Галина Гусева
Опыт работы по художественно-эстетическому воспитанию «Приобщение дошкольников к народной игрушке»
▼ Скачать +Заказ
Опыт работы по художественно-эстетическому направлению
В области «художественное творчество»
Старшего воспитателя Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «Сказка» р. п. Шатки Нижегородской области
ГУСЕВОЙ ГАЛИНЫ ИВАНОВНЫ
ТЕМА:
Воспитание эстетических чувств через дымковскую игрушку.
«Получить в детстве начало
эстетического
воспитания – значит на всю жизнь
Публикация «Опыт работы по художественно-эстетическому воспитанию „Приобщение дошкольников к народной игрушке“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Опыт работы, практика
- Темочки
приобрести чувство прекрасного,
умение понимать и оценить
произведения искусства, приобщаться
к художественному творчеству.»
Н. А. Ветлугина
С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Начиная работу по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, я обратилась к игрушке. Национальная русская игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающая ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.
Из всего разнообразия русских народных игрушек я выбрала дымковскую глиняную игрушку, так как считаю, что она разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.
Удивительная простота сюжета, пропорциональность, четкость формы сочетаются с живой раскраской, их образ понятен детям, а орнамент доступен для понимания.
Перед началом работы я изучила материалы, касающиеся истории дымковского промысла, современного его состояния, уточнила методы и приемы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с дымкой и обучение их лепке и росписи.
Поставила перед собой следующие задачи:
- развивать эстетические чувства детей при знакомстве с дымковской игрушкой (отзывчивость, увлекательность, восхищение);
- приобщать детей к деятельности по изготовлению дымковских игрушек;
- развивать мелкую моторику рук детей, обогащать словарный запас;
- формировать основы эстетического вкуса детей, способствовать самостоятельно, оценивать свои работы и работы товарищей;
- развивать художественно-творческие способности детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.
Затем составила план работы, рассчитанный на три года. (2010-2013)
3.1 С р е д н я я г р у п п а
• Знакомство с дымковской игрушкой.
• Освоение отдельных элементов дымковской росписи.
• Составление узора из этих элементов на листах бумаги различной конфигурации.
• Роспись бумажных силуэтов (коня, оленя, барыни) без наложения цвета на цвет.
• Начало лепки игрушек (уточка, петух)
• 3.2 С т а р ш а я г р у п п а
• Закрепление приемов лепки птиц.
• .Составление узоров самостоятельно и с помощью таблиц.
• Роспись бумажных силуэтов с наложением цвета на цвет
• Лепка четвероногих животных (оленя, коня)
3.3 П о д г о т о в и т е л ь н а я г р у п п а
• Знакомство с историей дымковского промысла.
• Лепка человека (барыни, скомороха).
• Лепка и роспись барельефов с несложным содержанием
• Лепка и роспись игрушек.
• Лепка и роспись несложных сюжетных групп.
Практический материал сделала самостоятельно.
Нарисовала основные элементы росписи в порядке их усложнения в виде таблиц.
Сделала таблицы, показывающие последовательность лепки птиц, животных, и человека
Нашла место, где можно добывать глину – это обрывы на речке Теша (с. Покровки, с. Архангельское)
Научилась готовить глину для работы и хранить ее. Процесс это не быстрый – сначала надо замочить глину и вымесить. Чтобы глина не высыхала быстро, ее укутываю целлофановым пакетом. Когда глина достигает желаемой консистенции, ее делю на комышки и помещаю в пакеты, а затем в ведро с крышкой. Таким образом глину можно хранить годами.
Изготовила игрушки и сделала выставку (для того чтобы игрушки произвели на детей впечатление, их должно быть много).
Рассказала, как называются эти игрушки и где их изготовляют.
Познакомила детей с глиной, научила пользовать глиной.
Познакомила с процессом сушки, грунтовки и росписи.
Рассказала детям, что самый сложный узор на дымковской игрушке состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки, горошины, прямая и волнистая линия и т. д.
Показала, как нарисовать несложный узор, затем предложила сделать детям это самостоятельно на альбомных листах и трафаретах. Так постепенно дети усвоили элементы росписи.
Разработала перспективный план работы. Это позволило мне поэтапно знакомить с промыслами и обучению росписи игрушек: - сначала дети учатся рисовать элементы росписи игрушек (мазки, точки, клетки, округлые формы, рассматривая пятнистых лошадок, индюков и нарядных кукол) затем украшают салфетки для кукол, разрисовывают силуэты животных, учатся составлять узоры из знакомых элементов, что позволяет добиваться хороших изобразительных навыков, развивает у детей творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, вызывает интерес к народному творчеству (см. приложение)
Знакомя детей с изделиями, представляла их ярко, эмоционально, использовала различные сравнения, стихи. Все это вызывало у детей интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.
Особое внимание уделяла росписи объемных фигур. Так как здесь требовался навык рисования кистью вертикально.
Для рисования мелких округлых форм (точки, горошины) использовала «квачи», которые в начале работы делала самостоятельно, в дальнейшем использовала ватные палочки, которые можно приобрести в аптеке.
В группе оборудовала специальный уголок, где находиться готовая к лепке глина, дымковские игрушки, картинки, таблицы, краски, бумажные силуэты, чтобы дети при желании могли заняться любимым делом.
В старшем возрасте знакомила детей с историей возникновения промысла, с легендами и поверьями, связанные с дымкой, с современным состоянием производства игрушек.
Дети узнали, что элементы росписи дымки – древние символы языческой веры. Круг – символ солнца, каравая, хлеба; точки – звезды; волнистая линия – вода; прямая линия – дорога. Сама же дымковская барыня – олицетворение Женщины-Матери, Женщины-Земли, богини плодородия, которая есть почти у всех народов Земли. От этого интерес к дымке вырос еще больше.
Детям нравиться и сам процесс лепки из мягкой и податливой глины, удивительные превращения игрушек после высыхания и возможность самостоятельно расписать игрушку.
И хотя детские работы далеки от совершенства, им все равно присущи все признаки дымковской игрушки, а главное: дети чуть-чуть прикоснулись к искусству, искусству подлинно народному.
Вывод
Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа. Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к разным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю
Очень точно об этом сказал В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудиями труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, общественным трудом в духовную жизнь ребенка.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Дымковские глиняные игрушки привлекают внимание детей своей яркостью и оригинальностью. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрываю мир веселого праздника.
Работая по этой теме в системе, я заметила, что дети хорошо стали ориентироваться в произведениях народных мастеров, научились выделять дымковские игрушки среди других, различая их не только форму, но и цветовые композиции. В процессе диагностики дети показали хорошие результаты