Валентина Ступина
Фотоотчет о проекте «Романово-Борисоглебск — золотая частица Ярославского края»
▼ Скачать + Заказать документы
На фотографиях показана красота Воскресенского собора города Романово-Борисоглебска. Воскресенский собор(1652-1678 гг.) Более древней стороной города считается правобережная Борисоглебская сторона города. Начало поселению было положено в XIII веке в годы монголо-татарского нашествия, когда множество беженцев из Ярославля покидали свои родные места. Они построили храм, который посвятили первым русским святым князьям Борису и Глебу. При храме образовалась монашеская обитель. Население Борисоглебской слободы было в подчинении Большого дворцового приказа и поставляло рыбу к царскому двору. В XVII веке на месте деревянного храма высилась уже каменная трехшатровая церковь с трапезной и двумя приделами. Главный престол церкви был посвящен иконе Богородицы «Одигитрия» (Смоленской, а приделы – святому Иоанну Предтече и благоверным князьям Борису и Глебу. По благословению митрополита Ионы (Сисоевича) был надстроен второй этаж храма – летняя церковь в честь Воскресения Христова. Так венцом Борисоглебской части города стал Воскресенский собор. Величайшей святыней Воскресенского собора является икона Всемилостивого Спаса. Она была написана святым Дионисием Глушицким и молитвенно почиталась, как прихожанами, так и многочисленными паломниками. В XVIII веке по указу святителя Арсения (Мацеевича) образ был вывезен в Ростов Великий. Только через 44 года Борисоглебцам позволили вернуть святыню в собор. С великой радостью они несли ее из Ростова на руках и перед слободой остановились на речке Ковать. Там, где поставили икону, забил ключ родниковой воды, существующий и поныне. У святого образа стали совершаться чудеса исцелений от физических и духовных болезней. С этого времени дважды в год совершаются крестные ходы с образом Спасителя по Романовской и Борисоглебской стороне. И вот уже более двух сот лет каждый год в Тутаев стекаются множество паломников и туристов, которые следуют крестным ходом за Спасителем. Список иконы побывал в космосе, об этом событии имеется сертификат, расположенный на одной из стен собора. Воскресенский собор это главный храм Тутаева, здесь сохранились уникальные фрески.
Публикация «Фотоотчет о проекте „Романово-Борисоглебск — золотая частица Ярославского края“» размещена в разделах
Стоит собор на обширной площади, являясь зрительным центром всего правобережья. От него идут в разные стороны улицы города.
Собор стоит на высоком берегу реки Волги. Он обнесён невысокой, Очень красивой оградой. Колокольня стоит на некотором отдалении от собора, на верх ведет старинная, деревянная лестница, в одном из пролетов увидели старинный изразец, на другом установлены старинные часы. Механизм часов находится на лестнице, он состоит из резных колес, которые при движении издают звон, а циферблат установлен в стене колокольни. На фотография показана архитектура собора с колокольни, вид Романовской стороны города, который расположен на семи холмах с построенными на них Крестовоздвиженский собор, украшенный уникальной многосюжетной ковровой живописью Гурия Никитина. Угличский князь Роман Владимирович прибыл по реке Волге к рыбацкой Борисоглебской слободе, долго любовался высоким левым берегом Волги, выходящим к реке семью холмами и велел своим людям заложить на левом берегу Волги и устроить деревянный Соборный храм в честь Воздвижения Креста Господня. Дважды он возводился и дважды был разрушен, а в 1658 году был построен каменный Крестовоздвиженский собор, сохранившийся до наших дней. Колокольня собора шатровая, составляет с храмом единое целое, стоит за высокими валами. Это самая что ни на есть историческая часть города. Здесь в старину располагался детинец - кремль.
Это самый старый собор города из сохранившихся. Его начали строить во времена Ивана Грозного. Строительство собора велось почти 100 лет. Столь длительный срок объясняется, тем что это был первый каменный храм в городе, да и средств не хватало.
Рядом с Крестовоздвиженским собором расположилась красавица Леоньтьевская церковь. Вознесенская (Леонтьевская) церковь построена стараниями купца Григория Сырейщикова с прихожанами. Церковь расположена на обширной площади, в южной стороне города. Эта местность издавна называется "Леонтьевка", т. к. здесь "на посаде" стоял храм в честь святого Леонтия Ростовского. Долгое время в церковной пристройке на втором этаже располагалось Романовское духовное Управление. Перейти через овраг, отделяющий Крестовоздвиженский собор и Казанскую церковь можно по Английскому каменному мостику.
- Казанская Преображенская церковь (1758 г.)
Величавый пятиглавый храм, ставший визитной карточкой Романово-Борисоглебска (Тутаева, возведен в 1758 г. на месте, где в более ранние века располагались женский монастырь и две церкви Никольская и Преображенская. Полное наименование храма – Казанская Преображенская церковь. В сказании о Казанской иконе Божией Матери именуется она Никольскою. Однако исстари называют храм Казанской церковью, потому как построена она для Чудотворной иконы Божией Матери, доставленной (согласно легенде) в 1588 г. романовским жителем Герасимом Трифоновым из Казани во исполнение прямого указания Богородицы, чудесным образом явившейся ему и указавшей место, где храму быть. В 1931 г. церковь была закрыта, а в 1997 году разоренный храм передан Церкви. Казанскую икону Божьей матери, во время смуты, забрали в Ярославль, где и построили Казанский монастырь. В последствии для Романова (Тутаева) был написан список этой иконы и установлена традиция совершать Крестный ход с образом Казанской Богоматери из Ярославля в Тутаев, и из Тутаева в Ярославль. И до сих пор каждое лето паломники идут в течении двух недель Крестным ходом, неся икону на руках Казанская церковь - уникальный архитектурный ансамбль, состоящий из храма и колокольни, возвышающейся, словно маяк, на вершине волжского обрыва. Поражает гениальность архитектурного решения, создающего ощущение изящества, легкости, простоты в сочетании с массивностью и внушительностью сооружения. Вознесенная на мощный подклет, церковь, кажется, поднялась из вод Волги-матушки на середину крутого спуска и застыла, поражая чарующей красотой и необъяснимо притягательной силой любого человека, чувствующего себя здесь как бы под покровительством Богоматери и Всемилостивого Спаса, чей образ (15 век) находиться как раз напротив, на другом берегу Волги в Воскресенском соборе. Глубоко почитаем до сих пор романовцами погребенный в часовне под колокольней Блаженный Онуфрий, юродивый Христа ради, живший в 17 веке, прославившийся как провидец и избавитель от болезней. Как и в далекие времена, каким-то особым свойством обладает этот кусочек земли русской, подставивший свои ладони чудо-храму, притягивающему сердца и души людские, дающему им очищение и умиротворение. Храм имеет ступенчатый силуэт. Нижняя (теплая) церковь занимает подклет. Это Казанская. Над ней возвышается храм Преображения Господня с трапезной и открытой галереей, где мастерами местной школы были выполнены фрески, часть которых еще сохранилась. Казанская церковь стоит на круче, укрепленной огромными валунами, а камни те неподъемные. Выгружали их возле строящейся церкви все проходящие мимо суда, лодки, плоты. Всем миром возводили храм. Наверное, поэтому не властны над ним ни время, не ледяные торосы, ни весенние разливы, ни годы безверия и забвения.
Так же как и почти все церкви на Романовской стороне, Казанская церковь стоит одновременно на берегу Волги и около оврага.
Архангельская церкви (1746 г.). Спасо-Архангельская церковь построена на месте двух деревянных сгоревших. К церкви пристроена в 1830 году трехэтажная паперть. Вверху находилась кладовая, на втором этаже располагалось духовное училище. При церкви была богадельня для престарелых женщин из единоверцев. С 1854 года церковь была единоверческой и одной из самых богатых по внутреннему убранству.
Покровская церковь (1654 г.) - одна из самых старых в городе, это действующий храм, главный на Романовской стороне. На карте церковь отмечена № 7 (приложение №12).
Церковь напоминает большой белый парящий в небесах корабль.
В Покровской церкви есть очень редкая икона «Прибавление ума». Храму она досталась в наследство от Новопокровского монастыря, который располагался в этих местах, пока не был упразднен Екатериной. Об истории чудотворной иконы существует сказание: «Один благочестивый человек, иконописец, тяжело заболел. В видении ему явилась сама Матерь Божия и повелела писать её образ. Когда он писал икону – болезнь отступала, прекращал писать - болезнь возвращалась. По завершении работы он выздоровел окончательно. Перед образом Богоматери молятся о духовном прозрении и об успехах в учебе. Образ «Прибавление ума» отличается от общепринятых канонов тем, что Божья Матерь изображена на нем, одетой в одну священническую ризу вместе с Христом. Это символ того, что божественное и человеческое естество должны быть соединены в одно целое. Божья Матерь изображена на фоне стены, в которой виден проход, Богородица стоит как раз рядом с этим проходом, что означает, что только она и Ее Сын могут открыть человеку вход в Небесное Царство.
На краю Романовской части Тутаева стоит Троицкая церковь (приложение №13). Возвышается в живописном месте над Волгой, на северной окраине Романовской стороны города. Поскольку храм являлся кладбищенским, местные называли его «Троицким на погосте». До сих пор вокруг можно обнаружить множество надгробий, самые старые из которых относятся к началу XIX столетия. Деревянная предшественница Троицкой церкви упоминается уже в 1621 году: «За посадом, за оврагом, вверх по Волге церковь Живоначальные Троицы древяна.». Ныне существующая церковь возведена в 1783 году на средства горожан в трех престолах: Святой Троицы, святого пророка Илии и святителя Николая Чудотворца. Троицкая колокольня имела колокола голландского литья. Храм закрыли в 1937 году. «Хозяева» здания в советское время менялись: зерновой склад, инкубатор по выведению цыплят, склад Райпотребсоюза. С середины 1970-х церковь оказалась брошенной, 6 августа 2006 года, после реставрации, ее освятил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. Около Троицкой церкви находится еще один интересный памятник: кирпичная часовня. «Часовня-склеп Маслок, построенная по особому разрешению в 1892 г. романово-борисоглебским нотариусом Василием Исидоровичем Маслок после смерти его молодой жены и новорожденного сына. Позднее в этом склепе был похоронен и он сам с женой Екатериной
Часовня гармонично вписывается в местность, смотрится как дополнение к церкви. Она небольших размеров (5 х 5 м) и богато украшена. К сожалению, само захоронение не сохранилось. В городе есть дом Маслок, пожалуй, самый красивый и запоминающийся в левобережье».
При реализации проекта было проведено несколько занятий. На совместном с родителями занятии дети учились лепить колокольчики их пластелина
Родители вместе с детьми изготовили колокольчики из различных материалов. Дети нарисовали церкви, раскрасили раскраски, сделали аппликацию колокольчиков. Научились играть в различные игры с колокольчиком, с колотушкой.