Вера Лесенкова
Консультация для родителей «Про любознательность у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Любознательность – основа познания нашего мира. Она возникает у ребенка с момента рождения и постепенно развивается и трансформируется в соответствии с его развитием. Постепенно любознательность принимает более осознанные формы и получает больше возможностей для удовлетворения её потребностей. Наиболее активно любознательность врывается в жизнь как ребёнка, так и окружающих его людей с момента, года ребенок получает возможность формулировать простейшие вопросы: «Что это?», «Почему?», «Как?» и т. д. Дальнейшее развитие речи приводит к более глубокому познанию мира. Особая ответственность лежит на взрослых, чтобы эта любознательность не угасла, ребёнок получал адекватную и максимально полную информацию, а главное – развивался многогранно и гармонично.
Публикация «Консультация для родителей „Про любознательность у дошкольников“» размещена в разделах
Собственно, период максимальной потребности удовлетворения любознательности приходится на дошкольный возраст. Этот период именно поэтому важен для воспитания любознательности. Да, именно воспитание любознательности, как и воспитание в ребенке других качеств. Очень часто можно видеть сценки, когда ребенок заваливает взрослого вопросами о том, что видит или видел, о том что происходит и почему. Хорошо, если взрослые стараются максимально подробно ответить. Но так же часто можно наблюдать, что взрослые, занятые своими повседневными вопросами не могут выйти из этого озабоченного образа и просто отмахиваются от вопросов ребенка, считая их неинтересными и даже глупыми.
Основное определение любознательности это стремление к получению новых знаний. «Любознательность есть постоянная неудовлетворенность духа» (Тейлор Д.)
Альберт Эйнштейн придавал огромное значение наличию любознательности : «Важно не переставать задавать вопросы…
Не утрачивайте с годами святой любознательности». Люди, порой не прислушиваются к совету гения и давят на корню любознательность в своих детях.
Есть замечательное стихотворение Самуила Яковлевича Маршака:
Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «Маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «Почему?»
Очень рядом с понятием любознательности стоит любопытство. Это явления похожи, но не совсем идентичны. Любопытство больше связано с желанием просто что-то увидеть, услышать. Акт любопытства кратковременный и эффект от него недолговечный. Это просто фиксация некоего факта, а любознательность – именно познание мира, его закономерностей, отношений составных частей и их влияние на людей и самого ребенка.
Почему же важна именно любознательность? Прежде всего потому, что она не просто облегчает процесс обучения, а становится основой и движущей силой успешного обучения. Если ребенок не очень любознателен, то у него будут проблемы как с интересом к обучению, так и к запоминанию информации. Эффект от обучения всегда выше, если новая информация приносит положительные эмоции, а именно это и обеспечивает любознательность и её удовлетворение.
Но обучение это как бы внешний процесс. Любознательность хороша тем, что она не может возникнуть под давлением. Любознательность – естественное состояние не просто усвоения информации, а активного поиска информации. Именно такой поиск приводит к созданию нового, обеспечивает изобретательность, или, как сейчас модно говорить – креативность. Хотите, чтобы ребенок был креативным во взрослой, профессиональной жизни? Поддерживайте и развивайте любознательность! «Любознательность создаёт ученых и поэтов» (Франс А.)
Уже отмечалась важность положительных эмоций от процесса проявления и удовлетворения любознательности. Не надо долго объяснять, что положительные эмоции вообще хорошо, не только как результат познания, но и просто как фактор повседневной жизни. Чем больше положительных эмоций получает ребенок от окружающего мира, тем меньше проблем у него возникнет как в текущей «ребячьей» жизни, так и потом, во взрослой. И это касается не только познавательных процессов, но и вообще общего психологического состояния человека.
Обозначив важность любознательности мы перейдем к методам стимулирования и развития любознательности. Состояние радости, положительных эмоций от познания надо не подавлять, а стимулировать. Это можно делать очень просто – поддерживать самим взрослым и стимулировать у детей восхищение, радость, позитивное удивление при получении новой информации. Простой пример. Ребенок сломал игрушку. Не важно – кукла это или машинка, сложная или простая. Конечно, сломанная игрушка это не всегда позитив, но надо постараться понять ситуацию, в которой это произошло. Можно ребенка механически отругать за сам факт поломки, а можно присмотреться и, возможно, увидеть, что ребенок пытался понять, «как оно устроено». Надо задавать вопросы ребенку. Спокойно, проявив так и уважение. Если выяснится, что ребенок разобрал (даже и сломав при этом) игрушку, то надо помочь ему в процессе познания, принять участие в изучении устройства игрушки, внутренней начинки, принципов работы и т. д. Не лишним будет проявить небольшой артистизм и вместе с ребенком «удивиться» тем, что вы вместе «обнаружили». В любом случае, не стоит подходить к игрушкам по принципу: «Не давайте игрушки детям, дети их поломают». Внушение ребенку мысли, что разбирать, исследовать игрушки глупо, вредно, может в будущем привести к ситуации, когда ребенок сделает подобный вывод в отношении какого-либо учебного предмета, а то и вовсе в отношении всего процесса учёбы. В конце концов, если вы обнаружили у ребенка «страсть» к изучению внутренностей игрушек, то, возможно, имеет смысл покупать специально не очень дорогие игрушки, а то и разнообразные конструкторы или игрушки, предназначенные для сборки-разборки.
Позитив нужен не только в процессе игры или изучения каких-либо предметов. Надо внимательнее относиться к вопросам ребенка, не отмахиваться от них, как от бессмысленных, а стараться отвечать максимально подробно или даже – расширенно. То есть постараться и самому что-то узнать новое, реально получить и передать свою радость от познания новых фактов, восхищение от многообразия окружающего мира ребенку. Ребенок чутко будет улавливать и ваше настроение. Если вы с интересом сами будете подходить к открытию для себя новых фактов об окружающем мире, то это состояние будет естественным и у ребенка. Например, мы предлагали детям (ну, конечно, и родителям) создать презентации о своей малой родине. Получив первый вариант работы, я решила проверить информацию и что-то добавить. Узнала массу интереснейшей информации.
Одним из важных элементов воспитания любознательности является уважительное отношение к людям, которые максимально проявили эту самую любознательность в своей жизни. Речь идёт о великих учёных, путешественниках, изобретателях и просто людях, которые придумали что-то необычное, принесшее пользу человечеству. Даже обычная бытовая техника может стать предметом изучения. Для начала можно окунуться в историю тех или иных бытовых предметов, потом рассказать, как это всё развивалось во времени, что новое было придумано и как это всё отразилось на удобстве и полезности. Например, рассказать про телефоны, утюги, автомобили или корабли и самолеты и т. д. Это можно превратить в увлекательнейший рассказ. И это на самом деле очень интересно – как были изобретены и как изменились привычные нам вещи, начиная от обуви и карандашей, заканчивая ракетами.
«Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее…» (Франс А.)