают все сами, не управляют, а обслуживают.
При отчужденной – отвергают и командуют одновременно.
При демократической – общаются и сотрудничают.
Последний вариант является идеальной родительской позицией, создаются благоприятные условия для развития и формирования личности ребенка. Родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности, интересы. Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, уважение. Позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. В остальных воспитательных позициях родители испытывают трудности, связанные в основном с управлением детьми и трудности в выполнении родительской роли.
Правильное управление детьми позволит восстановить адекватную воспитательную позицию.
Дети не рождаются послушным и самостоятельным, они развивают эти качества, потому что родители его мотивируют к сотрудничеству и обретению самостоятельности, используя эффективные стратегии.