Лучший педагог года

Консультация для родителей «Про любознательность у дошкольников»

Вера Лесенкова
Консультация для родителей «Про любознательность у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Любознательность – основа познания нашего мира. Она возникает у ребенка с момента рождения и постепенно развивается и трансформируется в соответствии с его развитием. Постепенно любознательность принимает более осознанные формы и получает больше возможностей для удовлетворения её потребностей. Наиболее активно любознательность врывается в жизнь как ребёнка, так и окружающих его людей с момента, года ребенок получает возможность формулировать простейшие вопросы: «Что это?», «Почему?», «Как?» и т. д. Дальнейшее развитие речи приводит к более глубокому познанию мира. Особая ответственность лежит на взрослых, чтобы эта любознательность не угасла, ребёнок получал адекватную и максимально полную информацию, а главное – развивался многогранно и гармонично.

Публикация «Консультация для родителей „Про любознательность у дошкольников“» размещена в разделах

Собственно, период максимальной потребности удовлетворения любознательности приходится на дошкольный возраст. Этот период именно поэтому важен для воспитания любознательности. Да, именно воспитание любознательности, как и воспитание в ребенке других качеств. Очень часто можно видеть сценки, когда ребенок заваливает взрослого вопросами о том, что видит или видел, о том что происходит и почему. Хорошо, если взрослые стараются максимально подробно ответить. Но так же часто можно наблюдать, что взрослые, занятые своими повседневными вопросами не могут выйти из этого озабоченного образа и просто отмахиваются от вопросов ребенка, считая их неинтересными и даже глупыми.

Основное определение любознательности это стремление к получению новых знаний. «Любознательность есть постоянная неудовлетворенность духа» (Тейлор Д.)

Альберт Эйнштейн придавал огромное значение наличию любознательности : «Важно не переставать задавать вопросы…

Не утрачивайте с годами святой любознательности». Люди, порой не прислушиваются к совету гения и давят на корню любознательность в своих детях.

Есть замечательное стихотворение Самуила Яковлевича Маршака:

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»

Его прозвали «Маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «Почему?»

Очень рядом с понятием любознательности стоит любопытство. Это явления похожи, но не совсем идентичны. Любопытство больше связано с желанием просто что-то увидеть, услышать. Акт любопытства кратковременный и эффект от него недолговечный. Это просто фиксация некоего факта, а любознательность – именно познание мира, его закономерностей, отношений составных частей и их влияние на людей и самого ребенка.

Почему же важна именно любознательность? Прежде всего потому, что она не просто облегчает процесс обучения, а становится основой и движущей силой успешного обучения. Если ребенок не очень любознателен, то у него будут проблемы как с интересом к обучению, так и к запоминанию информации. Эффект от обучения всегда выше, если новая информация приносит положительные эмоции, а именно это и обеспечивает любознательность и её удовлетворение.

Но обучение это как бы внешний процесс. Любознательность хороша тем, что она не может возникнуть под давлением. Любознательность – естественное состояние не просто усвоения информации, а активного поиска информации. Именно такой поиск приводит к созданию нового, обеспечивает изобретательность, или, как сейчас модно говорить – креативность. Хотите, чтобы ребенок был креативным во взрослой, профессиональной жизни? Поддерживайте и развивайте любознательность! «Любознательность создаёт ученых и поэтов» (Франс А.)

Уже отмечалась важность положительных эмоций от процесса проявления и удовлетворения любознательности. Не надо долго объяснять, что положительные эмоции вообще хорошо, не только как результат познания, но и просто как фактор повседневной жизни. Чем больше положительных эмоций получает ребенок от окружающего мира, тем меньше проблем у него возникнет как в текущей «ребячьей» жизни, так и потом, во взрослой. И это касается не только познавательных процессов, но и вообще общего психологического состояния человека.

Обозначив важность любознательности мы перейдем к методам стимулирования и развития любознательности. Состояние радости, положительных эмоций от познания надо не подавлять, а стимулировать. Это можно делать очень просто – поддерживать самим взрослым и стимулировать у детей восхищение, радость, позитивное удивление при получении новой информации. Простой пример. Ребенок сломал игрушку. Не важно – кукла это или машинка, сложная или простая. Конечно, сломанная игрушка это не всегда позитив, но надо постараться понять ситуацию, в которой это произошло. Можно ребенка механически отругать за сам факт поломки, а можно присмотреться и, возможно, увидеть, что ребенок пытался понять, «как оно устроено». Надо задавать вопросы ребенку. Спокойно, проявив так и уважение. Если выяснится, что ребенок разобрал (даже и сломав при этом) игрушку, то надо помочь ему в процессе познания, принять участие в изучении устройства игрушки, внутренней начинки, принципов работы и т. д. Не лишним будет проявить небольшой артистизм и вместе с ребенком «удивиться» тем, что вы вместе «обнаружили». В любом случае, не стоит подходить к игрушкам по принципу: «Не давайте игрушки детям, дети их поломают». Внушение ребенку мысли, что разбирать, исследовать игрушки глупо, вредно, может в будущем привести к ситуации, когда ребенок сделает подобный вывод в отношении какого-либо учебного предмета, а то и вовсе в отношении всего процесса учёбы. В конце концов, если вы обнаружили у ребенка «страсть» к изучению внутренностей игрушек, то, возможно, имеет смысл покупать специально не очень дорогие игрушки, а то и разнообразные конструкторы или игрушки, предназначенные для сборки-разборки.

Позитив нужен не только в процессе игры или изучения каких-либо предметов. Надо внимательнее относиться к вопросам ребенка, не отмахиваться от них, как от бессмысленных, а стараться отвечать максимально подробно или даже – расширенно. То есть постараться и самому что-то узнать новое, реально получить и передать свою радость от познания новых фактов, восхищение от многообразия окружающего мира ребенку. Ребенок чутко будет улавливать и ваше настроение. Если вы с интересом сами будете подходить к открытию для себя новых фактов об окружающем мире, то это состояние будет естественным и у ребенка. Например, мы предлагали детям (ну, конечно, и родителям) создать презентации о своей малой родине. Получив первый вариант работы, я решила проверить информацию и что-то добавить. Узнала массу интереснейшей информации.

Одним из важных элементов воспитания любознательности является уважительное отношение к людям, которые максимально проявили эту самую любознательность в своей жизни. Речь идёт о великих учёных, путешественниках, изобретателях и просто людях, которые придумали что-то необычное, принесшее пользу человечеству. Даже обычная бытовая техника может стать предметом изучения. Для начала можно окунуться в историю тех или иных бытовых предметов, потом рассказать, как это всё развивалось во времени, что новое было придумано и как это всё отразилось на удобстве и полезности. Например, рассказать про телефоны, утюги, автомобили или корабли и самолеты и т. д. Это можно превратить в увлекательнейший рассказ. И это на самом деле очень интересно – как были изобретены и как изменились привычные нам вещи, начиная от обуви и карандашей, заканчивая ракетами.

«Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее…» (Франс А.)

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Чем полезна логоритмика для дошкольников» Логоритмика представляет собой особую методику, направленную на решение целого комплекса проблем, связанных с речевыми, координационными.

Консультация для родителей дошкольников по ПДД Уважаемые папы и мамы! Вот и подрос Ваш малыш, стал взрослее, любознательнее, его жизненный опыт обогатился, он сделался самостоятельнее.

Консультация для родителей ДОУ «Закаливание дошкольников» Дорогие коллеги, всем известно порой как трудно вызвать интерес у родителей наших воспитанников, к деятельности ДОУ. Для этого мы тщательно.

Консультация для родителей и педагогов «Гиподинамия у дошкольников» Термин "гиподинамия" в переводе с латыни означает "малоподвижность", то есть сидячий образ жизни. Опасен он тем, что может привести к общему.

Консультация для родителей «Как развивать детскую любознательность» Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения нового мира. Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Чем глубже ребенок.

Консультация для родителей о трудовом воспитании дошкольников Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается.

Консультация для родителей о здоровье дошкольников Рекомендации родителям для дошкольников о здоровье Родители должны привить в ребенке желание быть здоровым и сильным. Для этого нужно культивировать.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у дошкольников» Плоскостопие – это заболеваний опорно-двигательного аппарата, которое является, к сожалению, одним из наиболее распространенных у детей.

Консультация для родителей «Закаливание дошкольников летом» Наступило лето – самая прекрасная пора года. Именно летом можно в полную силу использовать природные источники (солнце, воздух и воду) для.

Консультация для родителей «Веселая математика для дошкольников» Веселая математика для дошкольников Как же научить ребенка считать и любить математику? Что можно сделать для того, чтобы облегчить процесс.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Про любознательность у дошкольников»
Опубликовано: 25 августа 2019 в 18:09
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Про любознательность у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Лесенкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД