Лариса П
«Приключения в весеннем лесу». Конспект НОД в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в подготовительной группе
«Приключения в весеннем лесу»
Цель: Обобщение представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.
Задачи:
1. Углубить представления о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (снег тает, потому что солнце стало пригревать сильнее и т. д.).
Публикация «„Приключения в весеннем лесу“, Конспект НОД в подготовительной группе» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
2. Развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки, интерес к жизни птиц.
3. Воспитывать у детей отзывчивость, доброе заботливое отношение к птицам, любовь ко всему живому.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие.
Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.
Виды деятельности: коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы, игровая, изобразительная, двигательная.
Предварительная работа: Беседы о весне, солнце, о птицах. Рассматривание иллюстраций «Времена года». Наблюдение на прогулке: (проталины, лужи и ручейки, белоснежные кучевые облака, возвращение из теплых краев перелетных птиц). Д/игры «Четвертый лишний»; «Собери картинку». Разучивание пословиц загадок о весне, чтение сказок, стихов, повторяли приметы весны.
Предметно-пространственная развивающая среда: Проектор, ноутбук, магнитная доска, видеофильм «Весна», предметные картинки по теме «Птицы», аудиозапись «Звуки природы», «голоса птиц», макет дерева, заготовки утят и утки из теста, желтая и коричневая гуашь, кисточки, досточки, влажные салфетки, стакан с водой, трубочки на каждого ребенка, слого – звуковые фишки на каждого ребенка, буквы: М,А,Р,Т, шаблоны цветка – на каждого ребенка, 2 тазика с водой, 2 стола.
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. Возьмитесь за ручки и улыбнитесь друг другу.
Психоэмоциональный настрой детей
Воспитатель: Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся и, друг другу улыбнемся.
Ребята, улыбнитесь друг другу и всем гостям.
Воспитатель: Ребята, вы стоите, взявшись за руки. Какую фигуру вы образовали?
Дети: Круг.
Воспитатель: На что похож круг? (ответы детей).
Воспитатель: Вы назвали много предметов, молодцы. И про весеннее солнце сказали. Это самый первый и главный признак весны. А какое оно солнце?
Дети: Весеннее, тёплое, жаркое, лучистое, весёлое, ослепительное.
Проблемная ситуация
На экране появляется Злюка – Бесцветица и голос вороны кричит: (слайд №1)
«Карр - карр! Беда-беда! В нашем лесу произошло невероятное! Всё потеряло свою окраску. Я знаю, это проделки Злюки – Бесцветицы! Она не хочет, чтобы в лес пришла весна! Что бы лес был наполнен трелями птиц и яркими цветами! Карр-карр! Беда-беда! Спасите, помогите!»
Воспитатель: Вот это, действительно беда! Что же делать?
Определение детьми цели деятельности
Дети: Надо помочь, жителям леса.
Воспитатель: Но, Злюка – Бесцветица, нас просто так в лес не пропустит, наверняка она приготовила какие, то испытания. Не боитесь трудностей?
Дети: Нет.
Воспитатель: Я тоже так думаю, нам не страшны трудности и испытания, ведь мы дружные, сильные, ловкие и умелые! А наши знания делают нас ещё более дружными и смелыми.
Мотивация детей к деятельности
Воспитатель: А как мы попадем в весенний лес? (предположения детей).
Воспитатель: А хотите, что бы нас туда перенес волшебный ручеек?
Возьмите стаканчики с трубочкой и на счет три начинаем дуть. Игра с водой (изображают ручеёк - дуть через соломинку в стакан с водой).
звучит фонограмма- ручеек
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Воспитатель: Откроем глазки. А вот и первое испытание. (Появляется слайд №2 – времена года: осень, зима лето, а весны –нет –белый квадрат)
Воспитатель: Ребята, Злюка – Бесцветица, спрятала все признаки весны, нужно помочь вернуть их. А поможет нам в этом волшебная картинка, правда здесь все перепутано, наша задача выбрать те явления природы, которые относятся к весне. (слайд №3) Дети выбирают и появляются картина «Весна»
Воспитатель: Как здорово, мы справились с этим заданием. Какое время года появилось?
Дети: Весна. (Слайд №4)
Воспитатель: Как называются весенние месяцы? (Март, Апрель, Май).
А какой весенний месяц идет сейчас? (март). Кто может выложить из букв это слово? А теперь, возьмите фишки и составьте схему слова март.
Сколько звуков в слове март
Дети: четыре звука в слове.
Воспитатель: сколько согласных звуков в слове март?
Дети: 3 согласных звука.
Воспитатель: перечислите их и скажите какие они.
Дети: М, Р,Т, - согласные твёрдые звуки.
Воспитатель: Сколько гласных звуков в слове март
Дети: один гласный звук.
Воспитатель: сколько слогов в этом слове, почему?
Дети: в этом слове один слог. Потому что один гласный звук.
Воспитатель: сколько гласных звуков столько и слогов.
Воспитатель: Молодцы! Но, у нас еще много работы впереди, посмотрите, что это? (Слайд №5 - знак вопроса, а под ним написано «Пословицы и поговорки».) Злюка – Бесцветица, хочет, чтобы мы назвали пословицы и поговорки о весне. Вы их знаете? Назовите.
Дети:
1. Летит скворец – зиме конец.
2. В марте вода – в апреле трава.
3. Февраль силен метелью, а март капелью.
4. Вода с гор потекла, весну принесла.
5. Весенний день год кормит.
6. Апрель с водою, май с травою.
7. Длинные сосульки - к долгой весне.
8. Весна красна цветами, а осень пирогами.
Воспитатель: Да, ребята, весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Хотите посмотреть, как просыпается природа? Подойдем к волшебному столу.
(Подходим к столу, где стоит тазик с водой, на столе лежат бумажные цветы).
Опыт№3 Раскрывающиеся водяные цветы. (Слайд №6)
Гипотеза: При намокании бумажные лепестки начинают двигаться, «раскрываясь».
Дети берут цветок и опускают на поверхность воды с миской. Когда лепестки промокнут, цветок раскроется. Как вы думаете, почему лепестки раскрылись на воде?
Вывод: (Щелк) Когда вода проникнет в бумажный цветок. Волокна бумаги набухают. При этом лепестки начинают двигаться, «раскрываясь».
Воспитатель: Необычной красоты бывают лесные поляны весной. Сейчас на одной из них мы с вами побываем. (Слайд № 7 - загадки) Ну вот опять ничего нет, прочитайте задание.
1. На лесной проталинке
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький …
(Подснежник)
2. Замечательный цветок,
Словно яркий огонёк.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный, бархатный … (тюльпан)
3. Белые звоночки
У меня в садочке
На зелёном стебельке
Прячутся в тенёчке. (ландыш)
4. То он Солнышко лучистое,
То он Облачко пушистое.
Лета ждать не захотел.
Ветер дунул - облетел!
(Одуванчик)
Воспитатель: Молодцы ребята и с этим заданием справились. Посмотрите какие красивые цветы выросли на нашей полянке. А как назвать, одним словом эти цветы?
Дети: Первоцветы.
Воспитатель: А почему их так называют?
Дети: Потому, что они раньше всех цветов появляются.
Воспитатель: Если прислушаться весной, то услышишь, как все живое в природе радуется ее приходу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнем,
А потом опять пойдем!
Ребята, пройдём на поляну, присядем, вдохнём свежего воздуха и послушаем спокойную музыку, посмотрим как пробуждается природа.
(видеофильм весна)
Воспитатель: Отдохнули? Пора в путь.
Физкультминутка: «Лесная полянка»
На носочках по тропинке,
Друг за другом мы пойдем,
В маленькие лужицы,
Не наступим, обойдем,
Вот деревья на пути,
Надо нам сюда зайти.
Воспитатель: (Слайд №8) Вот мы и в лесу. Нас встречают лесные обитатели. Но, это только силуэты животных. Это снова проделки Злюки – Бесцветицы. Если нам попробовать отгадать, какому животному принадлежит силуэт, может это вернёт им цвет?
(Дети отгадывают силуэты – появляются животные: медведь, лиса, еж. Заяц.)
Воспитатель: Ребята, а что еще происходит в лесу весной с животными?
Дети: Весной у них у всех появляются детеныши.
Воспитатель: Но где же они? (Слайд №9 - игра «Где, чей детеныш»).
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Мы с вами помогли каждой мамочке найти своего детеныша. А солнышко будет согревать своими лучиками каждого из них. Они будут расти, и превращаться в красивых животных.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг тихо, грустно и чего – то не хватает. Как вы думаете чего? Вспомните одну из примет, кто весной возвращается в родной край.
Дети: Птицы.
Воспитатель: Все верно, самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают птицы и приносят её на своих крыльях. Но, где, же они?
(Подходят к дереву, где сидят силуэты птиц.)
Воспитатель: Ребята, а что это такое? Да это же чудо – дерево! Посмотрите, какие на нем птицы! Вы узнали их?
Дети: Грач, соловей, кукушка, ласточка, скворец.
Воспитатель: А как можно назвать этих птиц одним словом?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: А почему их называют перелетными?
Дети: Потому что они улетают на зиму в теплые страны.
Воспитатель: А почему птицы улетают в теплые края?
Дети: Потому что им страшен голод.
Воспитатель: Правильно. А с наступлением весны птицы возвращаются и радуют нас своим пением.
Ребята, а кто знает, какая первая забота у птиц весной?
Дети: Построить гнезда.
Воспитатель: А из чего птицы строят гнезда?
Дети: Из веточек, соломы, мха, коры, земли.
Воспитатель: Молодцы! А где птицы устраивают гнезда?
Дети: На деревьях.
Воспитатель: Ребята, а чем люди могут помочь птицам?
Дети: Можно сделать и развесить скворечники.
Воспитатель: Но мы можем помочь не только скворцам, но и другим птицам. ( Слайд: № 10) – «рассели птицу в нужное гнездо») Но наши гнёзда не простые, они слоговые. Первое гнездо для птицы с тремя слогами. Для кого оно?
Дети: Ласточка
Воспитатель: А ласточка где строит гнездо?
Дети: В бане или сарае.
Воспитатель: Второе гнездо для птицы из одного слога.
Дети: Грач
Воспитатель: А где грач строит свое гнездо?
Дети: На дереве
Воспитатель: Третье гнездо для птицы из двух слогов.
Дети: Аист
Воспитатель: А где аист устраивает свое гнездо?
Дети: На крыше
Воспитатель: Вот и у наших птичек теперь есть гнёздышки. Теперь их ждёт вторая забота. Какая?
Дети: Отложить яйца, вывести птенцов.
Воспитатель: Ребята я знаю одну утиную семью, которая, уже вывела своих утят. Хотите с ними познакомится?
Дети: Да.
Воспитатель: Для этого нам необходимо решить задачу. (Слайд №11 - задача)
Дети: Решают задачу, находят ответ.
Воспитатель: А вот и утиная семья. (Подходят к «Речке»)
Ой, ребята, посмотрите Злюка – Бесцветица, украла цвет у утят, которых я хотела вам показать. Что же делать?
Дети: Надо их раскрасить.
Воспитатель: Возьмите по утеночку и пройдите за столы.
А чтобы у вас все хорошо получилось, мы поиграем с пальчиками.
Пальчиковая игра «Утята»
Встали как-то утром в ряд
(постепенно разжать кулаки, по одному пальцу)
Десять маленьких утят.
(показать 10 пальцев)
Посчитались, удивились,
(указательным и большим пальцами изобразить удивительно раскрытые клювы утят)
На две группы разделились.
(руки в стороны, пальцы растопыренные)
Перышки почистили,
(щепоткой гладить по очереди от основания до кончика пальчики другой руки)
Головками повертели,
(пальцы сложить в виде головок утят, покрутить ими из стороны в сторону)
Червячка склевали,
(хватательные движения клювами – пальцами)
К речке побежали.
(Пальцы «побежали» по столу)
Воспитатель: Я буду раскрашивать маму – утку, а вы утят.
Слайд №12 (Работа за столами – звучит спокойная музыка)
Воспитатель: Какие красивые утята у вас получились! Пригласите утиную семью на водную прогулку. (Высаживают утку и утят на «воду».)
Воспитатель: (Слайд № 13) Молодцы, ребята! Вы настоящие друзья. Посмотрите, как в лесу стало светло. Запели песни птицы. И лес ожил.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Воспитатель: В волшебном лесу всё на своих местах. А кто помог снять злые чары Злюки – Бесцветицы?
Дети: Мы.
Воспитатель: Почему у вас это получилось?
Дети: Мы смелые, сообразительные, внимательные, не боимся трудностей.
Воспитатель: Для чего, мы, всё это делали?
Дети: Что бы птицы смогли разлететься во все концы и подарить нам свои песни, наполнить мир яркими цветами. Что бы у животных появились детеныши.
Воспитатель: Скажите, вам было трудно?
Воспитатель: Ребята, на столе лежат смайлики, но они разные. Посмотрим. Чем они отличаются? ( настроением: радость, задумчивость, грусть). Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если, совсем, трудно - грустного.
Воспитатель: Почему ты выбрал этого смайлика?
Нам пора возвращаться. Возьмите стаканчики с трубочкой и на счет три начинаем дуть.
Звучит фонограмма- ручеек.