Виктория Солдатенкова
«Пряничная ярмарка!» Развлечение в рамках одноименного проекта
▼ Скачать + Заказать документы
Проект родился в ходе подготовки к ярмарке. Воспитатель рассказала детям, что во времена молодости их бабушек и прабабушек на ярмарке можно было купить разные игрушки, сладости, пряники. Дети проявили интерес к процессу изготовления русских пряников.
День первый
Публикация «„Пряничная ярмарка!“ Развлечение в рамках одноименного проекта» размещена в разделах
- Пряники. Все о пряниках для детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Ярмарка. Фольклорные развлечения
- Темочки
Дети знакомились с пряничным промыслом, который был одним из самых распространенных в России. Они расспрашивали бабушек и дедушек о том, какие пряничные игрушки они помнят из своего детства.
День второй
Воспитатель Валентина Петровна познакомила детей с книгой «Пряники русские». Дети читали и рассматривали иллюстрации, познакомились с пряничными игрушками тульских, вяземских, Городецких мастеров.
День третий
Щеголева Полина рассказала детям о пряничных играх, в которые играли на ярмарках все от мала до велика (сведения она получила от мамы). На занятиях по лепке делали пряничные игрушки из соленого теста.
День четвертый
Воспитатель познакомила детей с мексиканской традицией дарить детям в новогоднюю ночь пряничные фигурки. Миронов Андрей и Женя Белов предложили подарить своим близким и родным к Новому году пряничные фигурки Деда Мороза и Снегурочки.
День пятый
Семейная гостиная на тему «Пряничные игрушки для ярмарки». Свою помощь в ее организации предложила бабушка Насти и Олега, приготовив пряники с разной начинкой. Дети с удовольствием по запаху различали приправу и начинку, которую добавляли в пряничные игрушки.
Занятие-развлечение.
Цели:
Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа.
Формировать интерес к её историческому прошлому.
Воспитывать патриотические и гражданские качества учащихся.
Воспитывать бережное отношение к труду.
Задачи:
Познакомить ребят с историей возникновения пряничного дела на Руси.
Познакомить с разнообразными видами пряников.
научить ребят играть в народные игры.
Зрительный ряд:
имитация ярмарочных прилавков (павло-пасадские платки, дымковские свистульки, расписной самовар, бублики, пряники,
Оборудование: обруч с лентами - “карусель”,
Музыкальное оформление: русские народные песни, мелодии.
Ход занятия
Появляются Скоморохи:
1-скоморох:Сюда, сюда все приглашаются,
Ярмарка начинается!
2-скоморох:Мальчишки и девчушки,
Откройте глаза, навострите ушки!
Русская ярмарка не каждый день бывает.
1-скоморохЧего здесь не наслышишься,
Чего здесь не навидишься!
Все будут довольны, никто не обидится!
2-скоморох Здесь и свистульки, здесь и игрушки.
Чай из самовара, пряники печатные, игры занятные
1-скоморохЗдесь на всех, друзья хватит радости,
Будут игры, веселье, подарки и сладости. (Скоморох протягивает сундучок-подарок)
Вот вам и подарок: сундучок с сюрпризом!
Педагог:
Ребята, вам интересно узнать, что в нем? Давайте посмотрим (достаю из сундучка муляж пряника : петушок). Что это? Конечно же, это петух, а как вы думаете, он простой? Действительно это не игрушка, это пряник. А вы любите пряники?
2-Скоморох:
Этот пряник необычный :
За долами, за лесами,
Есть резной, чудесный дом.
На крыльце петух с ключами,
Дед и баба за столом.
1-скоморохПеред ними тесто горкой
Меду целое ведерко,
Сливки в глиняном горшке.
Дед и баба все в муке
2-скоморох Слепили коровку масляну головку.
С нею рядышком коза
Леденцовые глаза.
Пастушок с дудочкой,
Рыболов с удочкой,
Дом и речка с мостиком,
И собака с хвостиком
1-скоморохХлебные кони стоят на ладони,
Воду пьют, копытом бьют,
Просятся в поле - землю пахать,
На вольной ниве гривой махать.
2скоморохЛепили, лепили, все в печь посадили.
Пусть поджарятся, подрумянятся!
Будут пряники пудовые,
Золотые и медовые!
1скоморох:
- сладким чаем, сладким чаем, угощаем с пряниками тульскими из самоваров русских.
Чай горячий – наша сила, украшение стола.
“ С чая лихо не бывает!” - так в народе говорят.
Чай – здоровье, всякий знает, пей хоть пять часов подряд!
(дети отправляются к витрине с самоварами и пряниками)
Педагог:
О чем говориться в этом стихотворении? Правильно, о пряниках, какими назвал их Скоморох? – медовые, золотые. И, правда, посмотрите, как красивы они (рассматриваем муляж пряника). Цвет темно-коричневого медового теста, а сверху пряник украшен глазурью из цветного сахара (обращаю снимание детей на цвета глазури)
. Дети, а вы знаете, что является символом Тулы? Конечно же, самовар. Тула гордится своими великими самоварщиками, тульский самовар считается самым лучшим! Самовары делали из красной и зелёной меди, серебра, причем самой разнообразной формы: чаша, ваза, рюмка, банка. Первый самовар был изготовлен Назаром Лисицыным. Позднее стали выпускать электрические самовары, а так же расписные. Традиционно к чаю подавались Тульские пряники. Тульский пряник - визитная карточка Тулы. Пряники отличались разнообразием - лепные, печатные, обрядовые, силуэтные. С пряниками было связано много народных обычаев и традиций. Их дарили в знак чести, любви. Особые пряники делались в связи с каким-нибудь торжественным событием. Тульские пряники считались у наших предков дорогими подарками. По народному поверью считалось, что пряники имели целебные свойства и помогали в лечении болезней. Пряники, конечно, были излюбленным лакомством. Особенно их любили дети. Для них выпекали фигурные пряники в форме рыбок, птичек, с именами, с отдельными буквами. Тех, кто делал пряники, называли "прянишниками". Профессия эта передавалась по наследству. (Дети угощаются пряниками)
Пряники пекли на Руси с давних времен, их готовили к праздникам, свадьбам, их продавали на ярмарках. И конечно, пряники были любимым лакомством детей. Для них делали пряники в виде птичек, разных животных.
Русские люди очень любят пить чай. И в городе Туле был изобретен самовар. Тула стала родиной не только самовару, но и Тульскому прянику. Тульские пряники медовые, со слоем повидла внутри, украшены белой глазурью. На этих пряниках даже делают надписи : “Родом я из Тулы – самовару брат!”(Показ слайдов и фильма про тульские пряники)
Педагог:
Мы с вами находимся на настоящей Ярмарке. Оглянитесь, здесь очень весело, звучит задорная музыка, все веселятся, пляшут.
1-Скоморох (показывает ребятам “карусель” - обруч с лентами) :
Ай, люли-люли-люли, карусель видна вдали.
Хотят кататься детушки, и Ванюшки и Танюшки,
Мальчики и девочки, куда же вы шагаете?
Идите вы на карусель – место прозеваете! (Дети подходят к обручу с лентами, каждый берет в руку ленту и двигается по кругу)
2-Скоморох:
Закрутили, завертели колесо у карусели.
Весело, весело, вместе ехать весело!
Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите!
Раз, два, раз, два!
Закружилась голова.
Скоморох 1. А теперь давайте с вами поиграем.
Игра «Пряник» (под мелодию песни «Посею лебеду на берегу»)
В центре зала очерчивается круг, в центре стоит табуретка, на которой сидит водящий. В кругу разложены пряники. Задача девочек – собрать пряники, а водящий, не вставая с табуретки, должен поймать девочку себе в «невесты». Игра может повториться с другим водящим.
(дети сели)
Скоморох 2.
Внимание, внимание! Начинаем пряничное состязание.
«Пряничные загадки»
1. В поле родился, на заводе варился.
На столе растворился (сахар).
2. Он пыхтит как паровоз, важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится – пригласит чайку напиться (чайник).
3. Мнут и катают, в печи закаляют,
А потом за столом нарезают (тесто).
4. В воде родится, а воды боится (соль).
5. В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь да вода (самовар).
6. Пузатый, носатый на печке сопел.
Потом вдруг нечаянно песню запел (чайник).
Скоморох1
Был и еще обычай: ловить пряники. На второй день Пасхи девушки в лучших нарядах выстраивались в круг на площадке около церкви, а парни кидали в них пряники, баранки, конфеты, причем каждый старался попасть в свою избранницу.
Проводится игра «Попади в невесту» (под мелодию песни «Барыня, ты моя»)
Скоморох2.
Игра «Пряник по кругу» (под песню «Конфеты, бараночки»)
Пока звучит мелодия, участники передают друг другу пряник в красивой упаковке. В центре – водящий. Музыка останавливается, и если пряник оказывается в руках у девушки, а в центре круга – юноша, то они должны спеть хором или станцевать парный танец.
1-Скоморох:
Мы играли
Катались, свистели, да есть захотели.
А что за честь, коли нечего есть!
У нас есть угощенье, всем на удивленье.
Расступись народ честной, самовар кипит большой!
Педагог:
Ребята, да здесь пряниками всех угощают, и чаю наливают, хотите чаю отведать?
Скоморох:
Ты и дальше не скучай – приглашаем всех на чай,
С пряниками сушками, пышными ватрушками.