Ирина Томова
Беседы с детьми «Я и мое тело»
▼ Скачать + Заказать документы
Приложение к проекту
БЕСЕДЫ
Чтобы уши слышали.
Цели, задачи: закрепить знания детей о зрении, познакомить со строением уха и с основными правилами ухода за ними; развивать память, слуховое внимание, речевой слух, остроту слуха.
Материал: Предметы, игрушки, ширма, косынка для игр; схема уха.
Описание: Воспитатель: Ребята, на прошлом занятии мы с ребятами узнали, что главными помощниками человека являются (глаза). Глаза – орган чего? (зрения). А сейчас мы с вами будем снова играть, и узнавать других помощников человека.
Публикация «Беседы с детьми „Я и мое тело“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Игра «Назови, не ошибись» Я буду подходить к вам и дотрагиваться до разных частей тела, кто правильно назовет часть тела и количество, тот сядет на стульчик.
Игра «Узнай предмет по звуку» Вот ширма, за нею спрятались предметы. Их мы будем узнавать по звукам. Должно быть тихо – тихо, чтобы лучше услышать и определить к какому предмету относится звук. Кто догадается, руки в замочек сложите. (Можно вызвать несколько детей сказать воспитателю тихо, чей звук они услышали).
Как же вы узнали к какому предмету относится звук? (мы услышали). Что же вам помогло узнать? (уши). Уши – это орган слуха. (дети повторяют) Вы слушали, услышали, и вам помогал слух! Какую же пользу приносит человеку слух, где какие звуки слух помогает услышать? (например, дома, на улице)
Да, ребята, с помощью слуха человек слышит все те звуки, которыми наполнен наш мир (окружающий). А особенно важно для человека слышать речь других людей. Ведь с помощью слов мы общаемся друг с другом, передаем свои мысли, знания.
А вот как получается, что человек слышит. Как устроено наше ухо. Мы сейчас познакомимся – рассмотрим. Видимая часть органа слуха – наружная ушная раковина. Она определяет, откуда, т. е. с какой стороны поступает звук или звуки.
Дальше слуховые сигналы поступают во внешний слуховой проход. Ушная раковина и слуховой проход образуют наружное ухо. Дальше сигналы попадают в среднее ухо, состоящее из барабанной перепонки – это плотная кожистая перепонка, и трех косточек. Затем звуки поступают во внутреннее ухо. От внутреннего уха сигналы поступают в нервы и потом в мозг. Там сигналы превращаются в понятные для человека слова и звуки.
Ребята, на ушной раковине находится много точек, которые невидимыми ниточками связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок, и т. д.). Поэтому хорошо делать самомассаж ушных раковин. Мы с вами умеем делать, давайте (самомассаж ушей)
Орган слуха – это уши. С помощью ушей мы различаем голоса животных, шум дождя, журчание ручейка, музыку и человеческую речь.
Заткните уши ватой. Что произошло? (ответы детей). Сразу исчезли все звуки, вы перестали слышать.
Чтобы уши не болели, и слух всегда оставался хорошим, нужно знать и выполнять основные правила. Защищать уши от холода и сильного ветра; защищать уши от шума; не ковырять в ушах; не допускать попадания воды в уши; не сморкаться сильно; если уши заболели – обращайся к врачу!
Ребята, ваш слух улавливает громкие звуки, тихую, спокойную речь, а может ли ваш слух улавливать шепотом, сейчас проверим остроту вашего слуха.
Игра «Глухой телефон» (слова: игрушка, мышка
- Молодцы, ребята, хороший у вас слух. Слух большая ценность для человека. Не забывайте и берегите его!
«Глаза — зеркало души»
Цель: формировать познавательный интерес к человеку; познакомить с органом зрения – глазом; развивать мышление, связную речь.
Ход беседы.
Воспитатель задаёт детям загадку:
Два соседа-непоседы,
День на работе,
Ночь на отдыхе.
Правильно, дети, это глаза. А для чего они нужны?
Дети. Чтобы видеть.
Воспитатель: Как вы думаете, кто самый зоркий?
Дети. Орёл.
Воспитатель: Да, орёл парит на большой высоте и из-под облаков высматривает добычу. А кто видит ночью лучше всех?
Дети. Сова.
Воспитатель. Правильно, сова. Она легко отыскивает мышь в темноте. Ребята, попробуйте догадаться, почему зайца называют «косым»? Может, он плохо видит?
(Ответы детей).
Воспитатель. Дети, человек не видит в темноте, не такой зоркий как орёл, и не может охватить такое пространство, какое видит «косой» глаз зайца. Но глаз человека – ценный и тонкий «инструмент», именно такой, какой нужен ему, человеку. Как же он утроен? Солнечные лучи, на которые мы смотрим, попадают через зрачок в глазное яблоко (показ схемы).Мы его не видим целиком, потому что это яблоко глубоко спрятано в глубокую норку-глазницу, а наружу выглядывает только любопытный зрачок. Прежде чем попасть в яблоко, свет должен пройти через маленькое увеличительное стёклышко. С его помощью мы видим ясно и чётко. Недаром его назвали таким прозрачным, чистым именем – хрусталик. А дальше лучи света собираются на сетчатке глаз, и по нервам, как по проводам, сигналы мчатся в мозг.
Дети. И мозг всё понимает?
Воспитатель. Мозг не только понимает, но и даёт нужные команды. Например, в мозг прилетел сигнал: «Впереди яма!» Мозг даёт команду мышцам ног: «Повернуть направо! Обойти яму!» И вы не провалились - спаслись.
Дети. А ведь на самом деле получается, что нас спас мозг?
Воспитатель. Да, но ведь первым ему об опасности сообщили глаза. Глаза видят, а мозг принимает решения. Ребята, а ещё глаза могут рассказать не только мозгу, но и доктору, что человеку нужна помощь, что он болен.
Дети. Как же они рассказывают?
Воспитатель. У больного человека меняется цвет глаз. Недаром говорят, глаза – зеркало души, и в этом зеркале можно увидеть не только болезни, но и характер человека: добрый он или злой, простодушный или хитрый, обманывает или говорит правду.
Запомните, ребята, глаза – наши помощники. С их помощью мы любуемся природой, видим окружающее, узнаём друг друга. Берегите глаза!
«Наши друзья и помощники - органы чувств»
Задачи.
• Познакомить детей органами чувств человека. Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, обоняние, осязание, вкус в познании мира.
• Тренировать зрительные, слуховые, вкусовые ощущения, совершенствовать восприятие.
• Развивать исследовательские навыки и умения.
• Продолжать учить детей различать понятия «часть тела», «орган чувств», «вкус», «зрение», «слух», «обоняние», «осязание».
• Учить бережно относиться к своему здоровью, соблюдать правила гигиены.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Способствовать развитию уверенности в себе.
Ход
- Ребята, я прошу вас быть внимательными, потому что сегодня мы с вами будем учеными! Кто такие ученые? (Это люди, которые занимаются изучением какой-нибудь науки, они ставят опыты, проводят эксперименты.) Так вот, сегодня мы будем изучать себя, будем ставить опыты! И отправимся мы для этого в Институт Здоровья. Как будем вести себя в институте Здоровья? (Не шуметь, отвечать полным ответом, слушать внимательно). Итак, в путь!
- Скажите, как вы думаете, что у человека самое главное, важное, ценное в жизни? (Здоровье)
-Правильно, самое ценное у человека - его здоровье. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Соблюдать режим дня, правила гигиены, правильно питаться).
-Итак, мы пришли в институт Здоровья. Что мы видим? (плакат «Строение человеческого тела») Скажите, что вы знаете о строении человеческого тела? Из чего оно состоит? (голова, туловище, руки и ноги)
-А как вы думаете, для чего нам нужна голова? (Чтобы думать, дышать, говорить). Правильно, а вот то, с помощью чего мы думаем, дышим, говорим, называются органами чувств. Скажем вместе: «органы чувств». Знакомиться с органами чувств мы будем в лабораториях.
-Как вы думаете, что у нас внутри головы? (мозг). А зачем он нужен? (с помощью мозга мы думаем, размышляем, фантазируем). Человеческий мозг- очень сложное устройство! Ведь он выполняет роль хранилища всей информации, которую человек приобретает за всю жизнь! А вы знаете, что у мозга есть помощники? Сейчас мы с ними будем знакомиться. Заходим в лабораторию №1. Что здесь изучают, вы узнаете, отгадав загадку.
На ночь два оконца сами закрываются
А с восходом солнца сами открываются.
(Глаза)
-Правильно, глаз - орган зрения. Давайте все вместе скажем - «Глаз-орган зрения», а для чего нужны глаза? (ответы детей). Давайте проведем эксперимент. Закройте глаза. (Показываю руку)
-Что я сделала?
-А теперь откройте глаза. Вот что я сделала (показываю руку). Ваши глазки были закрыты и вы не могли знать, что происходило вокруг. А теперь другой эксперимент (показываю лист с изображением геометрических фигур). Проверим, могут ли ваши глаза узнать фигуру. Как называется эта фигура? (квадрат) Правильно, а эта? (круг). Сделаем вывод: глаза могут определять форму предмета. Интересно, а что еще они могут определить? (ответы детей). Скажите, какого цвета треугольник? А круг? Так что, значит, глаза могут и цвета различать? Интересно, а смогут ли глаза определить расстояние? Какая пирамидка находится ближе к вам, та, что у меня в руках, или та, что на столе? Вот это да! Давайте же вспомним все, что умеют делать глаза. Как вы думаете, нужно беречь глаза? А как? (не смотреть близко телевизор, не тереть грязными руками)
- А еще нужно делать зарядку для глаз.
1. Зажмурьте глаза, а потом откройте. Сделаем такое упражнение 5 раз.
2. Часто-часто поморгайте глазами.
3. Посмотрите вправо-влево, вверх-вниз.
- А что еще нужно для глаз? (Витамины)
Помни истину простую-
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьет.
- Входим в следующую лабораторию. Как вы думаете, что здесь изучают? (уши)
- А ухо это какой орган? (орган слуха). Проверим? Закройте плотно ладошками уши (говорю шепотом 2-3 слова)
-Что я сказала? Как, вы ничего не слышали? Почему? (ответы детей)
- Проведем еще один эксперимент. (За ширмой наливаю воду из одного стакана в другой, мешаю ложкой в стакане, шуршу бумагой)
-Что я делала? Молодцы, отгадали! Уши помогают нам различать звуки, и даже если мы будем в полной темноте, ваши ушки помогут вам сориентироваться в пространстве. Проверим? (Игра «Жмурки» с колокольчиком)
- Как вы думаете, ребята, а уши надо беречь? А как? (мыть, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку)
- А еще полезно для наших ушей делать зарядку!
Мы ладошки разотрем,
Смело ушки мы возьмем,
Сверху - вниз мы их пощиплем,
Пальчиками разотрем
-А теперь мы идем изучать…. Нос! Всем известно, что носы нужны не только для красы, а для чего еще? (чтобы дышать, различать запахи)
-Проверим, так ли это? Закройте одной ладошкой нос, а другой рот. Что вам захотелось сделать? (вдохнуть). Верно, значит, нос нам нужен для того, чтобы дышать. Но у него есть и еще одна обязанность. И это нам покажет следующий эксперимент. (Предлагаю детям понюхать ватные палочки из баночек. Баночка №1- вата пропитана чесноком, баночка №2 - духами)
-Что вы почувствовали? (запах чеснока и духов)
-значит, нос нам нужен еще и для того, чтобы различать запахи. Нос-орган обоняния (повторяем вместе). А носы нужно беречь? А как, знаете? (не совать в него посторонние предметы, не лазить грязными пальцами, не нюхать резкие запахи). А для человека важно различать запахи? Почему? (примеры детей)
-А давайте мы и носикам нашим сделаем гимнастику! Сделаем один глубокий вдох носом, а выдохнем ртом. А теперь носиком быстро-быстро сделаем вдох-выдох.
(Переходим в следующую лабораторию)
-Ребята, скажите, а что у вас находится ниже носа? (Рот). А что во рту? (Зубы, язык) возьмите кусочек хлеба (на зубочистке) и положите в рот, а зубочистки отложите. Съешьте хлеб… Зачем нужен рот? (чтобы кушать). А теперь сожмите губы пальцами и скажите «мама». Для чего еще нужен рот? (Чтобы говорить). Возьмите ватную палочку и одним концом обмакните в стакан №1.(В стакане соленая вода). Дотроньтесь ватной палочкой до языка. Что вы почувствовали? А теперь другой конец палочки обмакните в стакан №2 (Сладкая вода). Какой вкус? (сладкий)
-Значит, мы с вами можем смело утверждать, что нашли еще один орган-орган вкуса - язык! Скажите, когда вы ели хлеб, что помогло вам жевать? (Зубы). У вас здоровые зубки? А их надо беречь? Как вы бережете свои зубки? (Чистим, полощем рот после еды)
-Я вам покажу, как надо правильно чистить зубки. (Показываю свою ладонь с плотно зажатыми пальцами). Представьте, что пальцы - это зубы, а остатки пищи - кусочки бумаги (подкладываю кусочки бумаги между пальцами). Я возьму зубную щетку и буду чистить вот так: справа - налево. Остатки пищи удаляются? (Нет). А если чистить сверху - вниз? Мы избавились от кусочков пищи!
- Мы с вами оказались в последней лаборатории, где изучают органы чувств, которые отвечают за осязание. Это наши руки. Наши руки, как и все тело, покрыто кожей. Кожа на руках очень чувствительна. Руки - наши помощники. (Вызываю двоих детей). Повернитесь друг к другу, закройте глаза, нащупайте у своего соседа нос, уши, волосы.
- А теперь поиграем в игру «Волшебный мешочек» (В мешочке различные предметы по форме, материалу). Нащупайте руками предмет и скажите, какой он на ощупь? Что вы можете о нем сказать? Что это за предмет?
-Итак, мы с вами узнали, какие у нас есть органы-помощники. Назовите их, пожалуйста. (В помощь - доска с иллюстрациями)
-Теперь вы знаете, для чего они нужны. А как вы думаете, что у человека самое ценное? (Здоровье). Что надо делать, чтобы быть здоровыми? (Делать зарядку, принимать витамины, следить за гигиеной). Я вам желаю всегда быть здоровыми! Давайте нарисуем картину, где изобразим здоровых ребятишек, которые играют, читают, дружат. (Дети рисуют акварелью или карандашами- на выбор. – А теперь давайте выставим и полюбуемся нашими работами. Какие вы все молодцы!
«Как устроено наше тело».
Задачи:
• Систематизировать и расширить знания о частях тела человека.
• Развивать интерес к познанию собственного организма.
• Развивать мелкую моторику пальцев рук через обводку шаблона и работу с ножницами.
Ход
Представьте чудесный день! Давайте посмотрим, кто гуляет в парке. В траве играют двое детей: девочка и мальчик. На скамье сидят три женщины средних лет. По дорожке идёт старик. Его обгоняет подросток на велосипеде. Молодая мама гуляет с детской коляской. Мама, понятно, женщина, а вот ребёнок в коляске… Мальчик или девочка? Это наверняка знает его мама, но мы не будем её беспокоить. Скажем просто: в коляске едет маленький человечек. А там, подальше, бежит девочка с собакой.
Мальчик, девочка, подросток, женщина, мужчина, старик, младенец – кто они? (Ответы детей)
Они – люди. Все они такие разные: блондины и брюнеты, высокие и низкие, тонкие и толстые, белокожие, чернокожие и желтокожие… На Земле около 6 миллиардов жителей, но вы не найдёте среди них даже двух совершенно одинаковых людей! Мы все разные и всё же очень похожие между собой. А чем они похожи друг на друга? (Ответы детей)
Давайте поиграем в игру.
Игра «Сколько?»
Цель игры: повторить основные части тела и органы человека, систематизировать знания о их количестве.
Правила игры: педагог называет часть тела или орган, а деть хлопают в ладоши столько раз сколько у человека этих частей.
Примерные вопросы: руки – 2; ноги – 2; глаза – 2; уши – 2; нос – 1; голова – 1; пятки – 2; рот – 1; живот – 1; туловище – 1; пальцев – 10, колени – 2, локти – 2, спина – 1.
Молодцы вы хорошо знаете чего и сколько есть у человека.
А давайте посмотрим, как устроено тело человека. (Плакат «Тело человека») Наше тело устроено так: сверху – голова, находится в надежном месте; на ней спереди – то, с помощью чего мы узнаем об окружающем мире, познаем его – лицо. Покажите, где на лице находятся брови, ресницы, веки, щеки, рот, подбородок, лоб, ноздри, ушные раковины.
- Как вы думаете, почему подбородок так называется?
- А на что похоже ухо, чем оно напоминает раковину?
Голова укреплена на шее так, что может поворачиваться вправо и влево, благодаря чему мы видим, что находится вокруг. Руки находятся посредине туловища, чтобы ими было удобно пользоваться. На кистях рук – пять пальцев, ими удобно держать в руках предметы. Ноги – длинные и крепкие, чтобы удерживать и передвигать тело. Заканчиваются они ступни – для лучшей опоры.
- А как вы думайте, какими возможностями обладает наше тело? (Ответы детей) Оно гибкое, подвижное. Человек способен управлять им.
- Дети маленькие, а взрослые - …? Как вы это определили?
- А как можно узнать свой рост? Как измерить рост?
(Дети измеряют свой рост с помощью ростометра)
Физкультминутка:
У меня есть голова
Направо — налево, раз – два.
(Повороты головы направо – налево, наклоны головы)
Она сидит на крепкой шее,
Повертели – повертели.
(Круговые повороты шеей)
Затем туловище идет,
Наклон назад, наклон вперед,
Поворот – поворот.
(Руки на поясе, наклоны, повороты)
Умелые руки есть у всех,
Вверх- вниз, вниз – вверх.
(Рывки руками вверх – вниз)
Ноги нам нужны, чтоб бегать,
Прыгать, приседать, стоять.
(Бег на месте, подскоки, приседания)
Вот какое мое тело!
С ним все сделаешь на «пять».
“Наша кожа”
Задачи:
• Дать элементарные знания детям о коже человека.
• Формировать навыки личной гигиены.
• Закреплять звуковой анализ слов, совершенствовать навык слитного чтения.
• Развивать память, внимание, воображение, речь.
• Пополнять словарный запас детей словами: “Эпидермис”, “сальные железы”, “ороговевшие клетки”.
В группу входит Незнайка и осматривает свои руки, поднимает рукава, потом осматривает ноги). Недоуменно осматривает, и все время говорит – “ничего не понимаю”.
Воспитатель: - “Здравствуй Незнайка, я вижу ты чем- то огорчен, у тебя что- то случилось, ты что-то потерял?
Незнайка: - Я все лето загорал с Пончиком, кто из нас станет темнее. А теперь я стал совсем белый, а летом был похож на шоколадку. Где же мой загар теперь?
Сейчас мы тебе, Незнайка, все объясним. Садись, посмотри и послушай и ты все поймешь, почему твоя кожа стала белой.
Кожа – это наша природная “одежда”. Ее не надо снимать, гладить или покупать новую. Она всегда точно по размеру. Согласитесь, очень нужная вещь!
Наша кожа, хотя и не такая крепкая, как у слона или бегемота, но она надежно защищает организм от всяких повреждений и болезнетворных микробов. У кожи не совсем простое устройство. У нее есть два слоя: нижний слой и верхний слой – эпидермис. В нижнем слое много кровеносных сосудов и нервов, также находятся потовые железы и корни волос. Нижний слой делает кожу прочной.
Эпидермис тоже не простая штука. Он тоже имеет два слоя. Верхний слой эпидермиса – это ороговевшие (омертвевшие) клетки. В нижнем слое растут новые клетки, поэтому он называется ростковым. А еще в этом слое содержится меланин. Это красящее вещество делает кожу более темной, когда ты хорошенько позагораешь.
Незнайка: - А почему зимой загар куда – то исчезает?
Воспитатель: – Да потому что в ростковом слое эпидермиса образовались новые клетки, а старые “загорелые” ороговели, стали ненужными и постепенно исчезают, смываясь в ванной или под душем. Примерно так же постепенно исчезают с кожи следы от неглубоких царапин, ссадин или порезов. Потовые железы выделяют, конечно, пот. Ваш организм так охлаждается. Пот испаряется – организм охлаждается.
Незнайка: – А сальные железы зачем? Чтобы вырабатывать сало что ли?
Воспитатель – Да, они выделяют смазочное вещество – кожное сало. Кожа от этого становится мягкой, упругой, не растрескивается, как глина под палящим солнцем.
Незнайка: “Так вот куда делся мой загар и ссадины на коленках” (наклоняется приподнять штаны, а у него из кармана падают буквы).
Что это у тебя, Незнайка?
Не знаю, Знайка дал, говорит, сложи и узнаешь слово, а я не знаю, как складывать, ведь я не умею читать.
Давайте ребята, посмотрим, что у Незнайки.
Какое слово можно сложить из этих букв (дети выкладывают слово “кожа”).
Прочитайте что получилось?
Из каких звуков состоит первый слог?
Из каких звуков состоит второй слог? На какой звук падает ударение?
Произнесите слово так, чтобы хорошо слышалось ударение.
Ну что, Незнайка, видишь, что можно было сделать с буквами.
Незнайка: Ребята просто молодцы. У вас так интересно, но я пойду, пончику расскажу про кожу и попрошу Знайку чтобы научил меня читать.
До свидания, ребята.
«Мозг-компьютер в твоей голове».
Задачи:
• сформировать элементарное представление о головном мозге;
• прививать навыки здорового образа жизни.
I. Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «доброе утро!»,
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
- Давайте все дружно скажем эти «волшебные» слова - «доброе утро!» - еще раз!
Знакомство с понятием «головной мозг».
- Сегодня Неболейка расскажет нам о головном мозге. Мозг – вроде начальника над всеми органами. Он все знает, за все отвечает. В мозг по нервам, как по проводам в штаб. От всех органов поступают сигналы, и сам мозг обратно команды посылает. Например, вы прикоснулись к горячему чайнику, нерв мгновенно закричит мозгу: «Спаси! Больно!». В тот же миг мышцы получат команду: «Отдернуть руку»! Мозг отдает приказы всем органам, мышцам, сообщает нам о тепле, холоде, боли – т. е. обо всем.
- Посмотрите, как выглядит головной мозг человека (демонстрация рисунка или муляжа).
III. Эстафета «То жара, то холод».
Две команды находятся по обе стороны друг от друга, в середине комнаты стоит коробка с кубиками синего и красного цвета, на полу мелом нарисован круг. Воспитатель напоминает, что нервы сообщают мозгу о соприкосновении с теплом и холодом, и от этого кожа покрывается потом или «гусиной кожей» (пупырышками). Одна команда будет сообщать мозгу о соприкосновении кожи с холодом, а дети, как нервы, будут выбирать из общей коробки кубики только синего цвета и строить из них пирамиду в круге (круг – это «мозг»); другая команда будет сообщать о соприкосновении с теплом, у нее должна получиться пирамида из кубиков красного цвета.
IV. Беседа, «как заботиться о здоровье, или Как сохранить мозг здоровым».
- О мозге, как и о других органах, нужно заботиться.
Вот некоторые правила:
• Полезно и регулярно делать зарядку;
• Нужно хорошо высыпаться;
• Нужно регулярно питаться;
• Старайся узнать что – то новое и интересное.
V. Закрепление материала.
Игра с мячом «Вопрос – ответ»:
- Что делает мозг?
- Как мозг «командует» другими органами?
- Как нужно заботиться о мозге?