Валентина Ивановна Ковалева
Примерный конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в тундру»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в тундру
Воспитатель. Ребята, мне сегодня вручили вот эту коробку, давайте посмотрим, что в ней, кто её прислал и что всё это значит? (открываем коробку).
О, да здесь магнитофон, давайте его включим (включаем).
Голос. «День добрый маленькие обитатели планеты Земля. Мы жители планеты Марс, очень хотим с вами подружиться, но не знаем, какие вы – добрые или злые. Мы очень мало знаем о вашей планете, хоть и бываем на ней и сделали много снимков из космоса. Посылаем вам модель Земли, рассмотрите её, это ваша планета, она прекрасна, но нам многое не понятно. Мы зададим вам несколько вопросов, а вы нам ответите.
Публикация «Примерный конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе „Путешествие в тундру“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Тундра. Природная зона
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
- Как называется ваш город?
- Где он находится?
Когда мы фотографировали вашу планету, мы получили вот такие снимки. Рассмотрите их и скажите, что на них изображено? Ваши ответы нам передаст магнитофон специальными сигналами».
Воспитатель. Ну что ребята поможем марсианам?
Достаю глобус. Что это? (глобус). Посмотрите и скажите, какой формы наша Земля (круглой).
Что на нашей планете есть? (горы, леса, реки, города).
А как называется наш город? (Лабытнанги)
Где он находится? (на Севере нашей страны, на полуострове Ямал).
А теперь давайте посмотрим на эти снимки. Скажите, что это за природная зона (тундра, если затрудняются, подсказываю).
Воспитатель. Вот наш полуостров Ямал (показываю на глобусе) и вдоль берегов Ледовитого океана тянется тундра. Это холодная зона. Зима начинается рано. Солнце почти не согревает Землю, а потом т вообще не показывается - наступает полярная ночь. Только летом к июню сходит снег. Лето короткое и прохладное. Весь день и всю ночь светит солнце, наступает полярный день.
Посмотрите, кого мы здесь видим (рассматриваем снимки) (стадо оленей).
А если есть олени, значит, есть и растения. А для жизни и роста растений, что необходимо? (свет, тепло, вода). Значит, всё это здесь есть.
Как вы думаете, почему растения здесь такие низкие, что им мешает расти? (если затрудняются ответить, объясняю).
- Ребята, за длинную зиму земля промерзает на большую глубину, и за короткое лето успевает оттаять только верхний слой почвы, полностью она не оттаивает. Дальше остаётся вечная мерзлота. Корни у растений тундры короткие. Т. к. они не могут пробиться сквозь вечную мерзлоту. Значит и растения вырастают низкими.
Какие растения вы знаете, которые принося пользу для людей, дают вкусные плоды? (ягодники).
Какие ягоды тундры вы знаете? (бруснику, голубику, морошку, клюкву) картинки ягод прикрепляю на фланелеграф.
Воспитатель. Дети. А если есть растения, значит, есть и животные, которые ими питаются. Как называют животных, которые питаются растениями? (травоядными).
Назовите этих животных (олень, заяц).
А кто на них охотится? (волки, песцы, полярные совы). Как называют таких животных? (хищники)
Воспитатель. А теперь подумайте и скажите, как приспосабливаются животные к жизни в тундре? (имеют густую шерсть, птицы пушистое оперение, светлую окраску) затрудняются, помогаю.
А как олень добывает себе корм и что он любит кушать? (имеют широкие копыта, они позволяют ему не проваливаться в снег, ими же он разгребает снег и достаёт себе еду ягель) если затрудняются с ответом, подсказываю.
Физминутка. Превращаемся в оленей и имитируем характерные для них движения.
Воспитатель. Ребята, а кого ещё много летом в тундре (насекомых).
Такое количество насекомых привлекает внимание птиц. Каких птиц вы знаете? (сова, куропатка, сапсан, кряква) показ картинок птиц.
Воспитатель. А теперь закройте глаза и представьте, что вы находитесь в тундре, на берегу реки, где растут деревья, поют птицы (включаю голоса птиц, вам хорошо.
В это время я превращаюсь в фею Природу, одеваю накидку (на ней деревья, птицы, животные, венок.
Фея Природа. А теперь откройте глаза. К нам в гости пришла фея Природа. Да дети прекрасно, когда цветут цветы, светит солнышко, поют птицы. Но сейчас мы с вами сходим на одну полянку (выходят на поляну, где разбросан разный мусор: бумажки, бутылки, банки).
А теперь посмотрите и скажите, такая поляна вам нравится? Кто оставил это после себя? (люди).
Так вот ребята, чтобы наша природа радовала нас, и мы могли любоваться её красотой, природу надо беречь. Когда отдыхаем на природе. Что мы не должны делать? (ответы детей и уборка поляны).
Фея Природа. Послушайте стихотворение.
Что же натворили мы с природой, как теперь нам ей смотреть в глаза,
В темные отравленные воды, в пахнущие смертью небеса. А. Дементьев.
В час раздумий наших и тревог, в горький час беды и неудачи,
Видел я: цветы как люди плачут, и росу роняют на песок. Р. Газматов.
Фея Природа. Вот дети, чтобы не плакали цветы и чтобы пели птицы, давайте не будем делать больно природе, иначе она нас накажет. Я свами прощаюсь (уходит).
Голос. Ребята, мы снимали вашу местность, животных и птиц, но снимки получились не чёткие, мы их не можем понять. Дорисуйте пожалуйста (на столах карточки с недорисованными животными и птицами).
Воспитатель. Дети сейчас вы отдохнёте и дорисуете животных. Скажите, а если бы мы захотели посмотреть на планету Марс, каким бы транспортом мы воспользовались (ракетой).
Голос. Спасибо вам ребята за ваши ответы, мы узнали много интересного о тундре, а главное мы знаем, что дети вашей планеты добрые, сообразительные, умные. До свидание.
Воспитатель. Ну, вот и закончилось наше путешествие с марсианами по тундре (подведение итогов). В следующий раз мы ещё отправимся в путешествие.