Елена Ващенко
Приложение к проекту «Развитие творческой личности дошкольника средствами фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Приложение 1
Примерные схемы сказок-драматизаций.
«Коза-дереза»
Литературная основа. Русские народные сказки «Коза-дереза» (обр. В. П. Аникина, «Сказка о козе луплёной» (обр. А. Н. Афанасьева, «Коза луплёна», «Коза-дереза», «Коза-тарата» (обр. Ю. Г. Кругло-ва, «Старик и коза» (обр. Г. М. Науменко).
Цель. Выявлять возможности детей как создателей нового варианта сказки; стимулировать выбор средств выразительности для передачи образов.
Публикация «Приложение к проекту „Развитие творческой личности дошкольника средствами фольклора“» размещена в разделах
Игровая среда. Маски животных. Народные костюмы (рубашки, сарафаны, платки). Декорации (за-бор, избушка и др.).
Создание игрового сюжета. За основу взят вариант сказки, творчески переработанный детьми (Коза-дереза, убегая от деда и бабы, встречает новых персонажей: курочек, собаку со щенком, лошадь и завёт их с собой в лес, а в лесу зайчику помогают: лиса, волк, медведь, а петушок организует зверей в армию, которая выгоняет козу с другими домашними животными из дома, и ей приходится возвращаться к деду и бабе и просить у них прощения за обман, при этом домашние животные остаются также жить у деда с бабой.). В сюжет включены потешки, дразнилки, песни, игры с пением и танцами.
Творческие развивающие ситуации.
• Придумать шуточные характеристики героям сказки, используя дразнилки, небыли-цы, потешки, считалки и др.
• «Потешный раёк» (нарисовать серию картинок для потешной панорамы по мотивам сказки).
«Глиняный парень»
Литературная основа. Русская народная сказка «Глиняный парень» (обр. Н. Колпаковой).
Цель. Развивать интерес к народной сказке и способность к творческому осмыслению её содержания, к передаче сказочного образа в рисунке. Закрепить представления детей о предметах домашней утвари. Учить использовать нетрадиционные предметы для настольного театра.
Игровая среда. Глиняный горшок – балакирь. Предметы-заместители для настольного театра.
Вопросы и задания для игры-беседы. Представьте себе стеклянного человека, железного человека, деревянного человека. Откуда он мог появиться? Какого ещё человека можно придумать? Чем они отличаются? Изобразите, как они двигаются.
Создание игрового сюжета. Драматизация сказки с использованием глиняного горшка и поролоно-вых фигурок.
Творческие развивающие ситуации.
• Сказки-драматизации «Стеклянный человек», «Железный человек», «Деревянный человек» и т. п.
• Дорисовать силуэт горшка, изобразить сказочный персона
Художественное слово. Стоят два кола, На колах – бочка, На бочке – кочка, На кочке – дремучий лес. (человек)
Музыкальное сопровождение. Музыкальные зарисовки персонажей и эпизодов сказки. Русская на-родная потешка «Стучит-бренчит по улице».
Приложение 2.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ИГРЫ
Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, пере-живать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жиз-ни ребенка в будущем.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.
Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.
Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.
Взрослые пересчитывались — стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имити-руют серьезные занятия взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.
Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, ис-пользовались скороговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?
Русские народные игры, в которых принято было играть во время проведения обрядовых празд-ников, посвященных разным циклам земледельческого календаря.
Новый год.
Арина. Бабка Ёжка. Баба Яга. В углы Башмачник. Жмурки.
Рождественский сочельник.
Два Мороза. Скакалка. Масло. Орешек. С города долой!
Зимние святки.
Бабка. Гуськи. Дедушка-рожок. Краской. Прялица. Слепая курица и чулок. Слепой козел. «Черного» и «белого» не говорить, «да» и «нет» не повторять.
Масленица.
В каравай. Взятие снежной крепости. Водить козла. Горелки. Гори, гори ясно. Горшки. Крута гора. Лапти. Летят - не летят. Пирог. Салки. Салки- догонялки. Салки-мартышки. Салки с мячом. Пятнаш-ки с мячом.
Благовещенье.
«Ай да птица, что за птица!» Бабочки и ласточки. В птицы. Воробей. Ворон. Голуби. Жаворонок. Коршун. Ласточки. Огородник и воробей. Птички. Пчелы. Пчелы и ласточка. Филин и пташки.
Вербная неделя.
Верба-вербочка. Дед. Захарка. Мосток.
Пасха.
Игры с яйцами. Чье яйцо дольше покрутится? Катание яиц с горки. Бой яйцами. Солнышко-ведрышко. Береза. Медом или сахаром.
Красная горка.
В круги. Отгадывание.
Лялин день.
Ляля.
Егорьев день.
Лошадки. Пастух и стадо.
Троица (Семик).
В кресты. Венок. Водяной. Горячее место. Ерыкальце.
Никита-гусятник.
В утку. Волк и гуси. Гуси-гуси. Утка и селезень. Заинька. Утица. Уточка.
Давид – земляничник.
У медведя во бору. Волк в лесу. Медведь.
Николай Кочанский.
Капуста. Плетень.
Успение.
Кто с нами? Огородник. Пахари и жнецы.
Семенов день.
Муха. Охотники и собаки. Черный жук.
Покров.
Заря-зарница. Кружева. Молчанка. Пятнашки. У дядюшки Трифона.
Кузьма и Демьян.
Ворон и куры. Золотые ворота. Кузнецы. Курочки. Царевна
Приложение 3.
Считалки
Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их запоминают. Все участ-ники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейки, на траву, один из них выходит на середину и громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалочку, например:
Тара – бара, Домой пора — Ребят кормить, Телят поить, Коров доить, Тебе водить!
Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя. Тот, на кого выпадает последнее слово, становится водящим. Считалка не повторяется.
Приложение 4.
Скороговорки
В играх где все играющие делятся на две партии (группы, команды, вначале выбирают вожака (матку) для каждой партии, а затем уже определяют состав команд. Разделить всех игроков поров-ну, так, чтобы никому не было обидно, помогают сговорки.
Играющие образуют пары, отходят в сторону и сговариваются между собой, кому какое название взять. Это могут быть названия зверей, птицы, игрушки, растения и т. д. Разрешается применять шу-точные названия: цапы-цапы и топы-топы; дедушка Пыхто и бабушка Никто и т. п. сговорившись, пары подходят поочередно к тому или другому матке и спрашивают:
Матка, матка! Чего тебе надо?
Пирог с грибами или козла с рогами?
Из ведра ерша или из корзины ежа?
Выбирая названия, матка выбирает себе игроков. Скороговорки бывают разные.
Приложение 5
Диагностика развития творческой личности детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.
Критерии оценки Высокий уровень: 3 балла Средний уровень: 2 балла Низкий уровень: 1балл
1. Интерес к драматизации
Проявляет устойчивый интерес к драматизации - 3
Интересуется драматизацией - 2
Не проявляет интереса к драматизации - 1
2.Понимание идеи и со-держания произведения
Понимает главную идею произведения устного народного творчества, поясняет своё высказывание - 3
Понимает главную идею произведения устного народного творчества - 2
Понимает содержание произведения устного на-родного творчества - 1
3. Умение характеризовать персонажей
Даёт подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев - 3
Даёт словесные характеристики главных и второстепенных героев - 2
Различает главных и второстепенных героев - 1
4. Умение интерпретации
Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе произведения устного народного творчества - 3
Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета - 2
Затрудняется выделить единицы сюжета - 1
5. Умение пересказывать произведение.
Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи - 3
В пересказе использует средства языковой выразительности (сравнения, образные выражения) - 2
Пересказывает произведение с помощью педагога - 1
6. Эмоционально-образное развитие.
Творчески применяет в драматизациях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства выразительности - 3
Владеет знаниями о раз-личных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности - 2
Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затрудняется их продемонстрировать средствами мимики, жестов, движения - 1
7. Основы изобразительно-оформительской деятельности Проявляет фантазию при создании эскизов к основным действиям драматизации, создании рисунков по мотивам произведения устного народного творчества - 3
Создает эскизы к основным действиям драматизации, рисует по мотивам произведений устного народного творчества - 2
Создает рисунки по мотивам произведения устного народного творчества - 1
8. Основы коллективной деятельности
Проявляет инициативу, согласованность действий с партнёрами, творческую активность на всех этапах работы над драматизацией произведения уст. нар. твор. - 3
Проявляет инициативу и согласованность действий с партнёрами в планировании коллективной деятельности - 2
Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над драматизацией и постановкой произведения - 1