Жанна Плешкова
Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью интерактивных игр
▼ Скачать + Заказать документы
В. м. сухомлинский: |
“Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина. ” |
Публикация «Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью интерактивных игр» размещена в разделах
Знакомить детей с русскими народными традициями следует в дошкольном возрасте. Это позволяет воспитывать их на материале истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором.
Но в последнее время интерес к русским народным обычаям, обрядам, традициям, творчеству весьма снижен среди современных родителей и детей. В 21 веке – веке современных технологий, новейших информационных «гаджетов», компьютерных игр очень сложно привлечь детей к традиционным средствам приобщения к русскому народному творчеству.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Поэтому я решила попробовать начать приобщать детей старшего дошкольного возраста к русскому народному творчеству, используя компьютерные игры и игровые упражнения. Учитывая возраст своих детей, зная их уровень развития, были разработаны несколько авторских развивающих игр по приобщению детей к русской народной культуре.
Например, игра-викторина по русским народным сказкам.
Ведь не секрет, что одним из самых эффективных форм воздействия на личность была и есть народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь, который, заботясь о своих близких, своём народе, сражается с различными чудовищами и уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире. В сказках часто даё тся образец отзывчивого отношения к окружающему: к животным, к растениям, воде, предметам обихода.
Данная игра позволяет закрепить и обобщить знания детей о русских народных сказках, героях русских сказок, побуждает вспомнить события, происходящие в сказках, развивает речь, память, мышление и внимание.
Еще один из вариантов игр – это игры по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству. Тематика может быть различной: «Золотая хохлома», «Чудо гжели» и другие. Эти игры позволяют:
• закрепить знания детей о различных видах росписи;
• воспитывать интерес к русскому народному творчеству;
• продолжать знакомить с произведениями народного творчества различных мастеров, его особенностями;
• учить составлять описательные рассказы об изделиях народных умельцев.
Еще одна из форм народного творчества – загадывание загадок – творческое поле для разработки презентаций. В этих презентациях все отгадки спрятаны на слайдах, если ребенок ответил правильно, то появится нужная картинка. Такая форма работы стимулирует детей к активному участию в разгадывании загадок.
Тематика компьютерных игр разнообразна: «Угадай сказочного героя», «Найди лишнего», «Загадки». Такие презентации могут содержать иллюстрации из книг, звуковые файлы. Практика показала, что при использовании интерактивных игр значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
Организация образовательной деятельности с использованием информационных технологий, помогает нам разнообразить и повысить эффективность образовательного процесса за счет высокой степени наглядности. Занятия с применением компьютерных игр очень интересны дошкольникам и имеют большое значение в приобщении детей к русской народной культуре.
Применение интерактивных игр в приобщении детей к истокам русской народной культуры способствует формированию личности ребенка, а именно его отношения к действительности, активизации творческого мышления, на основе которого развивается понимание истинно прекрасного, потребности приобщения к ценностям народного искусства, к истории, к традициям и обычаям своего народа. А использование компьютерных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения помогает, увеличить эффективность работы у детей в приобщении к русскому народному творчеству и традициям в ДОУ.