Ольга Анатольевна Квашнина
Приобщение старших дошкольников к искусству России посредством ознакомления с народными промыслами
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Данная проблема нашла широкое отражение в Федеральных государственных требованиях к содержанию образования детей дошкольного возраста, введенных в последние годы в организацию работы детских садов.
Публикация «Приобщение старших дошкольников к искусству России посредством ознакомления с народными промыслами» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
О роли и значении народного декоративно - прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, а также говорили современные исследователи Г. П. Волков, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Изменилось содержание нашей жизни и жизни наших детей: народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерными играми и телевизионными мультфильмами и передачами. Но воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, которая не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры. Воспитателю предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть многообразие декоративно-прикладного искусства. Поэтому любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: развивать личность ребёнка посредством игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций недостаточно, а в некоторых программах это направление работы вообще не предусмотрено. Необходимость организации данной работы существует, так как у детей нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики, увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Это значительно обедняет детское восприятие и впечатления дошкольников, и обязательно скажется потом на отношении к предметам искусства.
Проанализировав примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе; программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» под редакцией Лыковой И. А. и комплексные занятия в подготовительной группе детского сада под редакцией Бондаренко Т. М. мы посчитали целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.
Цель: создание и апробация рабочей программы приобщения старших дошкольников к искусству России через ознакомление с народными промыслами.
Задачи:
1. Изучить особенности народных промыслов России.
2. Проанализировать методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с народными промыслами.
3. Реализовать программу и выявить результативность проведенной работы.
Базой для проведения работы стала подготовительная группа МДОУ Некоузского детского сада общеразвивающего вида № 2.
Практическая значимость данной работы заключается в создании программы приобщения старших дошкольников к искусству России через ознакомление с народными промыслами, которую могут использовать в работе педагоги дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.
Знакомство с произведениями народных мастеров имеет большое значение для духовного развития и патриотического воспитания дошкольников. Народное искусство поднимает темы гражданского содержания, воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Оно помогает детям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира и формирует у них желание и умение сохранить то, что сделано до него. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка. Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры.
Каждое изделие народного искусства - это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, национальная гордость, это наше начало, которое питает и сегодняшнюю культуру, искусство, образование. Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время - все больше они входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Небольшие вещицы – доски, мисочки, ложки – похожих не найдешь нигде – стали любимыми подарками, сувенирами, разносящими далеко за пределы нашей Родины славу исконных мастеров.
Учитывая большое значение народного искусства в развитии личности дошкольника, мы решили познакомить детей с историей народного творчества и вызвать у них желание участвовать в творческой деятельности: составлять узоры и орнаменты, лепить, расписывать игрушки.
Это комплексная программа по ознакомлению детей с народными промыслами, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно-эстетическое воспитание детей.
Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Для этого разработано календарно – тематическое планирование по декоративно-прикладному искусству, которое включает в себя: темы занятий, их программное содержание и оборудование, а материал сгруппирован отдельными блоками по каждому виду народных промыслов.
Особенностью программы является использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества и инструментов для рисования. Для обучения и развития декоративного творчества используются подлинные предметы определенного вида народного искусства и их изображения.
Цель программы: формировать основы художественной культуры ребенка через приобщение их к декоративно-прикладному искусству России через ознакомление с народными промыслами.
Основные направления работы с детьми:
1. Ознакомление детей с видами народного декоративно-прикладного искусства.
2. Обучение декоративному рисованию, лепке на основе подлинных предметов народного искусства.
3. Формирование детского декоративного творчества.
Задачи обучения:
1. Учить различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.
2. Воспитывать уважение к мастерам и желание создавать прекрасное.
3. Формировать умение различать и называть знакомые народные игрушки, их особенности.
4. Учить видеть красоту узоров и особенности их изображения в разных видах; видеть разнообразие материалов (дерево, глина, фарфор).
5. Учить выделять средства выразительности: элементы, их чередование, цвет, колорит росписи,
6. Учить составлять узоры на основе изученных видов декоративно-прикладного искусства.
7. Формировать умение передавать колорит определенной росписи, ее характерную композицию.
Формой подведения итогов реализации программы являются: участие детей в развлечениях, праздниках, досугах, выставках посвященных русскому народному творчеству.
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности детей. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивает у них художественный вкус, прививает любовь к своему краю. Знакомство детей с декоративно – прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развивает творческие способности.
После рассмотрения теоретических аспектов данной темы, создания программы по приобщению старших дошкольников к искусству России и ее реализации можно сделать выводы:
1. дети познакомились с народными промыслами, их особенностями и средствами художественной выразительности по следующие разделам: дымковская игрушка, филимоновские свистульки, каргопольские легенды, золотая Хохлома, веселый Городец, сине-белое чудо Гжели, русская матрешка;
2. дети стали осознанно обращать внимание на красоту окружающих предметов, правильно их называть и узнавать материал, из которого сделано изделие;
3. воспитанники стали проявлять самостоятельность в подборе изобразительных материалов, в продумывании содержания работы, активно проявлять творчество, выдумку;
4. дети научились самостоятельно анализировать изделия, составлять из отдельных элементов орнаменты, а также использовать в работе разнообразные способы лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный.
5. занятия развили у детей эстетический вкус и эстетическое восприятие действительности;
6. продукты детской деятельности стали отличаться большей выразительностью, разнообразием;
7. дети стали активнее и свободнее отражать свои впечатления от общения с предметами декоративно – прикладного искусства в продуктивной деятельности;
8. произведения народного творчества пробудили в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствовали воспитанию патриотических чувств.